Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
09 апреля 2014, 15:45
 Сергей Шевченко 2525

Белые начинают и проигрывают

Эксперты рассказали «БелПрессе», как государству выиграть войну с теневыми и серыми схемами в бизнесе

Белые начинают и проигрывают
  • Сергей Шевченко
  • Статья

Правительство Белгородской области объявило курс на активную борьбу с теневыми схемами в бизнесе. В бизнес-среде называют несколько причин серых схем в предпринимательстве: высокое налоговое бремя, отсутствие должного регулирования и российский менталитет. Однако теневой бизнес, как выясняется, для самого бизнеса является куда большей проблемой, чем для государства: честные компании обречены проигрывать конкурентную борьбу.

Теневой дозор

Губернатор Евгений Савченко в ежегодном отчёте о работе регионального правительства перед Белгородской облдумой несколько раз затронул тему ухода бизнеса в тень и попытки предпринимателей скрывать имущество. В 2013 году в бюджет области собрали только 92,3 % от изначального прогноза. Казна региона недополучила 4,5 млрд рублей, и основной причиной этому послужило снижение поступлений по налогу на прибыль от предприятий горно-металлургического сектора. Зависимость состояния бюджета от нестабильного мирового рынка металлов заставляет правительство искать деньги в других местах.

«Для того чтобы сохранить социальную стабильность, выполнять заявленные повышенные обязательства по финансированию социальных программ, у нас нет другого выхода, кроме как наращивать свой налоговый потенциал», – подчеркнул глава региона.

«Пятая часть, или 11,8 тыс. предпринимателей, свою деятельность прекратили по причине якобы повышения социального налога, хотя, как показывают проверки, большинство из них продолжает работать, но уже нелегально, в тени. Как показала проверка, больше половины грантополучателей за 2011 год также прекратили свою деятельность, не намного лучше ситуация и по грантополучателям за 2012 год: некоторые из них полученные гранты использовали не по назначению», – заявил губернатор в своём отчёте.

В правительстве области уже создан специальный координационный совет, который возглавил главный финансист региона – начальник департамента финансов и бюджетной политики Белгородской области Владимир Боровик. Структура должна выявлять серые и теневые схемы. Глобальная миссия – вывести весь теневой бизнес в свет.

«Пора идти в госкомпанию работать»

Коммерческий директор компании «ИнБиТек» Игорь Чернов рассказывает, что тренд ухода в тень реален и связан с ухудшением дел в экономике, особенно в её производственных отраслях. В результате расчёты перетекают в наличный формат, где финансовые потоки не регулируются банками и административными структурами.

«Я лично глубоко негативно к этим вещам отношусь, поскольку это выкидывает нас из конкурентного поля и ставит в заведомо проигрышное положение – ведь цена в таком теневом случае не содержит налоговой составляющей и поэтому ниже. К сожалению, я считаю, что всё это будет развиваться по нарастающей. В какой-то степени это могло бы быть срублено введением ограничений по наличным платежам – такой закон даже обсуждался, но он завис на согласовании, и это не панацея. Принцип в итоге очень простой – в тень будет уходить то, что требует большого количества затрат материалов, человеческого труда и сложно поддаётся учёту и оценке», – констатирует бизнесмен.

Уход в тень, по мнению Чернова, связан с попытками бизнеса выживать в сложных условиях.

«На своём примере могу сказать – мы закончили 2013 год с большим трудом без убытков, хотя очень сильно пострадала наша отрасль. Многие клиенты обанкротились, у многих арестованы счета, картотеки с налоговой, с пенсионного фонда. Не выполняются обязательства по финансированию строек, многие объекты целенаправленно не принимаются, не подписываются формы, и возникает вал неплатежей по всей цепочке, которая иногда бывает очень длинной. Значит, страдают все. Налоги на персонал абсолютно неадекватны. Я, как предприниматель, отдаю более 50 копеек в расчёте на 1 рубль выплаты персоналу. При этом рентабельность минимальная и стремится к нулю. Ситуация такая же у всех. Всё чаще и чаще слышу разговоры от коллег – пора закрывать бизнес, становиться чиновником или идти в госкомпанию работать», – рассказывает Игорь Чернов.

