Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
23 апреля 2015, 13:05
 Алексей Севриков 9700

Прочитай шутку маме

«ОнОнас» познакомился с дедовским подходом к редактуре КВН

Прочитай шутку маме Слобожанская лига умеет удивлять. Фото Владимира Юрченко (архив)
  • Алексей Севриков
  • Статья

Когда Аркадий Дяченко завоёвывал с командой Харьковского авиационного института («ХАИ») титул чемпиона Высшей лиги, белгородские кавээнщики Тимур и Филипп («ДАЛС») ещё ходили в детский сад. Сегодня всех троих объединила Слобожанская лига КВН, которая на 22-м году своей истории переехала из Харькова в Белгород. Переехала вместе с редактором Дяченко – старейшим редактором «АМиКа».

Как живём, так и шутим

– Аркадий Анатольевич, в кавээновской тусовке вас называют Дедом. Как относитесь к этому прозвищу? И почему команды так вас любят – по-моему, больше, чем редакторов других центральных лиг?

– «Дед» приклеилось ко мне ещё во времена игр за «ХАИ». Наверное, потому что был немножко постарше всех остальных, немножко больше знал. Не скажу, что был мудрее, но опытнее. Как в армии – кто дольше отслужил, тот и дед. По крайней мере, у меня такая версия. Почему любят? Это вопрос к тем, кто любит. Хотя я не знаю, откуда у вас такая информация.

– Из сообществ «ВКонтакте», из личных бесед с участниками процесса. Везде пишут и говорят, что Дед крутой.

– Думаю, причина в том же опыте. Всё-таки я работаю редактором с 1998 года – это официально, в «АМиКе». А до этого около пяти лет – по собственной инициативе. При этом я стремился и стремлюсь не закостенеть в своём консерватизме, не остаться в том КВН, в который играл «ХАИ» и которого уже не существует. Стараюсь отслеживать тенденции современности и не бухтеть по-старчески, что КВН уже не тот. Тот! Просто надо понимать, что происходит.

Аркадий Дяченко.
Аркадий Дяченко.
Фото Владимира Юрченко

– А что происходит? Что в КВН меняется и что остаётся вечным?

– Бальзак считал, что в литературе существует всего три сюжета: детектив, любовный треугольник и историческая хроника. По-моему, эти темы всегда будут вечными и люди всегда будут над ними шутить. Как изменился КВН? Мне нравится, как на этот вопрос отвечает Александр Васильевич Масляков, позволю себе его процитировать: «Как живём, так и шутим». КВН изменился ровно настолько, насколько изменилась наша с вами жизнь. Когда мы играли, я не знал, что возможны такие штуки (берёт в руки смартфон), не знал, что такое Интернет... Мне, чтобы позвонить вам, нужно было выяснить номер у товарища, с которым специально ради этого пришлось бы встретиться, а потом ещё и найти телефонный аппарат. Сейчас набирается сообщение «ВКонтакте» – вы через секунду отвечаете. Всё! Увеличились скорости, появились невероятные возможности обмена информацией, соответственно и КВН стал такой – более быстрый, динамичный. Сейчас вряд ли кто-то высидит «Приветствие» на 12 минут или получасовую «домашку». Поменялась форма, поменялись темп, плотность шуток. Но КВН остался КВНом, он живёт! И живёт не только в России: и в Германии есть лиги, и в Австралии, и в Англии, и в Америке...

– Нас интересует прежде всего Белгород. Что «Слобожанка» приобретает со сменой прописки, а что теряет?

– Вы знаете, что на Украину сейчас сложно въехать. Уже в прошлом году были проблемы – и не только у российских, но и белорусских, и казахстанских команд. Перебравшись сюда, лига сохранит свободный доступ участников. С другой стороны, меньше возможностей станет у украинцев. По разным причинам, основная из которых – финансовая. Кроме того, на Украине появилось другое юмористическое течение – «Лига смеха». Чтобы не конкурировать с ним – жалко труд многих лет, – «Слобожанка» переехала в Белгород.

