Автотранспортный цех Стойленского ГОКа: как будущее приходит на смену прошлому
Об этом читайте и смотрите в нашем спецпроекте
Автотранспортный цех СГОКа прошёл путь от ручного управления процессом перевозок до цифрового. И в этом стойленцам помогла нейросеть.
С чего все начиналось
1 апреля 1978 года по приказу Министерства чёрной металлургии СССР было создано новое подразделение Стойленского ГОКа – цех технологического транспорта.
Это стало официальной датой создания подразделения. Однако вскрышу и горную массу из карьера комбината возили гораздо раньше. Делали это силами городского автохозяйства № 8. К концу 1970-х годов стойленской рудник вырос в большой комбинат, который объявили комсомольско-молодёжной стройкой. Возникла необходимость связать транспортными линиями все объекты предприятия. Так появился цех технологического транспорта. Машины были переданы Стойленскому ГОКу, перешли работать на комбинат и водители.
В цехе тогда трудились около 500 человек. Колонны размещались по вагончикам: три из них – технологического транспорта, куда входили «Татры» и КрАЗы, а четвёртая – хозяйственная.
Уже через год в первомайской демонстрации стойленцев участвовал новый 27-тонный БелАЗ, потом в цех начали поступать новые 40-тонники.
В 1983 году руководители доказали целесообразность использования большегрузных автомобилей и в цех приобрели пять 75-тонных БелАЗов.
«Я пришла в автоцех рабочей на участок текущего ремонта в 1984 году, сразу после школы в 17 лет. В то время было сложнее: технику ремонтировали на улице, в карьере не было связи, раций. Ждали, пока водители проедут мимо друг друга, передадут нужную информацию. Условия труда тоже были непростые: мебель несли из дома – кто что мог, что‑то ребята сами делали, о спецодежде и говорить нечего. Сейчас, конечно, всё по‑другому: современная техника и оборудование, комфортные условия труда, полное обеспечение спецодеждой и сизами», – признаётся специалист отдела ОТПБ и экологии АТЦ Ирина Монакова.
«В 1987 году мы поставили первый вагончик в самом карьере, к осени организовали там первую пересменку для водителей, провели телефонную связь, посадили начальника смены и электрика. Развитие цеха шло семимильными шагами. Грузоподъёмность техники росла, за техникой шли вперёд и люди. Наша база была очень сильной – учили и водителей, и ремонтников», – убеждает главный специалист отдела организации производственного контроля АТЦ СГОКа Сергей Карамышев.
К своему 25-летию, в 2003 году, автоцех получил два новых 130-тонных БелАЗа с современными двигателями «Камминз».
В 2004-м, когда СГОК вошёл в состав Группы НЛМК, прошла серьёзная модернизация техники: пришли новые пассажирские автобусы и легковые автомобили, большегрузные БелАЗы, новый автогрейдер, суперМАЗ грузоподъёмностью 27 тонн и 10-тонный КамАЗ.
С этого времени динамичное развитие цеха в направлении повышения эффективности работы автотранспорта, организации ремонтов и поддержания техники в исправном состоянии не прекращалось.
Всегда первые
Автоцех и сегодня в расцвете сил: по‑прежнему один из самых крупных и передовых подразделений комбината, в котором трудятся более 800 человек, а парк основной и вспомогательной техники насчитывает более 250 единиц.
С 2005 года в подразделении команда активных и перспективных специалистов занялась разработкой и внедрением различных систем управления процессом. Одной из самых востребованных стала автоматизированная система диспетчеризации (АСД «Карьер»).
«Первая система управления, которую мы запустили, – это был, так сказать, полуручной режим, т. е. мы видели позиционирование и скорость самосвалов, перевезённый ими груз, ещё несколько параметров, но спустя 10 лет развития – в 2016-м, на своём втором этапе – она уже начала управлять процессом перевозок: искать оптимальное расстояние и выгодные условия для перевозок горной массы», – рассказывает один из участников проекта по развитию информационных систем, а сейчас начальник отдела развития логистики НЛМК Олег Прасолов.
Для сравнения: если в 1999 году плановый ежемесячный объём перевезённой горной массы составлял 3,6 млн тонн, то в 2023-м он вырос почти в два раза – до 6 млн тонн руды.
Видео предоставлено пресс-службой Стойленского ГОКа
В 2010 году появилась информационно-навигационная система «Автотрекер», которая повысила эффективность работы автотранспорта. Затем система управления работой автотранспорта (ИС УРА) для более простого учёта пробега автомобилей и эксплуатационного ресурса узлов и агрегатов.
«С 2017 года, когда АСД «Карьер-3» вошла в промышленную эксплуатацию, мы ни на день не останавливались в её развитии. Мы постоянно модернизируем систему, вносим корректировки и изменения для того, чтобы облегчить и обезопасить труд сотрудников и сделать прозрачным весь процесс перевозок. На базе этой системы мы внедрили множество модулей, к примеру, систему безопасности приближения к створным линиям: когда при выгрузке руды на промежуточный склад система контролирует расстояние приближения самосвала к краю. Пока ещё никто, кроме нас, в России этого не сделал», – гордится главный специалист отдела развития логистики НЛМК Алексей Стежар.