«Потому что лето». В Белгороде работает выставка «Дача. Время отдыха»
Экспозицией в художественном музее любовалась «Белгородская правда»
-
Статья
-
Статья
Выставку графики и скульптуры «Дача. Время отдыха» её устроители посвятили ценностям и традициям людей советского и постсоветского пространства – культуре загородного отдыха.
Широкая география
В экспозиции – 34 графических листа, созданных в 1950–2000-е годы в различных техниках печатной и оригинальной графики, и 5 скульптур. География происхождения работ довольно широка: представлены произведения авторов из Венгрии, Латвии, Эстонии, Германии, Дагестана и, конечно, России.
«Акцентом выставки стали работы, посвящённые феномену дачи в русской культуре, – рассказывает куратор выставки, старший научный сотрудник сектора графики Анфиса Бердникова. – Это и отголоски помещичьей России, как на рисунке Анны Пискарёвой «Старый вход в усадьбу И. В. Мичурина», и простота быта и уют дачных домиков, которые поэтически передали на своих листах Людмила Ковалевская («Цветущие яблони») и Мюд Мечев («Скоро нальют суп»). Игрой света и узнаваемым предметным рядом наполнены композиции современника русского авангарда Бориса Ермолаева («Интерьер. Горница») и Анатолия Кокорина («Лето»).
В разделе о прогулках на природе впервые экспонируются работы венгерского художника-графика, члена Флорентийской академии художеств Ференца Бордаша («Дачи») и Хенно Аррака («Пейзаж с птичьим пером») – яркого представителя эстонской станковой графики. В их офортах чувствуется спокойствие, гармония, а также мысли о вечности.
О цикличности жизни
Теме путешествий в отдалённые населённые пункты, знакомству с частной историей и семейным наследием посвящены произведения Юрия Копейко. Глубокий символизм образа сада плодовых деревьев скрывается в сюжете Михаила Шелковенко «Забытые яблоки».
«Художник здесь рассказывает о феномене цикличности жизни, – считает куратор выставки. – Среди авторов произведений – настоящие гранды, патриархи советского изобразительного искусства. Например, Елена Натаревич, родившаяся в 1946 году. Любовью к изображаемым героям и юмором наполнены её акриловые работы «У дома», «Неразлучные» и «Сбор смородины». Или Наум Цейтлин (1909–1997) – ученик Роберта Фалька, известный иллюстратор детских книг. Его листы «Крутой поворот» и «Туристы» посвящены активному отдыху на природе».
Где дача – там и цветы. На выставке представлены не только сюжетные произведения, но и простые натюрморты. Названия цветочных композиций «В одуванчиках», «Цветы», «Букет» говорят сами за себя.
Творческие и бабушкины
С XVII века слово «дача» встречается в русском языке в обозначении земельного участка, полученного от государства. Лишь 200 лет спустя ею стали называть загородный дом или небольшую усадьбу неподалёку от города, предназначенную для отдыха.
«Ещё дачей все мы с раннего детства привыкли называть село или деревню, где жили наши бабушки и дедушки, а мы их регулярно навещали, летом жили там подолгу, – напоминает Анфиса Бердникова. – На выставке отражено и это. Глядя на рисунки Анатолия Кокорина «Лето» и Иллариона Голицына «Внуки пришли из города», мы словно физически ощущаем очарование деревенского дома, блеск самовара, вкус бабушкиных пирогов с чаем, аромат свежих яблок и мёда».
Дачи бывают и… творческими. Биографии многих отечественных художников связаны с практикой работы на так называемых академических дачах. Это загородные творческие мастерские, где художники могут посвятить время созерцанию природы и поискам новых идей в уединении. Например, на выставке представлена работа Владимира Колтунова «Подмосковье», выполненная на творческой даче в Сенеже.
Гимн лету
Графические образы на стенах выставочного пространства дополняют стоящие тут же скульптурные композиции. Творчество академика РАХ Михаила Дронова представлено шуточной стилизованной скульптурой «Потому что лето».
Изящная авторская пластика воронежского скульптора Юрия Астапченко воплощена в композиции «Прогулка». В терракоте выполнена фигура «Гитарист» санкт-петербургского автора Дмитрия Вайнмана.
И наконец, наш земляк, автор графического воплощения герба Белгорода Владимир Аксёнов тоже приобщился к дачной теме, создав резную деревянную скульптуру «В саду» – настоящий гимн лету.
«Дачная» выставка в художественном музее будет идти до конца года.
Олег Гончаренко