Союз таланта и преемственности. В Белгороде показали работы династии Аксёновых-Браковенко
«БелПресса» посетила экспозицию в художественном музее и встретилась со старшими представителями творческой семьи
-
Статья
-
Статья
В выставку «Грани таланта» включили работы, созданные тремя поколениями мастеров: композиции из дерева, лоскутные полотна, театральные куклы, живопись. В них авторы отразили библейские сюжеты, народный быт, воспевают красоту природы и человеческих чувств.
Главный вдохновитель
Глава семейства – Владимир Аксёнов – с юношеских лет нашёл своё призвание. В этом, как он считает, немалая заслуга отца, который увлекался фотографией, выжиганием по дереву, мечтал отдать сына в искусство и отправил того в художественную школу. Поначалу маленький Володя не проявлял особого интереса к занятиям и предпочитал им футбол во дворе с друзьями. Но со временем он оценил прелесть созидания и решил поступать в Абрамцевское художественно-промышленное училище в Хотьково Московской области, чтобы обучиться резьбе по дереву.
В студенческие годы он повстречал будущую супругу – сокурсницу Галину. Девушка родилась в сахалинском посёлке Гастелло и с детства стремилась к творческому самовыражению. Сначала её захватила игра на фортепьяно, а с переездом семьи в Белгород музыку потеснило художественное мастерство.
После выпуска Владимир Васильевич совершенствовал умения, осваивал новые грани ремесла и разрабатывал собственный стиль. Задуманные им образы обретали форму в дереве: неживой материал преображался в характерных персонажей с динамичными позами и выразительной мимикой.
Ещё одно излюбленное направление в творчестве автора – графика. Он предпочитает писать картины, используя масляную пастель, карандаш и уголь.
«Волнуют темы вечные – те, что будут актуальны при любых режимах, коллизиях и превратностях судьбы. Это темы семьи, любви, жизни и смерти. Они важны всегда, не зависимо от того, в какой технике и жанре исполняются», – рассказывает Аксёнов.
Благодаря своему мастерству он победил в конкурсе графического воплощения герба Белгорода в 1999 году, а несколько лет спустя с благословения Патриарха Московского и всея Руси Алексия II создал напольный четырёхметровый киот для Владимирской иконы Божьей Матери.
В семье Владимир Васильевич считается главным вдохновителем и мотиватором: глядя на пример увлечённого творчеством человека, с удовольствием готового сорваться на очередной пленэр или выставку, сложно не подхватить его энтузиазм.
«Он не халтурит в работе никогда, очень старается, делает всё качественно и с любовью. Этим он завораживает и подталкивает нас на свершения», – подтверждает Галина Ильинична.
Колорит и душевность
Впрочем, она ничуть не отстаёт от деятельного мужа. Пробовала свои силы в различных направлениях декоративно-прикладного искусства, и по душе пришлось лоскутное шитьё, которым Аксёнова занимается уже более 30 лет. Большую часть произведений она посвящает русской народной культуре – именно её колорит и душевность служит неисчерпаемым источником новых идей для художника.
«Оно всё такое доброе, светлое, праздничное. А текстиль обладает таким многообразием цветов и оттенков, что работа получается яркой, насыщенной. Это может быть и портрет, и натюрморт, и пейзаж, и тематическая композиция», – поясняет Галина Ильинична.
Её работы можно увидеть в белгородских музеях, театре кукол, в российских и зарубежных частных собраниях. Профессионализм Аксёновой отмечен дипломами 29-го Всероссийского фестиваля «Синяя птица Гжели» и 2-го Белгородского открытого фестиваля изобразительных искусств памяти заслуженного художника России Станислава Косенкова, благодарностью губернатора Белгородской области.
Счастливая комбинация
Аксёновы – члены Союза художников России и лауреаты престижных конкурсов – продолжают творческую деятельность и делятся своим многолетним опытом со следующими поколениями художников. Не исключение – их дочь Мария и внучка Анна.
С ранних лет девочки ходили на выставки, приобщались к жизни творческой интеллигенции. Внутренний призыв и живой пример перед глазами побудили их продолжить семейное дело.
«Наверное, сложилась счастливая комбинация. И дочь, и внучка с детства рисовали, лепили, изготавливали какие‑то поделки. А мы этому всячески способствовали. Поэтому вопроса не стаяло, какую профессию выбрать: они знали заранее, что будут работать в этом направлении. Хотя Мария, допустим, никогда не думала, что будет преподавать, как родители, а в результате стала завкафедрой рисунка и живописи в институте искусств и культуры», – отмечает Владимир Аксёнов.
Основное направление творчества Марии Браковенко – графика. Но нередко она работает в смешанной технике, где темпера соседствует с тканью. Её произведения отличаются сложной композицией и замысловатыми сюжетами. Мария создавала кукол для белгородского театра, которых зрители могли видеть на сцене и в карусели «Куклоград».
Её дочь Анна, практиковавшая рисование масляной пастелью, пошла по стопам дедушки с бабушкой и поступила в Абрамцевский художественно-промышленный колледж. Сейчас студентка готовится к защите диплома.
Выполнены с любовью
Выставка «Грани таланта» будет работать в Белгородском художественном музее до 10 января. Некоторые произведения даже можно потрогать руками.
«Это настолько дружная семья, что, общаясь с ней, чувствуешь теплоту. Работы Владимира Васильевича, Галины Ильиничны, Марии выполнены с большой любовью: они очень яркие, красочные, пронизанные юмором и задором», – подчёркивает директор музея Татьяна Лукьянова.
Чета Аксёновых уже задумала новые проекты. Галина Ильинична планирует сделать серию лоскутных полотен с пейзажами ставшего ей родным региона со свойственными ему ландшафтом и природным миром. А её супруг трудится над масштабной композицией «Русские красавицы», воспевающей великолепие русской женщины и народных промыслов.
«Это будут достаточно большие (некоторые достигающие метра) фигуры в пространственной композиции, которая со временем может пополняться. Это объёмный проект, долгосрочный», – делится планами Владимир Васильевич.
Юлия Манохина