О завершении строительства
По словам Корнеева, чтобы завершить все работы в Северном, надо 34 млн рублей, в Центральном по разным оценкам – от 300 до 500 млн. Невооружённым глазом видно, говорит управляющий, что гораздо проще ситуация с домом в Северном микрорайоне:
«У дольщиков есть большая вероятность, что они получат свои квартиры уже в этом году. Имеется несколько вариантов решения, они все в проработке. Но по любому из путей, по которому мы дальше пойдём, все коммерческие кредиторы (в этом доме около 1 226 кв. м коммерческого назначения) потеряют свою недвижимость: она уйдёт в конкурсную массу. Только на этом мы можем получить около 40 млн рублей, и этих средств нам хватит. Северный будет достроен, мы в этом не сомневаемся».
В Центральном микрорайоне, как сказал Корнеев, помимо ненадлежащего качества строительных работ, которое выявила экспертиза, есть и другие проблемы:
«Там расположены три блок-секции. Если сильно напрячься, можно собрать всех в среднюю, которая имеет бóльшую степень готовности, – достроить её не будет большой проблемой. Проблема в инженерных коммуникациях: тепло, вода, электроэнергия – их поблизости просто нет. Например, чтобы выполнить подключение к сетям Белгородэнерго, нужно 11 км линий и 200 млн рублей, к сетям КМАПЖС – порядка 50 млн, но последние пока нам отказали. Откуда на это брать средства, сейчас не понятно».
Тем не менее, считает управляющий, и здесь имеются варианты:
«По закону о банкротстве этот дом, как объект незавершённого строительства, выставляем на торги. Если не находится покупатель, то мы передаём его на баланс муниципалитета. И, соответственно, все заботы по достройке перейдут к нему. Поэтому говорить, что в Центральном всё плохо, я бы не стал, просто время решения вопроса настанет в 2018–19 годах, не раньше».
О причинах банкротства
Игорь Корнеев считает причиной банкротства «Витязя» спад на рынке жилья:
«У компании уже в 2015 году была задолженность по НДФЛ 6 млн рублей, она выплачивала зарплату, но не платила налоги. Все деньги проходили через кассу, потому что счета были блокированы. Первый признак того, что предприятие находится в кризисе, – у него нет средств, чтобы исполнять свои обязательства перед государством».
Причиной такой ситуации Корнеев:
«Любой застройщик действует так: строится дом, на каком‑то этапе деньги, которые собираются с дольщиков, начинают вкладываться в следующий объект, и так далее. Пока был спрос на жильё, эта схема функционировала, но с началом кризиса Северный достраивался уже за деньги Центрального».
Примечательно, что у фирмы-банкрота практические нет имущества:
«Строительная техника, четыре крана, три штукатурные станции и строительные вагончики, которые находятся на площадке в Центральном, и металлический каркас в микрорайоне Дубрава – это, пожалуй, всё, что у него имеется на балансе. Да и то по больше части заложено в банке».
О платёжеспособности
Сегодня деньги, пояснил управляющий, ниоткуда не поступают и пока их не предвидится:
«Для решения текущих вопросов использую собственные средства, ушло уже более 500 тысяч. Иначе никак нельзя. Это охрана на площадках, оплата электроэнергии. На данный момент поданы иски непосредственно к Владимиру Мальцеву (владелец «Витязя» – прим. ред.) на 5 млн рублей – решение уже получено, ждём исполнительный лист. И на его дочь – 2,5 млн, решение по нему ещё не вступило в силу. По нашим оценкам, всего около 16 млн мы можем отсудить. Но отсудить иполучить – это разные вещи».
На вопрос о том, почему не проводилось общее собрание кредиторов, Корнеев ответил:
«В законе о банкротстве предусмотрено, что, если кредиторов больше 50, создаётся комитет кредиторов. В реестре зарегистрировано сейчас 157 дольщиков по жилым домам плюс ещё порядка 15 коммерческих. Нужно собрать минимум 50 %, вероятность такого сбора очень низкая. Поэтому на первом собрании был организован комитет из семи человек. Я всю информацию довожу до комитета, задача которого – довести её до остальных дольщиков. Комитет состоялся, отчёт я предоставил, тут нарушений закона нет никаких. Другое дело, что я не могу контролировать, как информацию до дольщиков доводят члены комитета».