Половину доходов бюджета Белгородской области обеспечили металлургические компании
-
Новость
-
Новость
В 2021 году поступления налога на прибыль от предприятий горно-металлургической отрасли выросли в 3 раза. Власти довольны объёмом доходов, но хотят постепенно снять зависимость региона от рынка металлов, цены на котором могут существенно меняться.
Вице-губернатор по финансам Владимир Боровик на заседании правительства 11 октября заявил, что 2021 год с резким ростом налоговых поступлений стал контрастным на фоне 2020-го.
«В условиях пандемийного 2020 года поступление налоговых доходов сократилось почти на 4 %. Тогда бюджет сохранил свою сбалансированность, притом что в отдельные месяцы падение доходов достигало 18 %. 2021-й стал крайне нестандартным: мы наблюдаем взрывной рост налоговых платежей, который даёт нам основания для оценки доходов областного бюджета в 129 млрд рублей, или с ростом в 1,7 раза к 2020 году», – заявил Боровик.
Собственные доходы областного бюджета растут с 76,1 до 129 млрд, при этом почти на 2 млрд рублей вырастут доходы и всех местных бюджетов в районах и округах (с 21,8 до 23,7 млрд).
Налог на прибыль обновляет рекорды на фоне роста цен на рынке металлов – на ближайшие годы власти планируют небольшое снижение после пиковых значений 2021 года: в 2022-м – на 9 %, а в 2023-м – на 5 %.
«Поступление налога от металлургических организаций составило половину всего годового бюджета области. На 2022 год налоги на прибыль снизятся на 16 %, или почти на 13 млрд рублей (с 81,2 до 68,3 млрд). От динамики цен на металл напрямую зависит налог на прибыль, и здесь у нас по металлургическим организациям запланировано снижение на 20 %», – подчеркнул Владимир Боровик.
Примечательно, что после постепенного снижения налогов от металлургии в 2018–2020 годах в 2021-м поступления по налогу на прибыль выросли троекратно: с 27,5 до 81,2 млрд. Теперь же доходы чисто от металлургической отрасли с 65,9 млрд в 2021году, по прогнозу правительства, могут сократиться до 52,7 млрд (те самые 20 %) – это будет свидетельствовать о стабилизации цен на металлы. Кроме того, для металлургов меняется налоговое законодательство.
В целом даже такое сокращение поступлений – оптимистичный сценарий для региона, потому что и этот объём налогов будет выше обычного за последние годы.
По словам Боровика, в правительстве довольны ростом доходов, но такая сильная зависимость от рынка металлов позволяет уверенно прогнозировать только ту часть доходов, которая обеспечена НДФЛ и налогом на прибыль неметаллургических организаций. Привязывать постоянные расходы бюджета к таким высоким ценам на металл проблематично из‑за высокой волатильности (амплитуды колебаний) цен на металл.
На этом фоне регион намерен активно подтягивать и иные отрасли – власти хотят, чтобы пропорции по налогам соответствовали вкладу отраслей в валовый региональный продукт. По итогам 2020 года ВРП составлял 993,6 млрд рублей. Если по добывающей отрасли и обрабатывающим производствам эти пропорции примерно равны, то по сельскому хозяйству при вкладе 16,3 % в ВРП объём налогов составляет лишь 6,8 %.
Поэтому Владимир Боровик призывает вспомнить об идее налога на прибыль для сельхозорганизаций, от которого сейчас они освобождены. Кроме того, явные диспропорции видны в строительной отрасли: её вклад в ВРП составляет 6,1 %, а доля налогов – лишь 3,2 %.
«Низкая отдача свидетельствует о возможном применении схемы оптимизации налогообложения», – считает вице-губернатор.
В целом же, по мнению Владимира Боровика, цель по удвоению регионального ВРП к 2030 году поможет сделать бюджет более прогнозируемым и уравновешенным. Более-менее равный вклад крупных отраслей в налоговые доходы сделает финансовое положение области более стабильным и не зависящим от резких скачков на мировых рынках.
Сергей Шевченко