«Белые» компании понимают мотивы тех, кто уходит в тень. Однако, оставаясь исправным налогоплательщиком, бизнес-структура автоматически начинает проигрывать на рынке.

«Я об этом много раз говорил, официально высказывал свою позицию и на разнообразных совещаниях, и через СМИ – профессиональные журналы. Более того – факт того, что у меня 100 % «белая» компания, оплачивающая все налоги, абсолютно не помогает нам получать кредиты или как-то комфортнее себя чувствовать в конкурсах и тендерах. Нужна цена, нужен демпинг – а мы себе этого позволить не можем элементарно экономически. И я прекрасно понимаю тех людей, которые пытаются как-то выживать, переводя какие-то обороты в тень. У них выбор простой – либо закрывать компанию, либо пытаться хоть как-то сохранить её и коллектив. О наживе вообще речь не идёт. Кстати говоря, такой же выбор стоит и у нас – если 2014-й будет таким же или хуже, чем 2013 год, то возникнет серьёзный риск того, что два десятка сотрудников и смежников просто останутся без работы», – сетует предприниматель.

«Левая» привычка

Региональный директор «Пробизнесбанка» в Белгородской области Антон Калашников замечает, что привычка вести бизнес в тени сформирована традициями, ментальностью и непрофессионализмом.

«Например, в области сельского хозяйства у нас есть реальная проблема. Многие фермеры не готовы торговать зерном по безналичному расчёту. Когда фермер получает наличные деньги, ему удобно рассчитаться с работниками, а чаще всего это люди из села, которых в силу многих факторов невыгодно оформлять в штат. Такие фермеры не хотят тратить 30 % сверху на социальные налоги. Мы сами, граждане государства, подкашиваем своё же пенсионное будущее. В итоге всё покупается так – топливо, которое часто краденное с депо или перевалочных станций… Это ментальность, которая принята в России. Как говорят,не украл – значит не русский», – рассказывает Антон Калашников.

У тех же фермеров, по мнению банкира, имеются все возможности по работе вбелую. Однако, как и Игорь Чернов, он отмечает, что честно созданный продукт по цене будет проигрывать результатам деятельности теневого бизнеса, пока с незаконными схемами не будут бороться эффективнее.

«Есть ли у этого фермера ресурсы, чтобы делать всё это законно? Есть. С работниками можно заключать агентские договоры, где прописан объём работ и выплат, без оформления в штат. Есть ли возможность расплачиваться со всеми безналичным расчётом? Безусловно, есть! Возьмите того же комбайнёра, он может стать ИП, оформление занимает недолго. Готовы ли будут у вас купить по этой стоимости в итоге зерно? Вряд ли. Потому что на рынке существует альтернатива, которая дешевле», – делает вывод Калашников.

Сам теневой сектор, по мнению банкира, несмотря на дешёвый итоговый продукт, обречён.

«Поймите, весь такой бизнес – это риски: сотрудники не оформлены, топливо краденое, техника не своя, земля возделывается с нарушениями, – отмечает Антон Калашников. – По сути человек весь свой бизнес хочет строить на нарушении законодательства в каждом шаге. Как вы считаете, этот бизнес может существовать? Может. Насколько долго? До первого случая, пока не попадётся».

«Пал Кириллыч у нас не зря стоит»

Антон Калашников уверен, что рецепт избавления экономики региона от теневого сектора – в дополнительном государственном регулировании и контроле.

«В этой ситуации, по моему мнению, нужно вспомогательное регулирование. Моя позиция проста – закон для всех, он одинаков. Пал Кириллыч у нас стоит не зря, – отмечает банкир. – Сколько народа уйдёт с рынка? Очень много. Но я за консолидацию бизнеса».

Калашников отмечает, что нужно поддерживать предпринимателей, делающих бизнес не «на коленке» и не имеющих ничего своего, а тех, кто работает в соответствии с законами роста бизнеса. «Я за госрегулирование и против «чёрных» компаний», – заключает Антон Калашников.

Игорь Чернов считает, что государству необходимо сделать работу вбелую более выгодной, хотя пока всё обстоит ровно наоборот.

