Белгородский диджеинг
Кем только не модно было быть в Белгороде: фотографом, арт-директором, диджеем… Сейчас в городе около сотни начинающих диджеев, но дальше контроллера – приставки, которая сама сводит музыку, – уходят не многие. Наши герои – исключение: ночной жизнью они живут уже более десяти лет.
Освоить профессию сегодня можно быстро и легко: для обучения есть множество программ, видеоуроков. Главное − иметь вкус к музыке, слух и чувство ритма. А в 2000-х не было ноутбуков и пультов – только CD-проигрыватели, на которых были только кнопка Play, пауза и перемотка.
Как раз на таком оборудовании ставила диски и сводила треки с помощью микшера, пользуясь шпаргалками, Карина Саакян (DJ Karina Saakyan). Миксы (несколько треков, выстроенных в определённой последовательности – прим. ред.) длились по 10–13 секунд. Потом появился проигрыватель Pioneer-100, и, освоив его, Карина договорилась о выступлении в белгородском ДК «Строитель» (теперь это Центр молодёжных инициатив – прим. ред.) и первые вечеринки проводила там.
Александр Землянских (DJ Alex Breeze) и Алексей Ковальски (DJ Kovalsky) отучились на звукорежиссёров в белгородском институте искусств, и десять лет назад оба начали свою деятельность с дискотек в институте и клубе «Зенон», который находился около педагогического колледжа. Сейчас они работают диджеями в ресторане «Зима» и баре Veranda.
В мнении, что выбор направления музыки зависит от места, где она будет звучать, сходятся все три диджея. Мультиформатные специалисты Александр и Алексей подстраиваются под заведения, но, даже играя нелюбимую попсу, стараются выбирать интересные ремиксы. Если вечеринка проходит на террасе, то звучит музыка типа deep-house – спокойная, с неторопливым ритмом, часто с вокалом, или lounge – лёгкие мелодии, которые можно услышать как фон, в холлах гостиниц например.
«Большинство людей Белгорода любит попсу, так что проявить себя творчески удаётся мало где. В арт-клубе «Студия» − попса, в «Часах» − тоже, − говорит Александр Землянских. − Как вообще можно танцевать под музыку, которую ты слушаешь каждый день по радио или в плейлисте в соцсетях? У нас в городе всего два заведения, которые держат свой формат и куда тянутся меломаны: Veranda, где играет спокойный deep-house, и «Красный бар».
Ночной режим
─ Чем занимается диджей?
Карина: Диджей как санитар леса: прослушивает огромное количество треков, фильтрует их, выбирая то, что ему ближе. Диджеинг – это тоже искусство. Кто‑то пишет музыку, но не умеет её сводить. А кто‑то не видит себя в написании, но отлично чувствует себя в её сведении. Я пока музыку не пишу, но маленькими шагами иду к этому. Сама себя отношу к андеграунду: мне это ближе, чем попса, которая лично для меня – другой мир, очень чужой и далекий.
Алексей: Я отслеживаю определённые интернет-магазины, лейблы (бренды, которые производят и продвигают аудио – прим. ред.), также слежу за авторами, которые мне нравятся. Перед работой я ещё раз тщательно прослушиваю выбранную мной музыку. Играю для заведения не только ради удовольствия, но и с точки зрения выручки. Это очень тяжело. Моя основная работа – диджей, но ещё я пишу музыку на заказ для парикмахерских, салонов красоты. Сейчас стажируюсь как звукорежиссёр на матчах в волейбольном клубе «Белогорье».
─ Как близкие относятся к работе?
Карина: Друзья поддерживают. Мама относится спокойно, а папа часто говорил: «Ещё годик – и заканчивай», – но при этом всегда созывал молодёжь на мои вечеринки (он был заслуженным тренером России, тренировал баскетболистов в «технологе»). Но я думаю, что этот «годик» уже не закончится. Диджеинг стал моим образом жизни, её частью.
Алексей: Многие близкие недовольны моим ночным образом жизни, ведь он далеко не семейный. Считается, что диджейство больше подходит для студентов, потому что можно совмещать учёбу и клуб.
Александр: Мои близкие нормально относятся. У меня и ребёнок есть. Официально я работаю звукорежиссёром в управлении культуры, в администрации. И дневную, и ночную работу, и семейную жизнь я успеваю совмещать.
− Сами в клубах отдыхаете?
Карина: Очень редко, и не у нас в городе. Если кто‑то выступает из знакомых диджеев, я могу зайти поздороваться, но не более. В любом заведении можно сделать нормальную вечеринку, но у нас сложно найти что‑то качественное. Есть, конечно, исключения, но их немного. Для того чтобы в Белгороде люди привыкли к клубной культуре, нужно очень много времени и просвещённое руководство, которое даст правильно направление. А если у директоров заведений перед глазами только деньги, которые были ими потрачены и которые надо быстро отбить, то не будет времени на развитие. И так более-менее хороший клуб с дизайном, баром и звуком превращается в очередной попсовый треш и кабак.
Алексей: Выходные хочется проводить в кругу семьи.
