Гармошкино царство, сувенирное государство
Субботним утром все подъезды к грайворонскому стадиону были запружены автобусами и легковыми авто. Транспортные потоки разруливали полицейские в праздничной форме. Люди бросали машины на обочинах и нескончаемым потоком шли к месту проведения фестиваля – кто в народных сарафанах, кто просто в нарядной одежде. На подходе к стадиону их встречали волонтёры, вручавшие гостям пронумерованные бумажные жетоны. Через пару шагов их нужно было опустить в специальную стеклянную урну: организаторы фестиваля задались целью подсчитать точное количество людей, пришедших на праздник.
На стадионе заканчивались последние приготовления к основному действу фестиваля – узорному хороводу. Но гостям не пришлось скучать в ожидании. На примыкающей к стадиону территории уже начали свою работу многочисленные фестивальные площадки – музыкальные, сувенирные, развлекательные, дегустационные.
Привлечённые мелодичными наигрышами гармошек, многие останавливались рядом с площадкой «Грай, Ваня, Грай, гармошка». Там выступали солисты грайворонского фольклорного ансамбля «Мила-Лада». В ярких расшитых рубахах, в лихо заломленных набок чёрных картузах с красным цветком, гармонисты без устали перебирали пальцами клавиши инструментов и широко растягивали их красные и зелёные меха.
Невозможно было спокойно пройти по торгово-ремесленным рядам: рука сама тянулась к кошельку, чтобы купить ту или иную поделку. Многие девушки с утра щеголяли в ярких цветочных венках с лентами, приобретённых здесь. Их даже не хватило всем желающим.
А вот и столик с глиняными сувенирами – разнообразными колокольчиками и птичками-свистульками, расписанными шебекинским мастером декоративно-прикладного творчества Ольгой Незговоровой. Где копать серую и красную глину для поделок, Ольге Николаевне подсказали местные старожилы.
В соседнем ряду продавались декоративные яблоки всех видов, размеров и форм: плетённые из лент, деревянные с росписью, валяные из шерсти. Даже не нужно было смотреть на вывеску, чтобы понять, что приехали эти сувениры из Корочи.
А уж куклы! Традиционные русские народные куклы, скрученные из ярких лоскутков ткани, и, как положено, – безликие. Наши предки верили, что если нарисовать кукле лицо – в неё может вселиться злой дух. Каждая куколка – произведение искусства. В каждую вложен не только труд мастерицы, но и глубокий сакральный смысл. У Ирины Шубиной из Белгорода не было отбоя от покупателей. Она с удовольствием рассказывала о назначении разных кукол, советовала покупателям, какую именно игрушку им необходимо приобрести. Вот и я не удержалась – купила куклу «Колокольчик» в разноцветной трёхслойной юбке. Она призвана приносить в дом радость и веселье.
«Желаю вам получать только хорошие вести!» – от души добавила Ирина Александровна, вручая мне покупку.
Ремесленное поле, промысловое раздолье
О каждом из мастеров, которые приехали на фестиваль со своими поделками, можно сочинить рассказ. Да что там рассказ – роман в стихах! Вот, например, Николай Шепиль – ракитянский мастер лозоплетения. Пока потенциальные покупатели толпились и восхищённо цокали языками, разглядывая его плетёную мебель и присаживаясь в кресла, сплетённые из ивовых прутьев, Николай Семёнович чуть поодаль невозмутимо продолжал оплетать ивовым прутиком ножку очередного табурета. Периодически он вскидывал глаза от своей работы и отвечал на вопросы.
«Нынешние дети очень неохотно идут заниматься лозоплетением, – посетовал он. – На мои мастер-классы, знаете, кто в основном приходит? Взрослые люди с высшим образованием».
Сам Шепиль тоже занялся лозоплетением в зрелом возрасте – в 54 года. За 15 лет он состоялся как мастер и считает, что это ремесло должно возрождаться. Тем более что продукция из лозы весьма востребована.
«Всё, что вы найдёте в этом каталоге, сделано мной на заказ»,– заявил Николай Семёнович, кивая на пухлый том с фотографиями.
Или вот чудесные лапоточки из липового лыка, сплетённые руками Полины Сидоренко из села Ураково Красненского района. В натуральную величину или кукольные, они надолго приковывают к себе внимание. Полине Васильевне 69 лет. Ремеслу она обучилась чуть более двух лет назад. Пожилой мастер-односельчанин передал ей свои умения незадолго до смерти. Теперь Полина Васильевна – единственная хранительница традиции лаптеплетения в своём селе.
