Предельный износ. Почему водоканалам в Белгородской области срочно нужны инвестиции
Типовая история водоканала Яковлевского округа: старые сети рушатся, денег на обновление нет, а экологи жалуются на плохую очистку сточных вод
-
Статья
-
Статья
Износ сетей водоснабжения и водоотведения в Яковлевском округе достиг 70 %. Водоканал вошёл в структуру ГУП «Белводоканал» и ждёт большой программы реконструкции, которая поможет спасти водное хозяйство округа.
«Так не надо строить»
В Яковлевском городском округе (ранее – район) живёт более 56 тыс. человек, почти половина из них – в городе Строителе (24 тыс.). Свой водоканал здесь появился 41 год назад – в 1978-м. Это был период, когда все районы развивающейся Белгородской области обзаводились собственными коммунальными структурами – их выделяли из состава областного управления коммунального хозяйства. Сначала водоканал получил водопроводные и канализационные сети тогда ещё посёлка Строителя, а также посёлков Томаровка и Яковлево, села Гостищево, а уже в 1990-е к хозяйству начали прикреплять и сети сельских поселений.
В сёлах водоснабжение в первую очередь обеспечивало нужды сельхозпредприятий, а уже потом от водозаборов колхоза снабжали и дома работников. Строились эти скважины в условиях цейтнота и зачастую без соблюдения норм и стандартов, из самых разных материалов: селу нужна была вода любой ценой. На век колхозов этих конструкций вполне хватило, а вот в 1990-е колхозные скважины начали передавать району, а тот включал их в структуру водоканала.
«Зачастую и паспортов скважин не было. А чисто технически иногда всё было построено так, что хочется сказать: «Так не надо строить». Делалось лишь бы побыстрее, – вспоминает сегодня руководитель Яковлевского водоканала Александр Шильников. – То же самое со всем хозяйством: были у колхоза асбестовые трубы – кинули асбестовые, были чугунные – кинули чугунные, была полиэтиленка – кинули её. Когда выезжаем на порыв, не можем даже привезти сразу материал, потому что и материал, и диаметр очень разнятся».
День продержаться, ночь простоять
В 2019-м протяжённость сетей водоснабжения в округе составляет 458,4 км, водоотведения – 82 км. Примерно половина всех сетей – в Строителе. Общий износ на сегодня – 70 %. Александр Шильников руководит водоканалом с 2011 года. Говорит, что всё это время организация сталкивается с последствиями той стихийной стройки.
Новые водопроводные сети вводились уже по программе «Чистая вода» и при строительстве новых микрорайонов ИЖС. В 2013-м удалось запустить новую станцию обезжелезивания – она сделала воду качественной. Всё остальное команда предприятия старалась просто поддерживать в рабочем состоянии.
«Своих средств просто не было, чтобы что‑то строить и улучшать. Мы просто поддерживали всё в рабочем состоянии. Чтобы люди получали воду», – говорит Шильников.
Теоретически схема работает так: предприятие закладывает все потребности в обновлении в тариф для предприятий и жителей и полученные деньги инвестирует в новые сети, очистку и так далее. На деле же в районе обновлять сети не получалось: того, что платили потребители округа за воду, хватало только на текущую деятельность. На сегодня в округе 22 тыс. лицевых счетов по водоснабжению.
«Во многих сетях срок эксплуатации давно истёк. А сколько они реально прослужат – вопрос риторический. Чугунная труба может лежать ещё 100 лет. Но если есть движение грунта – и она ломается пополам. Как это предусмотреть? Износ достиг 70 % и дальше будет только расти», – подчёркивает Шильников.
Коллектор, ставший рекой
Об ухудшении ситуации свидетельствует статистика порывов.
До 2013 года всё давление в системе городского водоснабжения регулировалось вручную, задвижкой. Когда начинался активный разбор воды, давление падало. В 2013-м установили преобразователь частоты, который стал автоматически управлять насосами – давление стало стабильным, и число порывов уменьшилось.
