«Самое важное – уметь убеждать». Как староосколец Юрий Чалов попал в мир большого кино
Об этом он рассказал журналу «ОнОнас»
-
Статья
-
Статья
История Юрия Чалова напоминает фильм с хеппи-эндом: учился в Старом Осколе на электрика, работал журналистом, создал свою видеостудию. Но в один момент всё потерял, уехал в Москву в поисках себя и стал продюсером.
«Я работаю продюсером. Это предприниматель и человек, который со всеми договаривается. Он создаёт проект, чтобы получить прибыль, нанимает сотрудников и организовывает съёмки. Продюсеру достаточно иметь мозги, телефон и небольшую сумму денег. Самое важное – уметь убеждать и заряжать всех своей энергией. Другие компетенции идут в помощь: чутьё на хороший материал, режиссёра, сценариста и команду, с которой поладишь.
Но я никогда не думал, что приду в киноиндустрию. В детстве совсем был оторван от кино. Я рос в не очень обеспеченной семье, у нас не было даже видеомагнитофона. Иногда я смотрел новинки на DVD двоюродного брата, много читал и фантазировал. Меня интересовало всё понемногу, поэтому я не знал, чем буду заниматься в жизни. После школы поступил в колледж на электрика. Прошёл практику на заводе и понял, что не смогу всю жизнь ремонтировать агрегаты. Тянуло к творчеству.
На третьем курсе я бросил колледж и поступил в Старооскольский филиал факультета журналистики ВГУ. Мы делали молодёжную программу «Платформа»: сами писали тексты, снимали и монтировали видео. Через три года я создал небольшую видеостудию и снимал разные мероприятия. Но в 2014 году случился кризис, я потерял много клиентов, пришлось продать машину. Не хотелось заново поднимать дело, на которое потратил столько сил. Уехал в Москву.
Первый год в столице я снимал небольшие ролики. Спустя время познакомился с ребятами из Академии кинематографического и театрального искусства Никиты Михалкова. Когда они выпустились, в академии объявили новый набор. Студентам из регионов предоставляли бюджетные места. Я решил ухватиться за эту возможность и прошёл конкурс.
Мы учились год, по шесть дней в неделю. Я параллельно работал. Период был сложный, но он оправдал себя на 300 процентов. После выпуска руководитель продюсерской мастерской Леонид Верещагин позвал меня поработать в студию Никиты Михалкова «ТриТэ». И я сразу попал на проект «Союз спасения» – исторический фильм о восстании декабристов.
Меня взяли координатором художественно-постановочного цеха, который отвечал за реквизит и декорации. Перед нами поставили задачу – за четыре месяца построить деревню в Шебекино для сцены из фильма. Я ездил по всей области и искал 15-летние деревья, чтобы высадить их в деревне. Просил местных помочь на стройке, решал много маленьких задач. До проекта я работал с маленькими бюджетами, и привычка везде выжимать максимум помогла, когда я оказался в большом кино. Поселение построили на 5 млн дешевле.
После «Союза спасения» я пришёл в кинокомпанию «Горизонт событий». Помогал продвигать её первый фильм «Ярды».
Каждый день наполнен адреналином. Но в работе продюсера мне не нравится то, что я отключаюсь от личного творения материала. Моё творчество заключается в упорядочивании хаоса, оно остаётся незамеченным. А хочется делать вещи, которые останутся в памяти у людей».
Как снимают кино
Идея
В киностудии есть отдел разработки проектов, где мы отбираем истории. Так я нашёл проект «Внеклассные чтения». Его уже одобрило министерство культуры и выделило на съёмки субсидию. Это будет семейное кино. По сюжету, молодой специалист мечтает уехать в Лондон, но прежде ему нужно год отработать в школе. Он ищет общий язык с учениками и сам начинает читать рэп. Мне понравился посыл.
Сейчас кино тяготеет к универсальным сюжетам, понятным во всём мире: истории о мечтах и ошибках, проблемах. Хороших идей очень много, но их легко запороть и трудно развить в кино.
Сценарий
В случае со сценарием команде важно иметь общее видение. Это получается очень редко, но мы со сценаристом «Внеклассных чтений» легко сработались.
Сначала составляется логлайн – нужно одним предложением сказать, о чём сценарий. Определятся идея фильма, герой, проблема, противодействующая сила, с которой он сталкивается. Затем придумывается название. Пишется синопсис – краткое изложение сюжета на несколько страниц. Дальше сценарий расписывают по эпизодам: сначала с короткими фразами, потом – с диалогами.
