Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
04 февраля 2019,  16:28

«Выгода очевидна». Зачем Белгородская область переводит транспорт на метан

Для владельцев авто на газе обещают бесплатные парковки, замороженную цену на топливо и широкую сеть заправок

«Выгода очевидна». Зачем Белгородская область переводит транспорт на метанФото: Наталия Козлова
  • Статья
  • Статья

Белгородская область вместе с Газпромом запускает пилотный проект по развитию рынка газомоторного топлива. В правительстве заявляют, что перевод транспорта на газ позволит экономить порядка 5 млрд рублей в год и существенно улучшит экологию.

«Где мы, а где Италия?»

Компания «Газпром» для запуска пилотов по газомоторному топливу выбрала два российских региона: Белгородскую и Ростовскую области. Как именно в регионе будут переводить авто на газ, 1 февраля обсуждали в Белгороде на совещании с участием председателя совета директоров Газпрома Виктора Зубкова.

Он отметил, что нефть объективно будет дорожать из‑за того, что стоимость её добычи вырастет. А вот разведанных запасов газа в России (40 % от всех мировых) хватит, чтобы обеспечить растущие потребности в топливе по стабильной цене.

Зубков отметил, что в Китае уже 6 млн автомобилей работают на газе, в Италии – свыше 1 млн. В России официально пока только 150 тыс. авто используют газ. При этом если в Италии сеть газовых заправок составляет 1 300 точек, то в России 387, 300 из них – Газпрома.

«Где мы, Россия, а где Италия? Наверное, мы слабо занимаемся развитием этого рынка. А ведь это является большим преимуществом и с экологической точки зрения», – отметил глава совета директоров Газпрома.

Испытано на себе

Сейчас компания вводит по 30–35 заправок в год. По мнению Зубкова, этого мало.

«Надо в этом году построить 100 заправок. Это был бы первый шаг к тому, чтобы на этом рынке действительно что‑то начало меняться. Но вообще, задача Газпрома – построить 500 заправок за два-три года и выйти где‑то на 1,5 тыс. заправочных станций», – отметил Зубков.

В Газпроме уже провели эксперимент внутри компании. Автопарк насчитывает более 30 тыс. единиц техники. За пять лет более 40 % техники перевели на газ и сумели сэкономить на топливе уже порядка 3,7 млрд рублей. Теперь в компании решили попробовать такой перевод на примере регионов.

«Во‑первых, здесь самый толковый губернатор. Я прямо скажу: человек, который, если берётся, обязательно эти вопросы решает, – подчеркнул глава совета директоров Газпрома. – Второе – мы хотели посмотреть через три-пять лет, что можно изменить в конкретном регионе, если построить достаточное количество хороших АЗС, если регион будет использовать природный газ на транспорте, в автобусах, коммунальной технике».

 

«Выгода очевидна». Зачем Белгородская область переводит транспорт на метан - Изображение Фото: Наталия Козлова

5 млрд экономии

Евгений Савченко заявил, что, по предварительным расчётам, выгода от перевода транспорта на газ составит около 5 млрд рублей в год. Сюда же добавится экологический эффект. Также в правительстве рассчитывают, что перевод транспорта на газ позволит сдерживать тарифы и в общественном транспорте, и в жилищно-коммунальном секторе, где высока доля транспортной составляющей.

«Мы намерены создать газозаправочную инфраструктуру и увеличить парк транспортных средств к 2025 году до 50 тыс. авто. Мы взяли скромный показатель, я думаю, мы его перекроем как минимум в два раза», – добавил глава региона.

Замминистра энергетики Антон Инюцын заявил, что правительство выделяет около 4 млрд рублей в 2019 году на поддержку развития газомоторного топлива. Порядка 1 млрд рублей пойдёт на субсидирование переоборудования транспорта на газ (30 % от стоимости), ещё 3 млрд (те же 30 %) – на субсидирование строительства автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) – так называются газовые заправки.

Правительство Белгородской области уже направило в Минэнерго свою заявку на получение порядка 1,2 млрд рублей из 4 млрд. Гендиректор компании «Газпром газомоторное топливо» Михаил Лихачёв отметил, что концу 2021 года в рамках пилотного проекта в регионе на метане должны работать уже 18,5 тыс. авто, в том числе автобусы, грузовики, автомобили служб.

Не менее 50 % от всех авто органов власти тоже должны к этому сроку работать на газу. Уже есть договорённости по переводу транспорта на газ с агрохолдингами, работающими в регионе. Также в компании намерены договориться с агрегаторами такси по переводу на газ и таксопарков. Регион с 2019 по 2021 год должен выйти на потребление 200 млн кубометров газомоторного топлива в год.

Планы по заправкам

Президент Итальянского газомоторного консорциума Мариароза Барони отмечает, что из итальянского опыта развития сети заправок следует, что для Белгородской области с её автопарком и географией понадобится порядка 60–70 газовых заправок.

При этом, касаясь тренда в автопроме по строительству электромобилей, директор по развитию продаж IVECO на природном газе Дарио Лукарелли отметил, что у России нет собственного сырья для производства батарей для электромобилей. Плюс ко всему стране понадобится закупать и технологии, поэтому газ остаётся самым оптимальным вариантом перехода на экологичный транспорт.

Сейчас в Белгородской области работают четыре АГНКС Газпрома и четыре частные газозаправки. В 2019 году компания построит в области 11 АГНКС: две в Белгороде, по одной в Белгородском районе, Старом Осколе, Губкине, Красногвардейском районе, Алексеевке, Вейделевке, Валуйках, Волоконовке, Чернянке. Ещё 8 блоков с газом появятся на действующих бензиновых заправках.

Кроме того, 12 станций в 2019–2020 годы должны построить частные инвесторы в Северном, Разумном, Чернянке, Старом Осколе, Губкине, Алексеевке, Валуйках, Шебекино, Белгороде и в Белгородском районе.

 

«Выгода очевидна». Зачем Белгородская область переводит транспорт на метан - Изображение Фото: Наталия Козлова

Метановые льготы

Газпром построит в регионе свой большой многофункциональный сервисный центр. К уже работающим компаниям добавятся новые структуры, которые займутся переводом машин на газ. По словам, вице-губернатора по экономике Олега Абрамова, создавать их будут на базе официальных дилеров по продаже авто.

Олег Абрамов говорит, что в правительстве намерены ввести целый ряд налоговых льгот для отрасли. Льготная ставка готовится по транспортному налогу для машин на метане. Пониженная ставка налога на прибыль и имущество появится для компаний, продающих газ.

«Рассматривается вопрос предоставления бесплатных парковочных мест на муниципальных парковках для транспортных средств на КПГ (компримированный, т. е. сжатый, природный газ – прим. авт.) и электромобилей. Также при конкурсах на пассажирские перевозки по всей области приоритетными будут заявки перевозчиков, чьи автобусы будут уже переведены на метан».

Где взять людей?

Глава Национальной газомоторной ассоциации России Василий Зинин отмечает, что в сфере переоборудования в стране дефицит специалистов:

«На сегодня в Белгородской области участники рынка – члены ассоциации сталкиваются с тем, что очень сложно найти специалистов, которые бы хорошо разбирались в тематике. Если мы говорим о целевых показателях, уже в этом году в регионе надо будет найти порядка 100 специалистов, и дальше цифра будет только расти».

Зинин предлагает региональным ссузам и вузам подумать об обучении таких специалистов для региона. В то же время областные власти должны создать испытательную лабораторию, которая будет сертифицировать и проверять качество работ по переоборудованию автомобилей. Он отмечает, что любой инцидент с машинами на газе может испугать россиян, поэтому техническую сторону нужно заранее сделать максимально безопасной.

Ректор Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ Владимир Мау заверяет, что перевод на газомоторное топливо к 2030 году позволит России дополнительно получить порядка 1,5 % от годового ВВП, в нынешних ценах это порядка 1,5 трлн рублей.

«Выгода очевидна», – подвёл итог губернатор Евгений Савченко.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×