Откуда цены растут.Почему местные продукты в Белгороде стоят дороже, чем в других регионах
Этим вопросом задавался каждый белгородец, хоть однажды попавший в продуктовый магазин в другом регионе
-
Статья
-
Статья
Вот и врио губернатора Вячеслав Гладков удивился. Ответ на этот вопрос глава региона искал в Борисовке и Грайвороне.
Не понятно почему
Буквально тремя днями ранее подскочившим ценам на сахар, подсолнечное масло, хлеб и муку удивлялся Владимир Путин на совещании по экономическим вопросам. Своё удивление он выразил в поручении главе кабмина Михаилу Мишустину разобраться с ростом цен, а тот переадресовал его вице-премьерам, министрам, главам профильных ведомств. По цепочке удивление спустилось в регионы. Вячеслав Гладков задал наболевший вопрос сначала представителям крупных компаний.
«Мы разговаривали с производителями, но нужно говорить с торговыми сетями и магазинами», – сказал он на совещании по развитию сельского предпринимательства в Грайвороне 12 декабря.
И уже обращаясь к фермерам, предположил, что у них должно быть больше предложений о том, как удержать рост цен.
«Санкции, ковид – доходы людей падают, и цены на продукты для любой семьи имеют большое значение. Посмотрев незамыленным взглядом, могу сказать, что в Белгороде достаточно высокие цены на рынках. Не очень понимаю почему».
В программе поездки врио – сыроваренный цех, осетровая ферма, консервный завод, яблоневые сады, молочная ферма. Их продукция реализуется либо в сегменте В2В (бизнес для бизнеса), либо как деликатесный продукт.
Например, борисовские сыры, качество которых подтверждено участием в самых престижных ярмарках России и Европы, попадают в ценовой сегмент «средний класс плюс» из‑за высокой себестоимости. На 1 кг твёрдого сыра уходит 12 л молока, плюс время на вызревание, и стоимость получается от 990 до 1400 рублей за килограмм.
Кстати о деликатесах
Эту нишу мелкие производители занимают волей или неволей. Наталья Кривенкова из Яковлевского округа на совещании рассказала о своей козьей ферме в 500 голов, стремлении дорастить стадо до 2 тысяч и получить статус племенного хозяйства. Ферме шесть лет, есть цех переработки с автоматизированной линией пастеризации и разлива, системы для хранения и перевозки молока.
«Развиваться тяжело, проблем много, но главное – реализация, – озвучила она. – Летом при удое 3,5 тонны в неделю мы продавали в Белгороде по 50 л. Сетям мы не интересны, я писала везде, где могла – все отказали».
Отказали белгородские сети. Поэтому молоко сдают на переработку в Москву, и затем оно поступает в московские магазины. Выход Кривенко видит в том, чтобы уходить в сегмент дорогих сыров и продавать их в Москве.
«Но мы не на это настраивались! Мы хотим производить молоко, чтобы его дети пили, аллергики, люди, у которых проблемы со здоровьем, – заметила она и спросила, есть ли возможность у фермы зайти в социальные программы и поставлять молоко в соцучреждения: тубдиспансер, санатории.
Поскольку санаториев в области мало, Вячеслав Гладков предложил сформировать предложения для ставропольских здравниц и передать их делегации, которая прибудет в Белгородскую область уже 19 декабря.
Что в итоге
«Я ставил цель найти пути, как снизить цены на продукты питания, за счёт каких мер и действий. То, что мы посмотрели, – продукты, не рассчитанные на широкие слои населения, поэтому не могу сказать, что выполнил задачу, которую ставил, – резюмировал в завершение объезда Вячеслав Гладков. – Но я увидел потенциал: есть предприимчивые люди, которые пошагово идут к своей цели, у них правильный системный подход. Это говорит о том, что самое главное – желание. Если есть желание, шаг за шагом развиваешься, улучшаешь благосостояние своей семьи и даёшь возможность людям заработать деньги, вкладываешься в развитие перспективной отрасли».
Все производители говорили ему о нехватке земли. Навскидку решение видится в кооперации с частными подворьями и, возможно, крупным бизнесом, поскольку незанятой земли в регионе нет.
