О «Слобожанке»
Аркадий Дяченко: Центральная Слобожанская лига официально в Международном союзе КВН существует с 1998 года. Из неё вышли команды: «Сборная города Пятигорска», где Семён Слепаков играл, «Сборная МЭИ» – потом эта команда называлась «Обычные люди», «Сок» – Дмитрий Колчин и иже с ним компания. В Слобожанской лиге играла женская команда «Свои секреты», из этой команды Мария Кравченко и Екатерина Варнава сейчас играют в Comedy Woman.
Раньше Центральная Слобожанская лига базировалась в Харькове. Теперь на Украине КВН нет – там «Лига смеха», и чтобы сохранить свой статус, два года назад «Слобожанка» переехала в Белгород.
Филипп Воронин: В прошлом году это было достаточно хаотично: в последний момент она перенеслась в Белгород, было всего восемь команд. Сейчас – в два раза больше. Значит, можно выгонять команды, если они плохо выступают. Сезон будет интересней. Плюс в организационном плане лига растёт. Команды уже начинают приезжать целенаправленно, что приятно.
О задачах лиги
А.Д.: Мы воспитываем команды из разных городов для того, чтобы они играли дальше и попали в лиги вышестоящие: Международную, Первую, Премьер-лигу и Высшую. В процессе нашей работы они учатся, нарабатывают материал, с которым в январе поедут на фестиваль в Сочи. По результатам этого фестиваля, надеемся, что они попадут куда‑то…
Ф.В.: …попадут не к нам опять.
А.Д.: Не к нам, а в более престижные лиги, тем самым подтвердив школу «Слобожанки» и качество её работы. В прошлом году команда «Сборная БГТУ» (Белгород) попала в Первую лигу, а «Город снов» (Москва) – в Международную лигу в Минск. «Сборная БГТУ» слетела и имеет право доигрывать сезон в любой Центральной лиге. Они выбрали нашу.
Об отборе в Слобожанскую лигу
А.Д.: Для того, чтобы попасть в Центральную Слобожанскую лигу, в первую очередь нужно приехать на ежегодный фестиваль КВН в Сочи. Там в первом туре показываются все приехавшие команды (за исключением команд Высшей лиги – они обладают правом участвовать уже во втором туре). По результатам первого тура распределяются рейтинги, группа редакторов разбивает команды на четыре категории. Первая категория попадает во второй тур и смотрится Александром Масляковым с прицелом, прежде всего, на Высшую лигу. Когда сформировалась Высшая лига, из команд формируется уже Премьер лига, Первая и Международная. Вторая категория – команды с повышенным рейтингом, у которых материала на второй тур ещё не хватает, но уже и не одна шутка в сценарии.
Ф.В.: Эти команды приглашают в центральные лиги, и они сами выбирают, куда поехать, если это не единственное приглашение.
А.Д.: Есть такое условие: команда с повышенным рейтингом имеет право заявиться в любую Центральную лигу и лига не может ей отказать. Третья категория – команды, обладающие просто рейтингом, который даётся, как мы это называем, за проблеск сознания. Если у команды есть хотя бы одна человеческая шутка, то потенциально они могут написать ещё. Такие команды имеют право пойти в любую межрегиональную или региональную лигу. Четвёртая категория – команды, которые вообще ничего не получают.
Ф.В.: Есть ещё квота местных команд, мы можем их взять без участия в фестивале.
О командах
А.Д.: В прошлом году у нас играло восемь команд, в этом году – в два раза больше. География команд не сказать чтобы достаточно обширная: Донецк, Санкт-Петербург, Москва, Нарьян-Мар и, конечно, Белгород.
Есть команды, которые, отыграв у нас в прошлом году и не попав в главные лиги, возвращаются, чтобы закрепить успех. Не едут в другую лигу, чтобы на том материале, который у них был, удачно выступить, а стараются наработать новый материал. Чтобы двигаться куда‑то дальше, они опять приезжают к нам – это определённая степень доверия.
Ф.В.: Когда приезжают команды из других городов и показывают, как они шутят, это всегда интересно. Прикольно же: люди из Нарьян-Мара приехали в Белгород показывать шутки…
А.Д.: Вряд ли кто‑то поедет в Нарьян-Мар, чтобы на них посмотреть. А тут – с доставкой на дом.
О жюри и Германе Иванове
А.Д.: На четвертьфинале у нас в жюри будет Герман Иванов, фронтмен команды «Сборная Мурманска» из Высшей лиги. Мы давно пытались пригласить каких‑то известных кавээнщиков в жюри, но то у них не получалось, то у нас. Наконец‑то получилось, и, я думаю, дальше тоже будем приглашать знаменитостей, чтобы людям было интересно прийти посмотреть на них вживую, а не только по телевизору. Да и командам интересно узнать мнение профессионалов.
Ф.В.: А для команд это лишний повод для шуток. Кроме того, после игры будет разбор полётов. Герман скажет со стороны, что он увидел. Это полезно.
О редактуре
А.Д.: Качество нашей работы раз на раз не приходится, безусловно. Но мы стараемся, чтобы это было качественно и интересно.
