Линии жизни. Как в Старом Осколе прошёл IV фестиваль поэзии «Сплав»
В центре культурного развития «Молодёжный» – площадке фестиваля – собрались поэты и артисты из нескольких городов России
-
Статья
-
Статья
За годы своего существования поэтический фестиваль «Сплав» в Старом Осколе стал не только значимым в масштабах города и всего региона событием, но и своеобразным творческим пространством, где поэзия выходит из привычных рамок.
Стартовал «Сплав-2023» в середине марта этого года и до начала июня постепенно наращивал темпы встреч, мастер-классов, концертов. Его основная программа в городе началась 2 июня, «БелПресса» побывала на финале фестиваля, 3 июня.
Новое соло для Старого Оскола
Тема «Сплава-2023» – «Поэзия – линии жизни». Раскрывают её организаторы фестиваля довольно просто: здесь должно быть интересно любому независимо от возраста. Поэтому программа дня насыщена концертами, мастер-классами, лекциями, публичными выступлениями. По традиции, да и поскольку все мы родом из детства, сначала и всё лучшее – детям, поэтому первой на сцену у ЦКР «Молодёжный» выходит популярная не у одного поколения мальчишек и девчонок группа «Волшебники двора».
Поэзия существует вне времени и пространства, поэзия – это возможность сказать о том, что волнует, дорого, важно рифмованными строками и ещё раз доказать, что поэт в России больше чем поэт. Поэтому на сцену фестиваля выходит его, можно сказать, уже постоянный участник Влад Маленко.
Режиссёр, актёр театра и кино, основатель и руководитель Московского театра поэтов, художественный руководитель Всероссийского открытого фестиваля молодой поэзии «Филатов фест» привёз на «Сплав» моноспектакль «Новое соло для Старого Оскола». Его голос, авторская манера чтения и, конечно, звучащие строки заставляют собравшуюся публику – вместо резвившихся ещё час назад детей перед сценой уже взрослые – прислушиваться и задумываться.
В исполнении Маленко звучат его авторские стихотворения и басни. Последние, как рассказал сам, стали рождаться в один из тяжёлых моментов его жизни. Басен у него уже 250, и пятая часть из них хорошо знакома публике. А одним из «очень важных» Влад Маленко назвал своё стихотворение «Ржев».
«Мы весной поднимаемся в полный рост,
Головами касаясь горячих звёзд.
И сражаемся снова с кромешной тьмой,
Чтобы птицы вернулись сквозь нас домой.
Чтобы солнце вставало в заветный час,
Чтоб вращалась, потомки, Земля для вас.
Чтобы траву обдували ветров винты,
Чтоб из наших шинелей росли цветы…»
Влад надеется, что, может быть, кто‑то услышит его и напитается силой.
«Три года назад написано это стихотворение, и оно, наверное, одно из самых важных для меня в моей жизни на данный момент. Хорошо, что оно стало народным, хорошо, что его в школах учат, хорошо, что так ушло оно к людям», – добавляет он.
Позже Маленко расскажет журналистам, какая, по его мнению, задача стоит сейчас перед поэзией и поэтами:
«Есть несколько таких базовых, важнейших вещей, которыми занимается поэзия настоящая: это волнение человеческое, утешение, лечение, прояснение каких‑то вопросов, радость, что обязательно. Я верю на 100 %, на 200 %, что поэзией можно вылечить человека. Вообще, что такое поэзия? Это всегда непокорность, свобода. Но самые крутые поэты – это те поэты, которые свободу, непокорность и даже бунт соединяют с любовью. Как только есть эта «свадьба» с любовью, люди откликаются».
По его мнению, поэта не всегда могут оценить современники:
«Настоящий поэт – это тот, кого через 50 лет назовут так и будут читать. Я всегда привожу своим ученикам пример такой. Знаете, как на языке глухонемых город Пятигорск обозначают? (показывает руками два пистолета, направленные друг на друга – прим. авт.). Там стрелялся Лермонтов. Вот что такое слава поэта!» – говорит артист.
На «Сплаве» Маленко уже во второй раз. В Старый Оскол его приводит в том числе и тёплый приём публики.