«Нужна системная работа департамента АПК и правительства. Главное – чтобы была инициатива от людей. Мы можем дать механизмы, но если нет человека, который тянет этот воз, у нас ничего не получится, – сказал врио губернатора. – Люди есть, у них есть желание и планы – будем работать».
Опять про кооперацию
Мелкие сельхозпроизводители выпускают продукции на 18 млрд рублей в год. Чтобы оставаться на плаву, им важно наладить сбыт, а значит нужны конкурентные цены, которые в свою очередь складываются из затрат. Решить эти общие проблемы можно только за счёт кооперации.
Исполнительный директор Ассоциации КФХ и сельхозкооперативов (АККОР) Светлана Скрыпка рассказала, что для развития кооперации создана целая структура взаимодействия: департамент АПК, ДЭР, областной фонд поддержки предпринимательства, общественные организации. На уровне области есть центр, который формирует планы и стратегии развития.
За последние пять лет количество кооперативов в области выросло в четыре раза, только в этом году сформировали 28 новых, и всего их в регионе 196. Кстати, численность кооперативов – один из ключевых показателей эффективности работы департамента АПК и местной администрации.
«Остро стоит проблема сбыта – с сетями работать трудно, важно развивать альтернативные инструменты торговли: сеть региональных фермерских магазинов, кооперативные рынки и постоянно действующие ярмарки. Без этого кооперативы не смогут выдержать конкуренции с большими компаниями», – заявила Скрыпка.
Слова показались очень уж знакомыми, и действительно, в 2015 году мы писали о перспективах кооперации, которые обсуждали на заседании областного правительства в Шебекинском районе. Всё слово в слово: затраты, объёмы, рынки сбыта, альтернатива сетям.
Многоуровневые системы есть, а доступных фермерских продуктов нет, альтернативы сетям так и не придумали.
Хотя почему не придумали
— Самый простой способ убрать все проблемы – ярмарки входного дня, когда торговлю проводят прямо на проезжей части. Договариваемся с муниципалитетом и налоговой инспекцией, все затраты по уборке улицы берём на себя. Это нужно или нет? – спросил врио губернатора у Скрыпки.
— Нужно.
— А в чём проблема, почему не проводим?
— Проводим по выходным, но нужно участить, – неуверенно ответила она.
На самом деле альтернативы придумывают постоянно, но отчего‑то всё выходит не так как задумывается. Ещё в 2007 году для поддержки мелких агропроизводителей создали сеть магазинов «Фермер», которая и должна была продавать фермерскую продукцию напрямую от производителя. Однако она быстро стала одной из многих торговых сетей, без каких‑либо преференций для самих производителей.
В 2015 году была программа льготного предоставления торговых мест на рынках и ярмарках для фермерской продукции «30/30»: местным производителям 30 % торговых мест дают со скидкой 30 %. В мае 2019 года при подготовке материала о рынках, местные производители говорили о том, что она не работает. Да и нынешние разговоры свидетельствуют о том же.
В том же 2015 году Алёна Четверикова зарегистрировала ООО «Дары Белогорья». Её основным видом деятельности значилась торговля овощами и фруктами. По Белгороду стали открываться одноимённые овощные павильоны в кварталах многоэтажек, что очень удобно. На удивление покупателей, Белогорье оказалось щедрее, чем можно было представить: лимоны, бананы, гранаты, киви.
ООО в этом году ликвидировали, киоски работают, но в формате пунктов перепродажи овощей и фруктов с оптового рынка. Очередной посредник между далёкими производителями и местными покупателями. На вопрос о местной продукции продавцы только улыбаются.
В этом году белгородская мэрия и Ассоциация рынков и ярмарок запустили 11 социальных ярмарок, оборудовав места стихийной торговли прилавками. Доступно примерно 150 торговых мест, в планах – увеличить их до 400. Если они не скатятся до стихийных толкучек, то, может, белгородские овощи, молоко, сыры и рыба станут ближе и доступнее местному покупателю.
Ирина Дудка