«Сейчас общая тенденция – на предпринимателей давят налоги и проценты. Нет свободных доступных инвестиционных денег. И колоссально высокие налоги по сравнению с той рентабельностью, с которой мы работаем, – отмечает Игорь Чернов. – Самое главное – одинаковые правила для всех. Потому что – ещё раз повторюсь – когда я играю с соблюдением всех правил (100 % «белая» компания, все налоги, зарплатные проекты, чёткий учёт, низкая рентабельность), я по умолчанию проигрываю тем, кто эти правила не соблюдает или обходит».

Новое испытание

Генеральный директор компании «Баланс» (уполномоченный оператор по поддержке малого бизнеса) Николай Медведев заявил, что в данный момент массового оттока бизнеса нет, но новая волна может случиться после принятия законопроекта, по которому предприятия, работающие по упрощённой системе налогообложения, будут платить налог на имущество, чего раньше не было.

Предприниматели пока не ощутили действия поправок: они вступят в силу с начала нового налогового периода, то есть с 1 января 2015 года.

«Моё субъективное мнение: не каждый малый бизнес потянет этот налог в полном объёме. Мы понимаем, что если такой налог будет введён, то, увеличивая расходы, бизнес должен будет либо сократить маржу, либо поднять цену – другого не дано. Если цену можно будет поднимать и оставаться на рынке – бизнес будет жить дальше. Если новая цена будет неконкурентная, будет падать выручка, и предприниматель не сможет платить 100 рублей из 100. Вообще, с нагрузкой на малый бизнес все решения должны быть очень тонкими и внимательными. Все мы хотим, чтобы поступления в бюджет росли, и здесь нужно находить определённый компромисс», – считает Медведев.

Эксперт предлагает давать налоговые каникулы вновь созданным предприятиям, на определённый срок, это позволит государству выращивать малый бизнес. Если же по истечению налоговых каникул предприятие закрывается, то можно запрещать таким дальнейшую  регистрацию, вхождение в виде участников и акционеров в другие структуры. Так можно и отсеять и фирмы «однодневки» и на периоде старта –помочь малому бизнесу.

Кроме того, по мнению Николая Медведева, властям можно применить гибкую систему налогообложения к разным секторам бизнеса ввиду очень разнящейся по отраслям доходности.

«Нужно прогнозировать базовую доходность, которую хочет получить бюджет от малого бизнеса и распределить по категориям и по  маржинальности.  Провести анализ ёмкости рынка, его игроков, и на основании этого сделать «посильные ставки» для бизнеса в каждом конкретном регионе, месторасположения бизнеса, и его виду деятельности. То есть сделать не общую уравниловку, а разработать эффективную (пускай и сложную) тарифную сетку для налогообложения. Такие меры смогут реально помогать развитию производства и торговли. Следует так же подумать о возможности регулирования налоговых ставок совместно с представителями малого бизнеса.  Если фискальный орган будет вникать  в проблемы малого бизнеса, а не только взыскивать  налоги и принимать отчётность работа с государством может получить реальный положительный эффект». - подчёркивает Николай Медведев.

Надо чаще встречаться

Николай Медведев сетует, что в регионе крайне мало предпринимательских образований, которые бы реально общались с власть. «Это первое, с чего нужно начинать», – заявляет эксперт.

««Мы прекрасно понимаем что 2010-2020 - это период, когда по идее должно развиваться производство. Продажи мы освоили, а вот производства у нас мало. Чтобы стимулировать этот сектор, соответственно и управлять налогами, нужно слышать, что хотят люди. У нас сейчас инвестпроекты и проектное финансирование - один из сложных сегментов, в который бизнесу тяжело «влезть» Необходима поддержка в виде залогового обеспечения в виде определённых поручительств» от государства. Если хотим, чтобы малый и средний бизнес развивался формула следующая: налоговые каникулы плюс поддержка госорганов равно отдача (платежи) в бюджет», – сетует Медведев.

По его мнению, государство должно на стадии запуска проектов и в малом бизнесе выступать партнёром предпринимателя.

«Сейчас один в поле не воин, и получается, что все риски ложатся на плечи предпринимателя, а государство приходит, когда у него всё получится. Получилось – принимает налог. А если бы это были совместные усилия, было бы быстрее и лучше. Это моя субъективная позиция», – заключает эксперт.


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×