«Я вижу, как люди откликаются. Даже вот вроде бы сложно на улице завоевать внимание людей: отвернулся и беседуешь с человеком, а в это время кто‑то тратится и читает Есенина или свои стихи. Но всё равно эти волны цепляют, оплодотворяют, побеждают, поэтому мне нравится этот формат фестиваля. Я в прошлом году приезжал, читал лекцию в театре, в этом году была сцена. Может быть, в следующем году мне предложат провести лабораторию в каком‑нибудь шатре для молодых поэтов. Я буду рад», – говорит он.
«Вот я перед вами стою…»
Ещё один гость «Сплава 2023» – актёр театра и кино Иван Кокорин – тоже звучит с уличной сцены. Его выступление – это соединение, по сути дела тот же сплав художественного слова и живой музыки. За неё отвечают музыканты Сергей Заваруев (фортепиано) и Александр Сахарчук (баян).
С 2012 года Кокорин, чья фильмография насчитывает сейчас более 60 работ, стал выступать с чтецкими программами для детей в Московской филармонии. Также он участвует в литературных абонементах Московской филармонии и в концертах музыковеда Светланы Виноградовой, где читает Хэмингуэя, Пушкина, Олешу, Чуковского, Некрасова.
Своё выступление он начинает эффектно – стихотворением «С эстрады» Давида Самойлова:
«Вот я перед вами стою. Я один».
Иван Кокорин объясняет выбор стихотворений своей программы так:
«Эта поэзия, казалось бы, несоединимых авторов по судьбе, по времени, но она соединима по одной простой вещи: она изменяла меня, делала меня другим. Поэтому сегодня вместе с такой прекрасной командой мы хотим вам рассказать поэзию. Это будут и Шпаликов, и Гафт, и Самойлов, и Есенин, и Твардовский».
На фрагменте «Гармонь» из поэмы «Василий Тёркин» Александра Твардовского он останавливается отдельно.
«Александр Твардовский напрямую связан со мной. Мой дед воевал, прошёл всю войну, воспитал детей. Я его не видел, но бабушка говорила, что он знал всего «Тёркина» наизусть. И я подумал, что, если я когда‑нибудь буду стоять на сцене, я ему привет передам», – рассказывает Иван Кокорин.
Позже он поделится с журналистами: на поэтическом фестивале он впервые, но ровно год назад уже побывал в Старом Осколе на гастролях с концертом.
«Я читаю для людей. Смотрю, как меня внимательно слушают, смотрю, насколько информация долетает или не долетает до них, насколько она оседает. Мы вместе со зрителями погружаемся в какие‑то миры. Мы вместе смеёмся, мы вместе сопереживаем, мы вместе радуемся. Самое главное, когда происходит сублимация между артистом и зрителем: чтобы я меньше говорил о себе как об артисте и чтобы была какая‑то общая тема, которая волнует меня, – тогда мы становимся каким‑то большим общим дыханием. Я посмотрел, как, несмотря на сильный ветер, внимательно меня слушала публика. И от этого я получал удовольствие», – говорит он.
Синтез искусств
Фестиваль «Сплав» состоит из профессиональной и общественной программ. Первая нацелена на развитие профессионального сообщества – местных поэтов, музыкантов. Задача второй – вывести поэзию и вообще творчество (кино, театр, визуальное искусство) из закрытого формата в городское пространство.
Замдиректора благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт» Николай Троцкий рассказывает: за годы существования фестивалю удалось стать своего рода праздником для всех. При этом главная его миссия – подчеркнуть актуальность поэзии в современном мире – не уходит в тень.
«Мы нашли ту золотую середину, которая позволяет поэзию дать зрителю в том виде, в котором он привык её увидеть. Может быть, даже под необычным углом», – говорит он.
Кроме этого, «Сплав» включает в себя грантовый конкурс «Синтез искусства». В этом году два его победителя получат по 150 тыс. рублей на воплощение в жизнь своих творческих проектов. Проект Виктории Ивановой – видеоигра «Ландшафт эмпатии» по мотивам белгородской пейзажной и городской лирики. Её главный герой будет перемещаться по разным точкам Старого Оскола, Губкина и Белгорода, внутри которых будут свои рассказчики – поэты и их стихотворения.