Кузнечное ремесло на ярмарке показывал грайворонский мастер Сергей Шуштанов. На его импровизированном кузнечно-монетном дворе каждый желающий мог изготовить себе сувенирную монетку из мельхиора, меди или латуни. Для этого необходимо было лишь заложить кусочек металла в кузнечный пресс и изо всей силы ударить по нему тяжёлым молотом. Кузнечным делом Сергей Николаевич – сварщик по профессии – занялся около десяти лет назад. Шутит, что от избытка свободного времени. Сейчас это его основная работа. С недавнего времени к ней добавилась чеканка по металлу.
Были на фестивале и другие интересные площадки. Например, гостей приглашали поучаствовать в чайной церемонии на лужайке. Ароматный напиток разливали прямо из огромного начищенного самовара. В «Купеческой кухне под открытым небом» желающим можно было основательно подкрепиться перед хороводом. А рядом с входом на стадион работала медицинская площадка: здесь предлагали измерить давление, рост и окружность талии, взвеситься и даже походить по рассыпанной на двух половичках пшенице. Эта процедура, как заверяли организаторы площадки, особенно полезна женщинам, мечтающим забеременеть.
В общем, никто на фестивале не скучал, каждый нашёл себе занятие по душе. Детишки в народных костюмах бегали по берегу Ворсклы и собирали одуванчики, из которых плели себе венки. Большая группа гостей праздника глазела на рвавшийся вверх огромный воздушный шар «Небосвод Белогорья». Горелка то и дело выдыхала в его нутро горячий воздух, от которого расправлялись изображения гербов районов Белгородской области, нанесённые по периметру купола.
Рекордный узорный
И вот организаторы объявили старт главного этапа праздника. Вверх под аплодисменты присутствующих подняли флаг фестиваля – орнаментальный рушник районов Белгородской области.
«Сегодня все вы станете историей нашего района и Белгородской земли», – обратился к гостям и участникам праздника глава Грайворонского района Александр Верзун.
А начальник управления культуры Белгородской области Сергей Курганский подчеркнул, что фестиваль – лучшее отражение местной культуры: её единства в многообразии культур районов региона.
Приглашённый на праздник председатель попечительского совета Национальной премии Russian Event Awards Геннадий Шаталов заключил:
«Вы создаёте новое и в то же время возрождаете старые традиции, которым следовали наши предки. Узорный хоровод – одно из интересных событий в истории событийного туризма».
После парадного шествия хороводных улиц районов Белгородской области началось построение хороводных фигур. Взявшись за руки, участники хоровода в ярких нарядах выстроились в первый узор – «В одну улицу. Потом, идя особым хороводным шагом, создали кривой танок (особый вид грайворонского хоровода) в две улицы, который символизировал знакомство и гармонию.
На поле медленно сменялись хороводные фигуры. Танководы закручивали хоровод то в «Вилёк», то в «Капусту». А в финале шествия 22 улицы выстроились в самую массовую, седьмую по счёту фигуру – «Розу ветров». Оценить всю красоту и масштаб действа можно было только с высоты, однако даже с самых высоких сидений зрительских трибун это невозможно было сделать. Нашему фотографу Вадиму Заблоцкому удалось заснять хоровод с площадки машины-подъёмника. В небе над полем в это же время сновал аппарат для аэросъёмки, которому зрители и участники махали снизу руками.
Наконец по просьбе генерального арбитра Российского комитета регистрации рекордов планеты Вадима Горюнова участники хоровода замерли, взявшись за руки и подняв их вверх – для точности подсчёта. Результат, озвученный спустя некоторое время, стал рекордным: в грайворонском «Узорном хороводе» приняли участие 2 511 человек.
На хороводном поле стартовало народное гуляние с песнями и плясками. Правда, почти сразу же хлынул ливень, как будто дожидавшийся окончания основного этапа праздника. Поэтому торжественную церемонию вручения кубка, дипломов и медалей пришлось провести камерно, а не в амфитеатре под открытым небом «Петровская круча», как ранее планировалось.
И, тем не менее, фестиваль завершился на победной ноте. В Грайвороне установили мировой рекорд в номинации «Самый большой узорный хоровод».
Фоторепортаж Вадима Заблоцкого с хороводонго фестиваля смотрите здесь.