Галерея образов. В литературном музее Белгорода открылась выставка «Стеклянные «БѢСЫ»
«БелПресса» посмотрела работы Павла Титовича и узнала, почему на этот проект фотохудожника вдохновил роман Фёдора Достоевского
-
Статья
-
Статья
Идейным центром экспозиции стали типажи героев романа, найденные среди современников. Визуальным – уникальные фотографии, выполненные в амбротипии, одной из ранних фотографических техник середины XIX века.
Необычный дизайн
Творческий тандем автора выставки фотохудожника Павла Титовича и команды литературного музея запустил уникальный проект. Благодаря ему увидела жизнь серия амбротипов персонажей романа Достоевского «Бесы».
Первой награды Титовича удостоили в феврале 2023 года на фотоконкурсе «Аргус» в Сочи. Один из амбротипов – изображение Петра Верховенского – получил Гран-при и 1-е место в номинации «Слово и его воплощение. Театр. Литература. Поэзия».
«Выставка подготавливалась больше года. Идея возникла совместно с директором музея Инной Климовой. Я показал ей работы с Дон Кихотом и другими литературными персонажами, но таких больших серий, объединённых литературным произведением, у меня не было. В тот период я увлёкся Достоевским, прочитал «Братьев Карамазовых», потом «Бесов». И интуитивно их выбрал», – рассказал Павел Титович.
Открытие выставки запомнится белгородцам надолго. Зал на втором этаже литературного музея таинственный и эффектный: полумрак, приглушённое освещение и 25 профессиональных амбротипов, каждый в отдельной витрине. Экспонаты сопровождают информативные тексты с портретами героев. Выдержки из романа помогают посетителю понять образы персонажей. Цветовая концепция – мистический чёрный в совокупности с красными буквами. Использование буквы Ѣ в названии «БѢСЫ» относит зрителя ко времени создания романа и технике фотосъёмки XIX века.
«Я буду веровать в Бога»
Народный артист России Виталий Стариков прочитал обличительный диалог «пророка русского мессианства» Ивана Шатова и Николая Ставрогина:
«Я верую в Россию, я верую в ее православие. Я верую в тело Христово… Я верую, что новое пришествие совершится в России… Я… я буду веровать в Бога».
Ответ Шатова – это раздвоение между верой и неверием. Стариков подготовил зрителя к тому, что бесы сегодня выступят в своей ужасной красоте.
«Фигура Достоевского – это фигура, которая привлекала внимание литературных критиков и историков. 1872 год – разгул тривиальных идей, которые переходили в террористические убийства. Просматривалась очень тонкая грань между безграничной свободой и безграничным деспотизмом. Недавно наш президент именно эту фразу из романа «Бесы» приводил, характеризуя попытки запрета русской культуры. Я благодарен Павлу и литературному музею, что актуальный всегда Достоевский в таком уникальном образе появился в залах нашего музея», – сказал министр культуры региона Константин Курганский.
В этом году исполняется 150 лет с того момента, когда роман Достоевского вышел отдельным изданием. Этим можно объяснить внимание музеев Москвы и Санкт-Петербурга к белгородскому событию.
Событие национального масштаба
Видеопоздравление с пожеланиями успеха выставке прислала директор музея Ф. М. Достоевского в Санкт-Петербурге Наталья Ашимбаева. Она отметила авторскую технику Титовича и оригинальность проекта.
Заведующий музейным центром «Московского дома Достоевского» Павел Фокин подчеркнул, что по окончании выставки в Белгороде они хотели бы видеть экспозицию в своём центре.
«В советское время роман как антиреволюционный был отстранён от читателя. Отдельных изданий «Бесов» не было до 1990 года. Затем стал популярным и самым читаемым романом. Опять он проявляется новыми гранями. Каждая эпоха подаёт ключ к этому роману. Сегодня абсолютно ясно, бесы – это те, кто ненавидит Россию. Поэтому сегодня роман и выставка созвучны и важны. И это, конечно, событие, не белгородского, а национального масштаба», – отметил Фокин и вручил литературному музею подарочное издание «Достоевский в кругу своих героев».
Заведующая сектором графики Белгородского художественного музея, искусствовед Наталья Гончаренко так прокомментировала открытие выставки:
«Павел Титович – знак качества. Амбротипия, которая здесь показана, это волшебная техника. В процесс нужно погрузиться, надо быть фанатом этого дела. Я рада, что в Белгороде есть такие люди, которые не только работают в этой технике, но и организовывают кураторские проекты».
Кто есть кто в романе
В «Бесах» насчитывается 43 героя. Фотохудожник выбрал 10 самых, на его взгляд, ярких образов:
«У каждого из персонажей поучилось 2–4 стекла. Для некоторых я попытался сделать ступенчатое изменение: показать их символику, развитие. Съёмки шли в зависимости от сложности от 2 до 4 часов».
В галерею героев попали Николай и Варвара Ставрогины, Шигалёв, Пётр Верховенский, Алексей Кириллов, Иван Шатов, Игнат и Марья Лебядкины, Лизавета Тушина, Федька Каторжный.
Подбор моделей для съёмки шёл долго. Первым героем стал учитель истории гимназии № 3 Денис Горбатовский. Ему досталась одна из самых сложных ролей – Ставрогина, человека, который живёт без цели, без Бога, без нравственных принципов, гордый и презирающий всех, кто его окружает.
«Во время съёмки я испытывал смешанные чувства. Себя на первом стекле не узнал. С Павлом было работать легко, он хорошо объяснял, что нужно показать. Но расслабиться не получалось, потому что выдержка длилась 35 секунд. Нужно было замереть, не дышать и передавать эмоцию, что было нелегко. Чтобы изобразить характерный блеск в глазах, светили фонариком на протяжении почти минуты. Такая световая слепота одолела. Но, конечно, самое сложное, это было ждать выставку», – поделился Горбатовский.
Войти в роль Федьки Каторжного Павел попросил знакомого кузнеца Андрея Бондаренко. Демоническую личность, отъявленного негодяя Петра Верховенского сыграл выпускающий редактор «Мира Белогорья» Евгений Титов, Лизавету Тушину – журналист Татьяна Воскобойник, а мрачного и циничного Шигалёва – чистильщик металла завода «Энергомаш» Владимир Гайдуков.
Для посетителей музея оформили мастерскую фотохудожника, где можно наглядно познакомиться с процессом появления изображения на стеклянной пластине, техникой и материалами, которые необходимы мастеру для работы.
Выставка продлится до 30 июля.
Справка. Амбротип переводится с древнегреческого как «бессмертный отпечаток». Стекло сначала полируется, на него наносится коллодий – фотоэмульсия для создания светочувствительного слоя, затем оно выдерживается в серебряном растворе. Готовое стекло вставляется в камеру. Снимок необходимо сделать за 10 минут – пока оно не высохнет. Стеклянная пластина проявляется в лаборатории. Её опускают в раствор фиксажа (закрепителя), лицевую сторону покрывают лаком, а обратную – чёрной краской. Готовое изображение невозможно отретушировать, улучшить или копировать, оно создаётся в единственном экземпляре.
Елена Ховхун