Виктория – дизайнер и работает в старооскольском центре современного искусства «Быль». По её словам, в «Были» планируют устроить площадку, где каждый желающий сможет прийти и пройти эту видеоигру.
3 июня на фестивале представили итоги его профессиональной программы «Линии жизни города». Это интернет-проект с поэтизированными и иллюстрированными историями старооскольцев. Кроме того, собранный материал переосмыслили в формате одноимённой постановки. Её представила студия современного танца Dance Хаос из Белгорода.
Хореограф студии Ксения Медведева рассказывает:
«Нам дали тексты стихотворений и сказали: «Творите!» Отталкиваясь от этих текстов, мы начали работу. Постановка – это 19 полноценных композиций. Строились они по‑разному: где‑то это игра в ассоциации, где‑то есть завязка на одном слове. И дальше мы раскручивали, разматывали этот клубок линий жизни. Готовились мы три месяца, каждую неделю было по четыре тренировки. На самом деле это был колоссальный объём работы».
Перелистывая «Карманный томик»
Ближе к вечеру испортившаяся погода перенесла запланированные на улице концерты в «Молодёжный». Первыми на сцену вышли музыканты группы «Карманный томик».
Это авторский проект Ильи Аноприева и Владимира Бабенко. Молодой коллектив – группа существует с 2020 года – приехал в Старый Оскол из Москвы. Их программа – новые песни на давно известные стихи Сергея Есенина.
«Почему зацепил Есенин? К его юбилею в 2020 году прошёл концерт, где мы с Ильёй участвовали, – рассказывает Владимир Бабенко. – Мы тогда написали песню, которая положила начало нашему проекту, потому что после этого концерта все выступили и разошлись по сторонам, а я предложил нашу идею как‑то раскрутить. Мы начали двигаться в этом направлении, написали первые пять песен на стихотворения, которые нам понравились на тот момент, отыграли как‑то в наших сердцах и с этими пятью песнями уехали на родину к Сергею Александровичу».
В Константиново они связались с центральной городской библиотекой имени Есенина в Рязани:
«Нам там организовали творческий вечер, мы с Ильёй поехали с гитарой, просто так, по‑домашнему, сели на сцене перед литературной публикой и сыграли такую предпремьеру, для того чтобы получить благословение, наверное».
По словам Бабенко, группа для него и Аноприева – дело души.
«Нет задачи сделать попсу и не было её никогда, а есть задача как‑то так заново одушевить слова классика и отправить их в другую аудиторию. Там, где его знают и читают, там и так он востребован, а вот там, где мы нашим молодым духом, нашими голосами сможем повлиять через фестивали – в том числе не только поэтические, но и музыкальные, – через выступления на разных других площадках, зацепить аудиторию и показать, почему классика ценна и что ей все возрасты покорны», – говорит он.
Одним из самых знаковых выступлений коллектива Владимир называет концерт в Ленинке в Москве на Библионочи в прошлом году.
«Там, где стояли таблички «Тихо! Не шуметь!», мы немножечко пошумели. И собралась аудитория, собрался полный зал», – шутит он.
Сейчас в репертуаре «Карманного томика» 10 песен на стихи Сергея Есенина. Это классические строки в органичной инструментальной трактовке, мелодии в жанрах поп-рок, соул, фанк, джаз и блюз. В планах у музыкантов расширить репертуар, вновь обратившись к русской классике.
«Сейчас уже есть идея над Пушкиным поработать. Случайно наткнулся в кафе на его книжечку в ожидании заказа, почитал, и понял, что эта задача даже сложнее, когда ты выбираешь уже известного классика, – рассказывает Владимир. – Здесь есть задача переработать материал таким образом, чтобы тот человек, который любит его по‑своему, полюбил его ещё и по‑другому».
Продолжил программу поэтический DJ-сет, а завершился фестиваль концертом группы «Сегодняночью».
Поэтический фестиваль «Сплав» прошёл при поддержке благотворительного фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт» и компании «Металлоинвест».
Оксана Придворева