Хендмейд – и никакого мошенничества. Как серёжки из глины помогли белгородке начать бизнес
Ирина Бондарь поделилась с «БелПрессой» опытом продажи собственноручно изготовленных украшений в обычном и интернет-магазине
-
Статья
-
Статья
Тогда, в 2010-м, мода на бижутерию ручной работы как раз завоёвывала своего покупателя, в том числе в Сети. У Ирины не было никакого бизнес-плана, зато был очень женский и предельно понятный фешен-план: сделать оригинальные украшения для своего собственного гардероба.
Ёжик в тумане
«Я не собиралась ничего продавать. Мне было 20, и я просто хотела быть красивой и при этом как‑то отличаться от всех. Насмотревшись роликов в Интернете, вдохновилась работами мастеров, которые лепили ожерелья, серьги, браслеты из полимерной глины. И неожиданно мой парень Антон притащил огромный пакет этой глины нам. Я испугалась: что мне делать с таким количеством? Но потом ещё раз открыла видеоуроки, мастер-классы и начала пробовать.
Глина как пластилин. Было забавно снова окунуться в детство. Разминаешь её руками, потом формируешь основу и начинаешь прорабатывать детали. С самого начала, когда ещё не было опыта, я старалась не катать обычных кругляшков. Просто шарики на нитке – это скучно. Глина хороша тем, что из неё можно сделать что угодно: животных, пироженки, цветы, сердечки, изобразить какую‑нибудь абстракцию. Когда смешиваешь базовые цвета, получаются новые, особенные.
Орудуешь с помощью шпателя и маленького ножичка – отрезаешь нужные кусочки и делаешь фигурку объёмной. Потом глину запекаешь, и она становится не менее прочной, чем пластик. Дальше можно разрисовывать её акриловыми красками и, как высохнет, покрыть лаком. Всё, изделие готово!
Самые первые свои украшения я даже не помню, потому что просто набивала руку. Ты и скульптор, и ювелир, и художник одновременно. Я обычно вылепливала новые заготовки, а Антон их лакировал. И когда у нас вышли первые приличные серёжки – они были тематические, с ёжиком в тумане, – мы подарили их моей лучшей подруге.
Полимерная глина позволяет фантазировать бесконечно. Хочешь – делай серьги-гвоздики на каждый день, хочешь – большое акцентное ожерелье с кучей разных бусин для вечернего выхода в свет, хочешь – целый ансамбль с якорем или спасательным кругом для морских круизов. Какие‑то идеи мы подсматривали в Сети, много придумывали сами».
Есть спрос – есть предложение
«Стоила глина недорого. Наши затраты исчислялись покупкой материала – это рублей 500 в месяц – и стоимостью фурнитуры. Для украшений нужны всевозможные крючки, нити, шнурки. На них уходило ещё столько же.
Для запекания глины купили специальную печь за 1,5 тыс. рублей. И аэрограф для лакировки – ещё 5 тыс. Приходили из университета и начинали творить. Это было просто хобби, и ничего больше. Конечно, в какой‑то момент все друзья и родственники были не единожды одарены нашими украшениями. И пошло сарафанное радио: посторонние люди стали обращаться с просьбами о заказе.
Почему бы и нет?! Мы сразу выбрали тактику – не делаем ничего просто так, на будущее. Производим бижутерию только под заказ. Например, клиент просит серьги в виде часов – мы их делаем. Иначе будет много пустой работы. Заказчиков набралось прилично. Мы создали группу в «ВКонтакте», и там тоже росло количество подписчиков. В результате по два-три украшения в день мы отдавали.
Стоимость на них была разная. Отталкивались от конкретной работы и трудозатрат. Яблочко можно вылепить за час, а что‑то сложносочинённое – часа за три-четыре. И глины уйдёт больше, и стараний. Поэтому серьги-яблочки продавали за 200–300 рублей, а тяжёлое фантазийное украшение – за 1 тыс., а то и за 4.
Позже нащупали ещё один канал сбыта – через профильные магазины. Наши друзья открыли точку с различными хендмейдовскими штуками, и мы что‑то поставляли туда. Так работали года два.
В месяц в результате получали порядка 8–15 тыс. чистого дохода. Для студента это очень даже неплохо. У нас всегда были карманные деньги, и мы даже смогли откладывать на более серьёзные цели. Немного накопили на свадьбу».
Бусы нннннадо?
«Всё для нас складывалось вполне удачно. Мы заняли хорошую нишу, и очень вовремя. Были в Белгороде одними из немногих мастеров, у кого можно было заказать такое. Каждая девчонка мечтает о своих собственных бусах или колечках, но в 15 лет позволить себе драгоценности могут немногие, да и не всем они нужны. А вот забавные аксессуары – самое то.
Мы удивляли асимметрией, придумывали побрякушки на любую тему, и это нравилось заказчикам. Путешественницы просили украшения в виде чемоданов, влюблённые – амуров, модницы могли заполучить свои собственные сумочки от Birkin – правда, в виде броши или серёг. Придя к нам, девочки знали, что всё это уникально. Мы даже придумали, как привлечь парней. Ну, помимо того что они покупали у нас подарки своим девушкам, ребята оценили брелоки для авто с номерами их машины. Это были простейшие вещицы, но они разлетались как пирожки.