Резидент «Казантипа»
У российской клубной музыки был важный этап развития – международный музыкальный фестиваль «Казантип». Он стихийно зародился в Крыму ещё в 1990-х, а к 2002-му у проекта появился «парламент», и в каждом городе России выбирали представителя, который будет отвечать за вечеринки «Казантипа» в своём городе. Из всех белгородцев резидентом стала Карина Саакян.
─ Как ты попала на фестиваль?
─ Свою историю фестиваль начал на мысе Казантип. Там собирались сёрферы, которые приносили свои колонки, диджейские вертушки и отрывались. Впоследствии его стали проводить раз в год. Первый раз я попала на «Казантип» в 2002-м, что перевернуло полностью меня с ног на голову, и каждое лето все мои знакомые знали, где меня в случае чего можно было найти.
─ Что значит быть резидентом?
─ Это давало мне право проводить вечеринки у нас в городе. Много лет они проходили в арт-клубе «Студия». Потом история фестиваля закончилась – в Крыму власти запретили его проводить, в нашем клубе тоже стало всё меняться.
─ Что для тебя этот фестиваль?
─ Там я познакомилась с ребятами, с которыми мы до сих пор дружим. «Казантип» стал частью жизни. Это уже не просто музыкальный фестиваль, это место встречи и определённые люди. Многие нашли там свою любовь и построили семьи. Сейчас он начал новую историю и в этом году впервые прошёл во Вьетнаме с новым названием – Epizode.
Гастроли
Александр и Алексей не ездят на фестивали, редко выбираются в другие города – им вполне нравится Белгород.
«Средняя заработная плата от 1 000 до 2 500 рублей за ночь. Если приглашают на гастроли, то за ночь платят от 5 000. Я так в Воркуту ездил, – рассказывает Землянских. – Так что мне на двух работах средств хватает, да и Лёше тоже: у него пока детей нет».
Карина, напротив, объездила многие города России и Украины, а в прошлом году выступала в клубе The Block в Тель-Авиве. Он славится не только качественным оборудованием, но и громкими привозами известных диджеев из разных стран.
«В израильском клубе было всё идеально: от звуковой системы до публики. Три часа я играла совершенно некоммерческую музыку. На этом выступлении я открылась как диджей. У меня не было никаких рамок, я просто играла то, что хотела: могла выйти в разные музыкальные направления – house, techno, acid и breakbeat. Публика отлично приняла меня, потрясающая отдача на танцполе. Это было восхитительно».
Прошлым летом Карина попробовала себя в одном из немногих соревнований для диджеев в России − My Breaks Battle. Нужно было предоставить диджей-сет – набор композиций, плавно переходящих одна в другую до нескольких часов – в стиле breaks (с ломаным ритмом и темпом 110–150 ударов в минуту – прим. ред.). Карина написала сет специально для турнира.
Основные этапы, кроме финала, проходили онлайн в Интернете. В батле жюри обращали внимание на качество сведения треков.
«Сперва люди не очень приняли эту музыку, но со временем всё изменилось. Нашей публике не хватает эмоций и встряски, и breaks хорошо заходит для этого настроения. Но сегодня его всё‑таки слушают в узких кругах. Я выступала с этим форматом прошлой осенью в пабе «Декабрист», и все три вечеринки прошли на ура. Отдыхающие застряли в пабе, не обращая внимания на время».
«Я не знаю, можно ли назвать диджей-сетом микс, в котором есть «Руки вверх», а потом ещё какая‑нибудь попса. Я считаю, что нет, – заявляет Карина. – Попсовые ведущие дискотек не выкладывают диджей-сеты – это винамп (Winamp – простой медиаплеер, позволяющий слушать песни друг за другом без пауз или с автоматическим наложением – прим. ред.). Мастерство диджея – это гармонично и красиво свести два трека либо сделать так, чтобы они звучали одновременно в тему. А если танцующий не уловил этого момента, это и есть уровень».
О профессиональном празднике
Изначально, в 2002 году, Всемирный день диджея задумывался как благотворительная акция. Вся прибыль, полученная диджеями, клубами и радиостанциями 9 марта, направлялась в различные международные детские фонды и учреждения.
«Сейчас не знаю, действительно ли отчисляют доход в этот день на благотворительность. Наверняка, кто‑то где‑то это делает, но у нас в городе точно такого нет. Однако я всегда с удовольствием участвую в благотворительных вечеринках и хотя бы раз в месяц стараюсь помогать копеечкой бездомным животным», − говорит Карина.
В Белгороде диджеи ежегодно где‑нибудь собираются, чтобы отпраздновать дату, и 2017 год не исключение. На этот раз сбор будет в «Веранде», и каждый пришедший диджей исполнит что‑нибудь за пультом. К празднику Dj Alex Breeze и Kovalsky подготовили совместный микс.
«Сет вобрал в себя различные направления хаус-музыки. такие как tech house, g-house, funky house и deep house. Микс в начале спокойный, а в середине более танцевальный».
А теперь проверим, что вы знаете о диджеинге: