Ассоциация «Белые крылья» рассказала, почему буксуют белгородские стартапы
-
Новость
-
Новость
По мнению руководителя организации Кирилла Горпинченко, разработчики не понимают, для кого делают продукт, а инвесторы – во что вкладывать.
За год существования организации к её специалистам на рассмотрение поступило больше 80 проектов от молодых разработчиков. Они касаются самых разных сфер: новых технологий выращивания рыбы, доставки продуктов, производства новых материалов для дорог и резиновых покрытый, кормовых добавок, переработки отходов, стекла, пластика, пищевого мусора, доработки электродвигателей с повышенным КПД и других. Однако взрывных, которые можно было бы запустить, по признанию Кирилла Горпинченко, среди них нет:
«Самые распространенные проблемы: не хватает команды или нет покупателя на продукт. Он интересен, но не востребован. Встречаются проекты с хорошей научной базой, но им не хватает доработки с финансовой стороны. Это мы готовы доработать вместе».
Часто у разработчиков нет опыта изложения своих мыслей перед инвестором и понимания основ развития бизнеса, виденья конечного покупателя. Чтобы заполнить эти пробелы, ассоциация проводит образовательные курсы и лекции.
Ассоциация налаживает сотрудничество с МИПами (малыми инновационными предприятиями при вузах). По мнению Кирилла Горпинченко, у них есть перспективные разработки, но либо их создатели не уходят дальше технической части, либо не готовы пускать инвестора:
«Многие разработчики переоценивают свои вложения и возможности. Например, в проект вложено около 1 млн рублей деньгами, интеллектуальные вложения они оценивают в 3 млн рублей, а у инвестора просят 50 млн рублей. При этом готовы дать ему только 10 %. Это даже нелогично, но дать большую часть они не хотят. Это неграмотность финансовая и инвестиционная, которую нужно преодолевать».
По этой же причине низка активность бизнесменов в работе со стартапами. С фирмами ассоциация не сотрудничает, поскольку основная идея бизнес-ангелов – частное инвестирование от конкретных лиц, а не компаний. Средства инвестор вкладывает напрямую в проект без участия сторонних фондов.
Однако представители деловых кругов не спешат входить в стартапы, поскольку не всегда знают, как анализировать проект, понять, на какой уровень и за какой период времени он выйдет, как в принципе вкладывать в то, чему нет даже прототипа, а есть только идеи и задумки.
«Некоторые инвесторы хотят вложиться в один проект и ждать, пока он выстрелит и вернёт вложенное, но это неправильно, – заметил Горпинченко. – Надо брать несколько проектов на ранней стадии, из 10–20 идей, может, выстрелят две, но если они пойдут в рост, то вложенное вернётся в сотни процентов, окупив все вложения».
В ассоциации пока мало участников, ввиду того что частное инвестирование в Белгороде не популярно. Поэтому в планах расширять количество частных инвесторов за счёт обучения основам инвестирования на ранней стадии, разбора основные рисков, юридических аспектов и других проблем. Это позволит повысить инвестиционную грамотность крупных бизнесменов и увлечь идеей бизнес-покровительства.
Пример работы показывает основатель ассоциации Александр Щеглов. Он стал бизнес-ангелом для студентов БелГу, заинтересовавшись их проектом домашних мини-теплиц.
«Их можно продавать на север. При помощи специального спектра освещения человек у себя в квартире может выращивать свежую зелень. Технология может применяться в больших тепличных комплексах, чтобы ускорять рост растений, – рассказал Щеглов. – Проект ещё не готов для производства, мы поняли, что надо доделать, чтобы получить финансирование. Пусть такой проект единичен, но работа ведётся».
Для того чтобы повысить инвестиционную грамотность потенциальных инвесторов и молодых разработчиков, ассоциация в 2019 году запланировала четыре ярмарки стартапов по различной тематике.