Увидели и поразились
11 белгородских художников представили здесь около полусотни работ. Ярославская, Липецкая и Белгородская области, Крым – написаны они в весенних поездках по России. Каждого пленэр вдохновил и дал ощущение простора и свободы.
«Мы увидели матушку-Волгу и поразились её величием, её красотой», – говорит Станислав Дымов.
Свои этюды председатель местного отделения Союза художников писал в Ярославской области, в старинном селе Курба. Там побывал и известный белгородский автор Юрий Чернышёв. Храмовая архитектура потрясающей красоты впечатлила их, стала героем их картин. А, скажем, заслуженный художник России Иосиф Бобенчик, Николай Коркин и Александр Иванов отправились в село Сухарево Валуйского района. Дивные ландшафты, ветхие, покосившиеся домики с камышовой крышей… – там и возникли их картинки из деревенской жизни.
Юрий Данченко и Григорий Новиков побывали в Липецкой области. В местечке Кривец живёт фермер, который и пригласил белгородских художников. Своеобразие места вобрали в себя пастели Данченко. А фермерские коровы, кони, гуси населили живописные картины Новикова. Преобладает здесь реалистическая манера изображения. И только в «Коровах» проступает по-символистски надбытовое, надмирное пространство, превращая Липецкую землю в terra inkognita. Художник выбирает фризовую композицию, напоминающую греческие и римские фрески. И кажется, что вдалеке проступают руины древнего города, а коровы, собравшиеся у реки на водопой, родом из языческих или библейских мифов.
В поисках образа Крыма
«Голубая бухта», «Русское море. Севастополь», «Рыбацкий баркас», «Мост любви. Севастополь», «Приморский бульвар»… – примерно половина из вошедших в выставку произведений принадлежит кисти Григория Новикова. Он создал их в Крыму, уехав туда в середине весны.
«12 апреля, в день Пасхи, я прибыл в Северную бухту Севастополя. Гостил у друга-художника Алексея Петрухина. В его доме собрались близкие. Куличи, красное вино – мы встречали праздник. Так что первое впечатление от Крыма – благостное. Из этого места в центр ходят катера. И вот мы уже отчаливаем в Голубую бухту. Спешно заселяемся в гостиницу и едем на Херсонесский маяк. Начинаем писать», – рассказывает Новиков.
Этюды, которые художник писал здесь, на выставке маркированы как «Морская феерия». Те, что в Балаклаве, – «Золотая бухта». Вторая часть пленэра проходила именно там – 19 апреля его участники переместились сюда после Казачьей бухты и «35-й береговой батареи».
Поясню, что речь о «Золотой бухте» – первом региональном пленэре, общественном проекте арт-клуба «Традиция», Русского географического общества и Московского союза художников. Участвовали в нём 16 художников из Москвы, Санкт-Петербурга, Чебоксар, Костромы, Пензы, Севастополя... Белгород представил Новиков. По итогам пленэра порядка 40 лучших из более двух сотен полотен, созданных за это время, экспонировали в Севастопольском центре культуры и искусств. Здесь начинают формировать своеобразную художественную Мекку, продолжая традиции русской реалистической живописи.
Собственно, крымские полотна Новикова в Белгороде – в каком-то смысле персональная альтернатива севастопольской выставке. Эта живопись – визуальное воплощение сиюминутного порыва, сильных эмоций художника, его впечатлений, его мыслей, возникших в момент созерцания натуры. И это совершенно авторский, совсем незнакомый Крым.
«Если что-то меня задевает, я открываю этюдник и пишу. Пишу не на заказ, а потому что не могу не писать. Крым изображали великие Валентин Вернадский, Фёдор Захаров, Константин Коровин… Они нашли свой образ Крыма. Вот и я стремлюсь не тиражировать известные лики полуострова, его открыточные виды, а найти свой Крым. И в художественном отношении только открываю его для себя», – комментирует художник.
Выставка продлится до конца июля.