Впрочем, это не главная беда. На ул. Промышленной в Строителе на глубине 5 м проходит железобетонный коллектор, по которому канализационные стоки движутся к очистным сооружениям. Кто, из чего и по какому проекту делал этот коллектор, никто не знает: документации нет. В 2013 году он обвалился – грунт прямо с газоном смыло в канализацию.
«Когда раскопали – увидели, что коллектора просто нет. Есть подземная река. Русло уже виляет. Последний обвал был весной, год назад», – рассказывает руководитель предприятия.
За несколько лет отремонтировали 140 из 800 м коллектора. Сама канализация работает постоянно, перекрыть её нельзя, плюс работы приходится вести на большой глубине.
«Остальная протяжённость в очень плачевном состоянии. Мы её включали в план капремонта на этот год уже в ГУПе [«Белводоканал»]. Но на это деньги нужно где‑то взять, тариф эти затраты не покрывает», – добавляет Александр Сергеевич.
«Всё очень печально»
Очистные сооружения местного водоканала строились в 1990-е. Притом что тогда требования к ним были куда более мягкими, построили их с существенными отклонениями от проекта.
«На данный момент всё печально. Они, конечно, работают. Но этого недостаточно», – сетует руководитель предприятия.
Росприроднадзор, собирая пробы с очищенной воды, часто находит нарушения. И превышения концентрации различных веществ есть практически всегда. Это в водоканале признают. К счастью, расположение очистных в стороне от города избавило жителей от проблем с запахом – город разрастается в противоположном направлении.
Помимо проблем с качеством очистки воды, возникла и проблема объёма. В 1988 году в городе жили только 16 тыс. человек. Сейчас Строитель сильно вырос. Очистные рассчитаны на 7 тыс. кубометров в сутки. В среднем они пропускают сейчас по 6,59 тыс. кубометров. Но в пиковые часы – утром и вечером – сооружения уже не справляются.
На 2019 год объединённый водоканал планирует выполнить проект по строительству новых очистных производительностью 10 тыс. кубометров в сутки. Если сейчас труба с водой выходит в овраг неподалёку от сооружений, то теперь её надо будет пустить в обход земель лесфонда на несколько километров. А значит, нужна ещё одна канализационно-насосная станция, которая весь объём очищенных стоков будет перекачивать в обход леса. Стоимость этой реконструкции пока неизвестна. Александр Шильников считает, что проект обойдётся в 10–15 млн рублей, а само строительство – около 600 млн рублей.
Как и на других водоканалах, платят сотрудникам тут очень скромно: тариф пока не позволяет увеличивать зарплату. Александр Шильников говорит, что инженерно-технический персонал с трудом удаётся удерживать. А вот с рабочими всё очень сложно: работать сюда приходят только военные пенсионеры, обычные пенсионеры и другие сотрудники, которые уже получают базовый доход, ведь на одну зарплату выжить им было бы крайне сложно. В сёлах слесарь получает на руки 14–15 тыс. в месяц, в Строителе – 17–18 тыс. со всеми возможными надбавками. С такими зарплатами работать сверхурочно мало кто согласится.
«Может, что‑то получится»
«На уровне района никаких возможностей обновления сетей не было. Теперь возлагаем большие надежды на объединение: может быть, на уровне области что‑то получится», – говорит Шильников.
Объединение – это вхождение районных водоканалов в одно областное предприятие – ГУП «Белводоканал». Де-факто они влились в структуру белгородского водоканала. Исключением стали лишь водоканалы Губкинского и Старооскольского округов. Глобальная цель объединения – концессионное соглашение. На сегодняшний день механизм концессии даёт возможность привлечь федеральные и региональные средства для масштабной реконструкции сетей и объектов водопроводно-канализационного хозяйства в муниципалитетах. Сама суть концессии заключается в том, что инвесторы вкладывают средства в обновление сетей, в энергосберегающие технологии, постепенно возвращая инвестиции за счёт тарифов.
В целом без инвестиций в инфраструктуру и водоканал Яковлевского округа, и его аналоги в других муниципалитетах в ближайшее время могут войти в крутое пике, вывести из которого отрасль будет уже практически невозможно.
Сергей Шевченко