– Наверняка повлияло и то, что у нас теперь есть команда Высшей лиги.

– Естественно. Я сразу предложил парням из «ДАЛСа» поработать вместе, потому что их любят, к ним поедут поучиться. Также нам активно помогают ребята из ранее игравшей у вас команды «Пятый элемент». Плюс ко всему Белгород расположен совсем рядом с Украиной, и я всё-таки надеюсь, что кавээнщики смогут приезжать оттуда. Поживём – увидим.

Между ленью и талантом

– Давно знаете Тимура и Филиппа? И нашли ли вы взаимопонимание в редакторском процессе?

– Они меня привлекли три года назад, когда выступали в Первой лиге. Понравились с самого начала за смелость. И я до сих пор поражён, как команда из двух человек умудряется противостоять машинам типа «Плохой компании»! Мало того, что противостоять, а выигрывать! И тот факт, что они после яркого дебюта не посыпались и уже победили в первой игре нового сезона, безусловно, говорит о качестве их творчества. А ведь были ребята, которые после первого вылета из «вышки» больше туда не возвращались. Мне, например, очень нравилась команда «Визит». Они долго – лет пять по-моему – играли в Премьер-лиге, а когда, наконец, пробились в Высшую, кончились силы. Обидно.

По второй части вашего вопроса, о взаимопонимании, скажу, что с «далсами» мне общаться легко. Они хорошо знают процесс изнутри, понимают, что и как должно быть. Мы стараемся подходить к командам с требованиями, приближенными к Высшей лиге, чтобы те были морально готовы к трудностям – чем дальше в лес, тем толще партизаны, как говорится. В общем, хоть мы с Филиппом и Тимуром недолго работаем вместе, пока не пытались побить друг другу лицо и не кричали «дурак – сам дурак». Так что всё нормально.

Филипп и Тимур на первой игре Слобожанки в Белгороде были уже не игроками, а редакторами.
Филипп и Тимур на первой игре Слобожанки в Белгороде были уже не игроками, а редакторами.
Фото Владимира Юрченко

– Что самое сложное в редактуре КВН?

– Смотреть то, что тебе показывают команды. Просто зачастую они перекладывают свою головную боль на голову редактора. То есть не принимают никаких решений, демонстрируя подряд всё, что у них есть, полагая, что ты сейчас объяснишь, почему то или это плохо, разложишь всё по полочкам... Хотя они сами прекрасно знают, почему это плохо. Но вот нет пророка в своём отечестве – нужно, чтоб ты сказал. Если бы команды сами больше работали над своим материалом и приносили только то, в чём они уверены, времени бы тратилось меньше, а результат становился лучше. Они просто ленивые. Талантливые, но ленивые, по-молодёжному безответственные.

– Есть ли какой-то свод правил, писаный или неписаный, регламентирующий то, о чём в лиге шутить нельзя? Какие ошибки кавээнщиков вас особенно раздражают?

– Раздражают неграмотность, лень опять же, халтурный подход к процессу. В нашей лиге каких-то специфических правил нет, есть общие. Они изложены в книге «Что такое КВН», которая доступна на сайте международного союза КВН. Там всё написано. Нужно просто заморочиться и прочитать как учебник. Только команды почему-то этого не делают. Удивительно, но встречаются даже такие, которые не смотрят КВН по телевизору. Причём они с гордостью говорят об этом! А ведь основа любого дела – знание предмета. Если вы не знаете химии, вы не проведёте самый элементарный опыт. То же и с КВН. Нужно знать, как в него играют сейчас и как играли раньше, что было и чего не было. Я не понимаю, когда в 2015 году команда выходит на сцену и начинает шутить про Кая Метова или Влада Сташевского, использовать мелодии и фильмы, которые они в жизни не слышали и не смотрели... Не хотят думать сами! Они увидели, что где-то у кого-то это было смешно, и пользуются штампами. Это плохо.