Ф.В.: Ну да, если смешно выступают команды – это мы всё хорошо сделали, а если плохо – то они. При редактуре бывают ситуации, когда никому не смешно – тогда шутку убираем, а бывает стопроцентное попадание, всем смешно – оставляем. Бывают ситуации, когда одного из редакторов что‑то цепляет в шутке, в номере, тогда: «Отстаивать будете?» Можем отстаивать какие‑то шутки, можем не отстаивать целые номера. Ещё команды влияют. Спрашиваем: «Нравится вам самим то, что приносите?», они отвечают: «Честно говоря, нет». Тогда зачем вы приносите? Все редактуру расценивают как фильтр: «Давай туда отнесём всё, что мы придумали?»
А.Д.: Есть у них такое: переложить с больной головы на здоровую: мы всё отнесём – пусть они решают.
Ф.В.: Тяжело смотреть всё, что кому‑то в голову взбрело. Но, естественно, тяжелее играть. Однако и там ответственность, и тут. Аркадий Анатольевич за кулисами переживает, когда игра идёт, я, если веду, на сцене переживаю.
А.Д.: Почему я не сижу в зале? Боюсь, что у меня инфаркт случится. Когда я смотрю, как они лажают на сцене, у меня есть желание выйти и за них всё сделать. А за кулисами не так сердце останавливается, там можно побегать, понервничать.
Мы никогда не довлеем над командами, не диктуем условия. Мы тоже не святые и можем ошибаться. И если команда уверена в своём материале, отстаивает его, то мы им верим: «Показывайте, ребята! Сцена рассудит». Если номер «зашёл», как говорится, значит, они были правы, мы – неправы. А если нет, то: «Мы же вам говорили!» Приятно всегда это говорить.
Ф.В.: В большинстве случаев команды соглашаются, причём не из‑за статуса редакторов, а потому что мы приводим доводы.
А.Д.: Мы объясняем, почему да, почему нет. У нас редактура заключается в объяснении и обучении.
О шутках
Ф.В.: Самое тяжёлое – придумать не шутку даже, а новую тему для шуток. Когда команда открывает какую‑то новую тему, на которую ещё никто не шутил до этого, – это круто. К тому же шутки морально устаревают. Могу на своём опыте сказать. Я выступал отдельно с шутками, они были смешные, люди сильно смеялись. А потом проходило два года, и я понимал, что из этих шуток больше не использую ни одной.
А.Д.: Этот процесс зависит от восприятия команды. Когда команда молодая и неопытная и у неё получается удачная шутка, это смотрится как акт откровения. Когда команда растёт и набирается опыта, та шутка, которая была для них откровением, сказанная сейчас, для них уже мала. Они перерастают свои шутки, становятся взрослее, и от них хочется совсем другого, хочется осознанности.
О суевериях
А.Д.: Я очень суеверный человек по поводу КВН и не буду называть тех, кто может пройти в главные лиги, чтобы не сглазить. Когда меня спрашивают, как пройдёт игра, я никогда не отвечаю. Прогнозы никогда в жизни не сбываются. Думаешь одно, а в КВН, как всегда, другое получается!
Ф.В.: Тут огромное дело случая. Не всё даже от команды зависит. Должно очень много факторов сложиться, чтобы всё было хорошо.
О телевизионной версии лиги
Ф.В.: Раньше многие лиги показывали на местном телевидении. Вот в Нижнем Новгороде мы играли в межрегиональной лиге, её показывали по местному телевидению. Но потом руководство ТТО «АМиК» запретило показывать местные КВН. Логика в этом есть, потому что там качество не совсем соответствует Высшей лиге или Премьер-лиге и у зрителей может сложиться не совсем верное впечатление. Поэтому для телевизионной трансляции нужно получать строгое разрешение, снимать «пилот».
А.Д.: Кроме того, нужно платить «АМиК» за торговую марку. Пока у нас нет таких возможностей.
Ф.В.: Хотя для команд это было бы полезно: учиться работать на телекамеры.
О «ДАЛС»
Ф.В.: У нас после КВН жизнь не сильно изменилась. Мы и во время КВН работали в юмористической сфере (написание сценариев, ещё чего‑то), и сейчас работаем. Гастроли бывают. В прошлом году было больше, в этом – меньше, но они интереснее в плане мест, куда ездили.
Планируем в этом году как минимум раза три выступить. На Летнем кубке во Владивостоке будем участвовать в тандеме с «Союзом» против юмористических монстров «Камызяк» и «Сборной Пятигорска». Постараемся поехать на музыкальный фестиваль «КиВиН» в Светлогорск. В прошлом году ездили, но не сложилось из‑за того, что не прочувствовали формат и ошиблись с материалом. Выступили, но это по телевизору не показали – и слава богу. Возможно, примем участие в спецпроекте, который посвящён 55-летию КВН: масштабное празднование будет в Кремле. Что ещё? Иногда в жюри Премьер-лиги сижу.
А.Д.: Тимур же снимается в «Однажды в России».
Ф.В.: Да, вышла уже пара скетчей с его участием.