Хотя изначально снимать сцены фильма «Союз спасения» планировали не в белгородских сёлах, а в Болгарии. Съёмочная группа ещё летом оценила добросердечность и отзывчивость сельчан: местные жители привыкли к кинопроцессу и помогают чем могут.
В конце ноября киношники вернулись для работы над вторым зимним блоком.
Пирожки и кони
В Большом Городище снимались сцены войсковых манёвров с участием шебекинцев и военнослужащих одной из белгородских частей. Они изображали солдат царской армии. Гримёрные организовали в администрации Купинского поселения и в ДК Большого Городища. Встречали здесь известных актёров Алексея Гуськова (роль генерала Дибича), Павла Прилучного (играет декабриста Павла Пестеля).
Летом в Большом Городище по просьбе киногруппы для съёмок манёвров на поле скосили траву, администрация поселения помогала найти технику. На огородах сельчан появились палатки, где актёры отдыхали от палящего солнца, обедали. Напряжённая работа на площадке продолжалась по 12 часов.
«У нас отзывчивый народ, – рассказывают в администрации Большого Городища, – если надо – выручают. И гостеприимный. У кого что было – выносили актёрам и солдатикам: молоко, пирожки, фрукты, овощи».
Конноспортивный клуб «Держава» из села Стрелица Вторая дал в картину 27 лошадей для гусар. Их играли студенты БелГУ и участники клуба. Владелец его – Сергей Ткачёв – готовил лошадей, простыл на съёмках, но с площадки не ушёл.
Киносело Васильково в Дмитриевке строили мосфильмовские рабочие. Сельчанам тоже нашлось дело.
«Мы строили крестьянские хаты, церковь, два игральных дома, мосты, – рассказывает местный житель Андрей. – Съёмки закончатся – село останется. Разбирать, увозить ничего не станут».
Лыска в кадре
Учитель Дмитриевкой школы Леонид Колесник не собирался в большое кино. Киношники нашли его сами и упросили дать в артистки корову Лыску. Необычной актрисе поставили творческую задачу: изображать саму себя и быть органичной в кадре. Как просили, так и сделала. Однако партнёрша по сцене была раздосадована.
«Я играла крестьянку, которая вела на луг корову. Лыска таскала меня за собой всю дорогу. Намаялась я с этой коровой. Жара. В перерывах в тень не спрячешься – голое место. Мучилась я не зря: из киногруппы сказали, что наверняка увижу себя в фильме», – рассказывает Александра Маслова.
Мать троих ребятишек, Александра в «Союз спасения» попала случайно. Десятилетний сын Никита, узнав о кастинге в картину, уговорил мать отвезти на просмотр. Мальчишку не взяли, а Александре предложили роль актрисы второго плана. Женщина снимается во всех массовках.
«С нами работают специальные люди, которые объясняют сцены и что мы должны при этом показывать: испуг, веселье, удивление, любопытство, толпу. Все работают по 12 часов. И холодно, и тяжело, но всё перебивает происходящее на площадке. Интересно».
В картину понадобились домашние животные и птицы, и Александру попросили найти сельчан, которые держат лошадей, гусей, собак. Так вышли на Любовь Зиновьеву с гусями.
«Летом 12 штук гусей брали в картину и опять просят. Я говорю: да пожалуйста», – рассказывает пенсионерка.
У Надежды Сергеевой из Дмитриевки в картине заняты два внука и две дочки. У Ирины Мальцевой из Яблочково играют муж и два сына. Все надеются увидеть себя на экране: фильм должен выйти в декабре 2019-го.
Сельчане научились зарабатывать на кино. За артистов с хвостами и рогами получают хорошие гонорары плюс корм. За лошадь платят 3 тыс. рублей за съёмочный день. Ещё 4 тыс. можно заработать, если хозяин играет вместе с лошадью гусара или возницу. Массовка зарабатывает по 500 рублей.
«Вань, глянь, Муравьёв-Апостол»
По контракту массовке запрещено выкладывать в Интернет фотографии со съёмочной площадки – за это могут оштрафовать. Народ не рискует. Однако «от людей на деревне не спрятаться». Никто и не скрывается. В Дмитриевкой школе гримируются профессиональные актёры. Со звездой Игорем Петренко запросто, как с соседом по улице, здороваются школьники, учителя.
Кареты царских времён, гусары, офицера, адъютанты, солдаты императорской армии – дмитриевцы наблюдают за всем этим из своих окон: «Вань, глянь, Муравьёв-Апостол пошёл».
«Одичали мы тут, никуда не ездим, нигде не бываем. Дмитриевка стоит на отшибе. А сейчас живём как на «Мосфильме». Хорошо. Столько машин понаедут, столько людей. С утра выглянешь в окно – движение, суета. Съёмки закончатся, и мы скучать будем», – вздыхает пенсионерка Раиса Выродова.