Высокая конкуренция, налоги и низкая платёжеспособность – главные проблемы торговли
-
Новость
-
Новость
Представители розничной торговли Белгородской области заявили об удовлетворительной ситуации в отрасли, но посетовали на недостаточно высокие торговые наценки.
В расширенном докладе Белгородстата о социально-экономическом положении Белгородской области по итогам III квартала 2019 года опубликованы данные обследования организаций розничной торговли и опроса участников отрасли.
Более 80 % руководителей торговых предприятий нынешнюю экономическую ситуацию оценили на удовлетворительно.
Индекс предпринимательской уверенности в торговле по итогам III квартала составил 5,2 %. Этот показатель представляет собой среднее арифметическое из оценок экономического положения предприятия в III квартале по сравнению с предыдущим кварталом и ожидаемыми изменениями в IV. В показателе учтены также складские запасы магазинов. По сравнению с II кварталом этот индекс сократился с 7,5 %. Однако и нынешний показатель белгородских торговцев выше среднего по России – 3,98 %.
Более 67 % респондентов среди факторов, которые ограничивают рост розничной торговли, назвали высокую конкуренцию. При этом 2/3 торговых организаций считают конкуренцию для себя средней.
На втором месте по упоминаемости среди ограничивающих рост отрасли факторов – высокий уровень налогов – на него сослались 42,3 % опрошенных. Замыкает тройку главных барьеров для развития – низкая платёжеспособность населения, её отметили 34,6 % опрошенных представителей бизнеса.
Чуть меньше 20 % опрошенных в числе ключевых ограничений указали высокую арендную плату, 15,4 % – недостаток финансов, 11,5 % – высокие транспортные расходы, 9,6 % – высокие проценты по кредитам.
Несмотря на расхожее мнение о переизбытке торговых площадей, на их недостаток пожаловались почти 4 % респондентов. Однако в данном случае опрос вёлся по всей области, в том числе и в небольших населённых пунктах. 4 % заявили о сложностях с получением займов, а около 2 % пожаловались на скудный ассортимент товаров.
Средний уровень торговой наценки в целом по области по итогам III квартала составил 26,7 %, в том числе 17,8 % – на социально значимые продовольственные товары. Однако в торговом бизнесе уверены, что для стабильной работы эта наценка должны быть выше. Руководители торговых компаний считают, что средний уровень наценок должен составлять 38,7 %, а по социально значимым товарам – 26,3 %.
Несмотря на негативные факторы, 88,5 % представителей розничной торговли считают, что экономическая ситуация в обозримом будущем не ухудшится, а 23,1 % опрошенных даже выразили надежду на её улучшение.
Вместе с тем в торговле продолжают меняться формы дистрибуции.
Обследование III квартала показало, что удельный вес продажи через интернет, по почте, по заказам и через телемагазины достиг 18 % в общем объёме розничных продаж в регионе. При этом 22,4 % в объёме проданных товаров продано в кредит.
В целом по итогам десяти месяцев 2019-го оборот розничной торговли в Белгородской области подрос к прошлому году на 1,7 % – до 294 млрд 163 млн рублей. Почти 66,3 млрд из этой суммы приходится на оборот в ретейлах. Причём в торговых сетях по итогам десяти месяцев отмечается более заметный рост в 6,4 %, чем в целом по отрасли.
Сергей Шевченко