Сценарий нашего последнего проекта мы переписывали три месяца и после четвёртой правки отправили в Минкульт. Но даже после этого его доработают, потому что сценарий – живая субстанция. Во многих проектах всё меняется от начала до конца. Обычно подготовка текста занимает полгода-год. Но всякое случается: сценарий «Кислоты», к примеру, написали за пять дней и полгода дорабатывали.
Финансирование
Когда сценарий написан, начинаем искать инвестора проекта. В идеальном мире лучше не совмещать функции продюсера и инвестора. Тебе слишком захочется поверить в проект и вложить в него всё имущество, набрать кредитов.
А вложенные деньги ты получишь только после проката. Можно презентовать проект министерству культуры, привлечь частные и зарубежные фонды, попробовать заключить договор с компаниями, которые распространяют фильмы.
Препродакшн
Кинопроизводство напоминает завод, где есть цеха: художественный, звукорежиссёрский, операторский. Мы проводим кастинг актёров. Пригласить звезду несложно: нужен интересный проект и бюджет, чтобы позволить себе гонорар этой звезды. Бывает, что актёр очень хочет сняться у определённого режиссёра и идёт ему на уступки в гонораре. Затем выбираем съёмочный период, место съёмок и сами строим локации. В фильме «Ярды» у нас был модный показ. Мы сняли его на заброшенном заводе: поставили свет и дорожку. Главное, чтобы на экране смотрелось правдоподобно.
К продакшену относят производство и съёмочные смены. Мы смотрим, сколько минут фильма можем снять за день. Обычно получается 2,5 минуты полнометражной картины и 6–8 минут сериала.
Все сцены в одной локации стараемся снять сразу, чтобы сэкономить бюджет. Например, один съёмочный день в «Союзе спасения» стоил от 4 до 8 млн рублей (общий бюджет – 8 млрд). Поэтому мы за несколько дней могли снять 10 сцен из начала, середины и конца.
Постпродакшен
Материал монтируют, рисуют графику, пишут музыку, связываются с дистрибьюторами и начинают продвигать ленту.
Дистрибуция
Дистрибьюторы – это компании, которые занимаются распространением фильма в кинотеатрах. Их главная задача – убедить крупные федеральные и региональные киносети взять фильм, отправить им промоматериалы, цифровые копии и определить роспись. Роспись – это то, в каких кинотеатрах покажут фильм, какое будет расписание. Если сеансов у фильма много – значит, в него верят.
Промокомпания
В идеале рекламная кампания фильма должна начинаться с началом съёмок: ведём соцсети, рассказываем о будущем фильме или приглашаем прессу на производство. За два месяца до премьеры выходят трейлеры, звёзды появляются в «Вечернем Урганте» и на страницах журналов. Чем лучше промокампания, тем больше будет роспись.
Прокат
Фильм находится в прокате от двух до шести недель. Но если на него ходят люди, может провисеть несколько месяцев, как «Холоп». Изначально у него была небольшая роспись, но он выстрелил.
Премьеры стараются ставить на четверг, чтобы до выходных кино успели посмотреть и у него появились первые отзывы, рейтинги. Дата выхода очень важна потому, что нам приходится конкурировать с Голливудом. Скоро к нему подключится Китай. Минкульт иногда расчищает даты релизов для российских картин. Но мне кажется, что это не совсем правильно. Наше кино должно научиться конкурировать.
Сборы
Первая неделя проката приносит где‑то 50–60 % сборов. На следующих неделях сборы падают. 50 % доходов от проката себе забирают кинотеатры. Около 10–15 % – дистрибьюторы. Остаток достаётся команде.
Продолжение следует…
После проката фильм показывают на стриминговых сервисах или по телевизору. Права на него могут продать на реализацию другим компаниям. Например, в Голливуде хотят снять ремейк российского фильма «Кома».
Режиссёр может сам переснять свой фильм. Роберт Родригес снял «Музыканта» с друзьями на обычную камеру. Фильм прошёл успешно, и режиссёру предложили переснять картину уже с известными актёрами.
Есть «Бойцовский клуб», который в прокате провалился, но на DVD стал суперхитом и до сих пор выходит в прокате по всему миру. Успех любого фильма – это совокупность факторов. Важно всё, в том числе везение.
Записала Валерия Солошенко