Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
25 мая 2015, 16:28
 5132

В Белгород привезли редкую графику Ивана Шишкина

В Белгород привезли редкую графику Ивана Шишкина Фото Вадима Заблоцкого
  • Новость

60 гравюр-пейзажей из коллекции Севастопольского художественного музея им. М. П. Крошицкого с 22 мая разместили в выставочном зале Белгородского государственного художественного музея. Экспонаты впервые покинули стены крымского музея.

Выставка – часть проекта «Достояние музеев России – белгородцам!». Помощь в её организации художественному музею оказали группа компаний «Эфко» и Фонд содействия развитию музейного дела, археологии и памятников архитектуры Белгородской области «Наследие».

Договорились о сотрудничестве музеи в прошлом году. Альбом «60 офортов И. И. Шишкина. 1870–1892» в Белгород привезла директор Севастопольского художественного музея Наталья Бендюкова.

«В нас жила тревога. Четверть века мы почти никому ничего не давали из своих фондов. Одну-две, максимум три работы отправляли в другие музеи, но тогда была уверенность в том, что эти вещи вернутся домой. Перебирая возможности и варианты того, что можно выставить в Белгороде, остановились на офортах Шишкина. Впервые этот альбом, приобретённый нами в 1989 году, покинул севастопольские стены», – отметила Наталья Бендюкова.

С техникой офорта – вида гравюры на металле  – Иван Шишкин познакомился в 60-х годах XIX века у художника Коллера в Цюрихе. Вернувшись в Россию, живописец вошёл в кружок аквафортистов, публиковал свои работы в их коллективных альбомах, а не вошедшие в них листы выпускал отдельными изданиями. В 1873 году появились альбомы «Гравюры на меди крепкой водкой И. И. Шишкина», затем  – «25 гравюр на меди И. И. Шишкина» (1878), «Офорты И. И. Шишкина 1885–1886» (1886).

  • Директор Севастопольского художественного музея Наталья Бендюкова.

Ретроспективный альбом, выпущенный в 1894 году санкт-петербургским издательством Альфреда Маркса, вобрал в себя лучшие образцы графики Шишкина. Известно, что издатель выкупил у художника офортные доски в полную собственность.

В севастопольский музей офорты попали в 1989 году. Как отмечает Бендюкова, полный комплект альбома из 60 офортов в наши дни – настоящая редкость. Коллекцию в Севастополь из тогдашнего Ленинграда передала вдова Евгения Лавренко – геоботаника, члена Академии наук СССР и увлечённого коллекционера.

«Полянка» (1885), «Окраина сосновой рощи» (1876), «В Сестрорецке» (1886), «Крым» (1892), «Кама близ Елабуги» (1885), «Три дуба» (1887), «Крестьянка с коровами» (1873),«Скала над морем» (1887), «Гурзуф» (1885) – страницы альбома знакомят зрителей с красотой природы. Специалисты отмечают: даже графика Шишкина очень живописна.

По словам научного сотрудника Белгородского художественного музея Юлии Калатуры, ценность офорта определяется количеством сделанных оттисков: чем их меньше, тем уникальнее гравюра.

«Каждый художник прописывал, сколько оттисков сделано, и отмечал на листе, какой это офорт по счёту. Чаще всего, офортная доска через время уничтожалась. Для нас было неожиданностью увидеть в альбоме офорт «Муравейник» (1885). Такой же лист, подаренный губернатором Евгением Савченко, хранится в фондах нашего музея с 2007 года. Сегодня этот офорт тоже представлен на выставке. Экспозицию мы старались сделать как можно более лёгкой и нескучной», – рассказала Калатура.

Выставка продлится до 22 июня.

Оксана Придворева


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×