От классицизма до авангарда
Курская картинная галерея в Белгород приезжает в третий раз. Впервые, в 1996 году, выставлялись ещё в старом здании музея. Тогда горожан знакомили с русской живописью. В начале 2000-х куряне экспонировали у нас работы своего прославленного земляка Александра Дейнеки.
Нынешняя экспозиция с широкими хронологическими рамками удивляет разнообразием жанров, – и передаёт историю от классицизма до авангардизма, при котором русская живопись стала генератором новых художественных идей в мировом искусстве.
Ведущий научный сотрудник Курской картинной галереи Марина Тарасова, рассказывая о привезённой экспозиции, подчеркнула: искать общий тон в выставке не стоит. Говорить об общем тоне – значит упрощать.
«60 работ – в этом перечне можно представить себе линию развития отечественного искусства от его светских истоков до авангарда. Есть в экспозиции то, что мы можем назвать шедеврами нашего собрания: работы Маковского, Репина, Крамского, Антропова. Есть полотна редких художников, которых мы редко выставляем, например Владимира Орловского. Европейский авангард ХХ столетия нередко принято начинать русскими именами: Казимиром Малевичем, Василием Кандинским. Здесь нет их работ, но есть авторы, которые выставлялись с ними одновременно, допустим Ларионов. Изюма здесь немало. Если изюминка в выставке одна, то это и должна быть выставка одной картины. Здесь же между собой могут спорить работы Репина, Маковского и неизвестного художника XVIII столетия», – пояснила Марина Тарасова.
Известные от неизвестных и наоборот
От изображений парадных к камерным, почти интимным, после – к реалистическим и бытовым, а затем к портрету авангардному: так развился за три века портретный жанр в России.
В части экспозиции, отнесённой к XVIII веку, портреты царской династии неизвестных и именитых художников. Например, «Портрет императрицы Елизаветы Петровны» кисти Алексея Антропова. Рядом «Портрет неизвестной» Фёдора Рокотова – погрудное изображение девушки, имя которой в веках не сохранилось.
XIX век на выставке тоже богат на портреты. «Девушка с коромыслом» неизвестного художника середины столетия – характерный типаж: так, слегка идиллически, представляли себе живописцы образы русских крестьян.
Парадный «Портрет неизвестной» (1881) Ивана Крамского написан на два года раньше своей знаменитой тёзки, хранящейся в собрании Третьяковки – «Неизвестной», – но имя изображённой до наших дней тоже не дошло.
С «Портретом императрицы Марии Фёдоровны» Николая Шильдера вышла другая история. Долгое время картина в инвентарной книге курской галереи значилась под номером 206 – «Неизвестный художник русской школы середины XIX века. Женский портрет». Узнать в молодой женщине супругу императора Александра III, урождённую датскую принцессу Дагмару, в православии – Марию Фёдоровну, помогло сходство с эталонными гравюрными изображениями и известными дагерротипами. Имя художника определили по найденной во время реставрации авторской подписи «Шильдер. 1887».
Как продолжение портретной темы в ХХ веке – яркая «Девочка с цветами» (1917) Бориса Кустодиева, портрет собственной дочери.
Повзрослевшая Ирина Кустодиева рассказала в своих воспоминаниях о том, как однажды отец попросил её, что-то достававшую с полки, задержаться в стремительном жесте: резкий поворот, эмоция движения заворожили художника.
«Удивительная вещь: живописец ХХ века здесь тяготеет к векам прошлым: детские портреты Кустодиева чем-то напоминают Веласкеса с его парадными портретами инфанты Маргариты. Известно, что Борис Михайлович точно так же постоянно писал свою дочь Ирину по мере её взросления: первое изображение написано через несколько часов после её рождения. Перед нами картина, которая заставляет ахнуть от того, как художнику удаётся приметить бытовые, невидимые глазу вещи и отобразить их: резкий контраст ярко-алого с синим цветом чулок и ярко-зелёными туфлями», – отметила искусствовед Марина Тарасова.
На стыке времён
В экспозиции – Архип Куинджи и снежный Эльбрус, уже знакомый белгородцам Иван Айвазовский с морским сюжетом, Исаак Левитан, Алексей Саврасов; передвижники Владимир Маковский, Александр Киселёв, Николай Пимоненко, Иван Пелевин; одной работой представлен Иван Шишкин.
«Валежник» Шишкина сегодня как бы на контрасте с недавно экспонировавшейся у нас выставкой офортов. Тогда многие посетители выражали желание увидеть ещё и несколько живописных полотен. Одно из них выставляется сегодня», – пояснила научный сотрудник Белгородского художественного музея Юлия Калатура.
В начале ХХ века группа близких по духу, по непривычному для большинства творческому восприятию картины мира (той, что впоследствии перерастёт в авангард) объединилась в «Бубновый валет». Работы членов недолго просуществовавшего (формально – до 1917 года) общества в экспозиции представлены именами Петра Кончаловского, Роберта Фалька («Дама в жёлтой блузке»), Александра Осмёркина. Работы последнего есть и в фондах Белгородского художественного музея.
Подводя черту
Благодаря удачному соединению трёх экспозиций – двух временных и постоянной, из собственного собрания, – у посетителей музея появилась возможность проследить несколько эпох развития русской живописи, вплоть до конца ХХ века. Начать с гостящей до 27 июля в Белгороде выставки из Курской картинной галереи им. А. А. Дейнеки на первом этаже. Затем – подняться на второй, где уже более трёх недель экспонируется выставка «За красной чертой» из Ярославского художественного музея. 40 полотен разного формата, рассказывая об авторском поиске новых образов, форм и себя в новом мире, демонстрируют развитие живописи в постреволюционной России в первой половине ХХ века. Экспозиция открыта для посетителей до середины августа.
А завершить знакомство с художниками второй половины ХХ века можно в постоянной экспозиции музея.