Однако быть творцом оказалось не так уж и просто. Когда мы набаловались со всевозможными техниками, наступила усталость. Каждый день выдавать новые и новые идеи, потом самостоятельно их воплощать – нелегко. Стали думать, как упростить себе жизнь, и набрели на китайское производство фурнитуры для бижутерии. Это был полуоптовый магазин с бусинами, камнями, стразами, бисером и стекляшками, из которых можно было просто собирать изделия.
Мы сделали пробный заказ и распродали его таким же мастерам. Он хорошо разошёлся, и мы решили от производства уйти в продажи. Свою бижутерию всё ещё продолжали делать, но это была уже не лепка, а просто сборка из готовой фурнитуры. А вообще в основном только расфасовывали и отправляли посылки дальше по России. Стало легче. У нас было около 200 постоянных клиентов и около 1,5 тыс. подписчиков.
В 2012 году создали интернет-магазин – он обошёлся нам в 35 тыс. И ежемесячная закупка товара выходила тысяч на 30–50. Открыли ИП. 36 тыс. в год платили налогов. Ежемесячная прибыль при этом составляла порядка 40 тыс.».
«Красивые у вас обои, где взяли?»
«В 2013 году наши друзья и коллеги по цеху, которые торговали в универмаге «Белгород», решили оттуда съехать на новое место. И мы заглянули, как говорится, только спросить, а вышли с подписанным договором-намерением о том, что хотим открыть свой розничный магазин.
Решение было спонтанным, мы даже не обсуждали подобное раньше. Но гадать, правильно ли поступили, было некогда: нам дали месяц на ремонт без арендной платы. Пришлось действовать быстро. Обои, витрины, красивые выставочные контейнеры для товара и обычные для склада, декор – на всё это ушло где‑то 60 тыс. Магазин вышел очень привлекательным, уютным, хоть и площади были весьма скромные – не более 10 «квадратов».
Но находилась наша «Галерея бусин» на цокольном этаже универмага, проходимость была никакая. Если к нам и заходили, то те, кто шёл целенаправленно, или же клиенты «Техносилы», что работала напротив. Покупатели обращали на нас внимание – детей привлекали цветные камешки, женщин – приятный интерьер. Но в день у нас было от 15 до 30 человек, и, конечно, далеко не каждый что‑то покупал. Фразу «Какие у вас тут красивые обои, расскажете, где купить?» мы слышали чаще, чем «Можно мне вот эти бусинки?».
Сейчас я бы не принимала таких решений вот так, в один день. Многое бы взвесила. Но справедливости ради надо отметить, что выручка в более проходимых местах в подобных магазинах приносила ненамного больше, а аренда была выше.
Мы же платили 7 тыс. в месяц за аренду, и на этом по сути траты заканчивались. Не считая денег, которые вкладывали в оборот продукции. Плюс раз в год налог по вменёнке. Здесь, в магазине, мы также продавали фурнитуру и немного собранных готовых украшений. За вычетом всех расходов нам оставалось от 15 до 20 тыс. рублей в месяц».
Полгода без выходных
«Мы старались привлечь новых клиентов. На входе в универмаг размещали рекламный баннер. Тратились на флаеры и работу промоутера. Я добавила информацию о нашей «Галерее бусин» во все справочники. Не часто, но проводили мастер-классы для детей. Однако интернет-магазин всё равно приносил больше, чем розничный. А сил на офлайн уходило очень много.
Конечно, когда находились клиенты, которые с восхищением покупали сразу пару-тройку изделий, и каждое – по 3–4 тыс., было приятно. Но это бывало редко, а я работала здесь сама. Полгода с 10 до 19 часов, без выходных. Сказать, что устала, не сказать ничего. И тогда на субботу-воскресенье наняла студентку. В среднем за 500 рублей в день она меня подменяла. В то время бум на такое рукоделие уже прошёл. Это было веяние, которое года два позволило нам очень хорошо зарабатывать. Но смысла продолжать дело я не видела. Хотелось просто выполнять поручения, а не придумывать, как ещё заинтересовать покупателя, просто получать оклад, а не гадать, удастся ли в этом месяце заработать хоть что‑то.
Тут же обвалился рубль. Всё, что мы закупали в Китае, выросло в цене в два раза. И бизнес стал совершенно нерентабельным. Я нашла работу по профессии, ещё и забеременела. Тут стало окончательно ясно, что я не смогу больше вести это дело. И мы решили всё продать.
Это было чудо, но мне удалось найти покупателя и на интернет-магазин со всеми складскими остатками, и на розничный со всей его начинкой. Если бы я пыталась продать их вместе, думаю, ничего бы не вышло. Цена бы сильно подскочила, а не каждому нужны такие объёмы продукции. В итоге интернет-площадку мы отдали за 130 тыс. рублей, и за 70 – «Галерею бусин». Правда, знаю, что ни у тех, ни у других новых хозяев бизнес не пошёл».
Скорее, положительный
«Не считаю своё дело провальным: я не ушла в убытки. Наоборот целых пять лет бизнес помогал нам себя обеспечивать, заменил привычную офисную работу и даже позволил вступить в жилищный кооператив. Мы внесли первый взнос, получили два транша и начали строить дом.
Сейчас у меня есть работа с 8 до 5, но иногда я всё равно задумываюсь, что бы такого открыть своего. Может быть, когда‑то и вернусь к предпринимательству – тот опыт не отбил у меня желание.
Просто все решения должны быть более взвешенными. И ещё всегда нужно давать себе передышку – работать без выходных я бы уже не стала».
Записала Татьяна Жулькина