Есть такая лирическая драма в стихах «Дочь короля Рене». Довольно давняя история – 170 лет назад написал её датский поэт и драматург Генрик Герц. Написал, основываясь на старинной легенде о королевской дочери, не ведающей о своей слепоте и узнавшей о недуге благодаря рыцарю, полюбившему прекрасную принцессу. И, возможно, мы никогда бы не открыли для себя эту очередную трогательную сказку, если бы не гений Чайковского, превративший «Дочь короля Рене» во всемирно известную музыку – «Иоланту».
Партитуру этой одноактной оперы композитор создал в декабре 1891-го. Авторство либретто принадлежит его брату Модесту Ильичу (по переделанной версии драмы Владимира Зотова для Малого театра). Около года прошло, прежде чем «Иоланту» услышала публика – впервые её представили в Мариинском театре. Мелодичная красота, сказочный сюжет и философский потенциал, отсылающий к метафизике Спинозы, – произведение стало последней оперой Чайковского и, по мнению Валерия Гергиева, лучшей из них.
Для музыкального Белгорода опера – явление довольно редкое. И каждая встреча с ней – само по себе событие особое. Но предельно замечательной «Иоланту» делает и статус последней музыки сезона. И то обстоятельство, что воплотили её на высоком уровне музыкальной культуры, явив во всей полноте, выразительности, насыщенности и экспрессии романтический мир Чайковского. С большим успехом оркестранты, вокалисты и хористы (главный дирижёр – Елена Алексеева) преодолели ритмически очень сложные ансамбли. В гармоничном сочетании существовали инструментальная музыка и голоса солистов.
Интересно, что со времени белгородской премьеры «Иоланты» минуло 15 лет. Тогда партию принцессы исполняла Юлия Замятина, приглашённая из Большого театра. Сейчас с партией Иоланты превосходно справилась солистка БГФ – лауреат международного конкурса Галина Зольникова. Её волшебное сопрано поведало историю расцвета души, историю духовного прозрения.
Партию графа Водемона, влюблённого в Иоланту рыцаря, прекрасно спел тенор – заслуженный артист Республики Бурятия и России Чингис Аюшеев, солист Музыкального театра имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. Прекрасно звучала ария его героя «Чудный дар природы вечной», где он открывает принцессе правду. А известный российский баритон, солист Большого театра Сергей Плюснин исполнил партию Роберта (герцога Бургундского, в жёны которому предназначалась Иоланта). Страстная, порывистая, его знаменитая ария «Кто может сравниться с Матильдой моей» сорвала продолжительную овацию зала.
Достойно, на уровне столичных солистов, выступили белгородские. Партию короля Рене, сделавшего слепоту Иоланты тайной для неё самой и под страхом смерти запретившего выдавать её, воплотил бас – народный артист России Евгений Григорьев. Боль и отчаяние отца сильнее всего выразились в арии «Ужели роком осужден». В партии мавританского врача Эбн-Хакиа предстал баритон – заслуженный артист России Владимир Бойко. Его ария-монолог «Два мира» – ключ к пониманию философских оснований «Иоланты», в первую очередь о нерасторжимой связи мира материального и идеального, физического и духовного.
Партию Марты, кормилицы Иоланты, гравюрно воссоздала заслуженная артистка России Нина Стрижова (меццо-сопрано), её подруг Бригитты и Лауры – заслуженная артистка России Светлана Ломоносова (сопрано) и лауреат международных конкурсов Наталья Воскресенская (меццо-сопрано). Искусно пели тенор Олег Куликов (Альмерик, оруженосец короля Рене) и бас Антон Оршанский (привратник Бертран).
История завершается счастливо: «Прими хвалу рабы смиренной» – ликуют солисты и хористы, знаменуя чудесное прозрение Иоланты, переход от мрака ночи к свету дня, от пугающей бездны одиночества к радужной вселенной любви. Счастливо завершается и история 48-го филармонического сезона – небывало грандиозная вспышка зрительских чувств, восторга и благодарности, в финале концерта длится необычно долго даже для этих стен.