Можно долго читать лекцию, но я не хочу талдычить о КВН, как нудный школьный учитель. Я хочу, чтобы ребята хотели влезть, раскопать, разобраться – тогда сами всё почувствуют и поймут. Не у всех это получается.

Индикатор пошлости

– В журналистике есть такой приём: чтобы проверить, воспримет читатель текст или нет, нужно представить перед собой приятеля и рассказать ему то, что ты написал. Если воображаемый товарищ слушает внимательно – значит, мысль изложена доступно. В КВН применяются подобные абстракции?

– Знаете, часто команды считают, что намёки на какие-то пошлые вещи – это автоматически смешно. Совсем не так. Вот на первой редактуре очень хороший пример одной из команд привёл Тимур. Он сказал: «Вы бы эту шутку своей маме прочитали?» Просто золотое правило, я считаю! Ответ «нет»? Тогда шутку можно сразу выбросить и даже не заморачиваться. То есть «мама» – это такой индикатор пошлости, которую ты можешь или не можешь позволить на сцене.

– Помимо вырезания неудачных шуток, какие ещё задачи ставятся перед редактурой?

– Заинтересовать. Объяснить. Научить. И воспитать чемпиона.

– Понятно, что в своей жизни вы видели выступления сотен (если не тысяч) команд. И всё-таки: какие особенно запомнились?

– Ох... Много их. Своими учителями я считаю команду Новосибирского государственного университета – единственного в истории трижды чемпиона Высшей лиги (победы в 1988, 1991 и 1993 гг. – прим. авт.). Люблю «Сборную Пятигорска», которая выигрывала нашу, Слобожанскую лигу в 2000 году – ту, где был Сеня Слепаков, Лена Борщёва. Люблю «Уральские пельмени», которые шесть лет шли к чемпионству, пробивая свой стиль... В общем, моих любимых бесконечно долго можно перечислять.

– Вот сегодня вы вспоминали команду «Визит», у которой на высшем уровне закончились силы, и те же «Уральские пельмени», выросшие в самостоятельное юмористическое шоу. Что же нужно для кавээновского долголетия?

– Знаете, в КВН не всегда удаётся попасть в нужное место в нужное время. Бывают замечательные ребята, которые в этом конкретном сезоне не вписываются в концепцию Вышей лиги, а в следующем году им просто не хватает места – появилась другая яркая команда. И они стареют, исписываются и, к сожалению, пропадают с орбиты КВН вообще. Просто я вспоминаю, как мы попали. Если сейчас показать людям выступление «ХАИ» в Сочи в 1992 году... Я за такое команду просто выгнал бы! Стыдно за него, честное слово. Ни на какую «вышку» мы тогда даже не надеялись. Но случилось так, что в сезоне отказалась играть Одесса и нас добрали – как пушечное мясо. А в первой игре мы занимаем первое место, выбрасывая фаворита сезона – команду Санкт-Петербургского университета экономики и финансов! С этого всё и началось. Нам повезло. В общем, кроме того, что ты должен быть талантливым, трудолюбивым, ещё какой-то момент удачи должен присутствовать, звёзды должны сойтись.



Справка. Слобожанская лига КВН – одна из центральных лиг. Центральные лиги в кавээновской иерархии идут вслед за телевизионными, а это значит, что победитель «Слобожанки» получит право попасть в телевизор. Если сильно повезёт – сразу на Первый канал, в Премьер-лигу или «вышку» (как это случилось с «ДАЛС», выигравшим Высшую украинскую лигу – она тоже центральная, как и «Слобожанка»). Две другие телевизионные лиги менее популярны, но тоже престижны – Первая лига (играется в Тольятти, транслируется телекомпанией «Губерния») и Международная (играется в Минске, транслируется белорусским каналом СТВ).

Команды распределяются по телевизионным лигам в январе на ежегодных сочинских фестивалях. То есть в начале 2016 года мы узнаем, на каком именно экране появятся покорители зала ЦМИ.


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×