Пошалить в музыке. О чём мечтает юная скрипачка из Белгорода Дарья Киянец
«Белгородские известия» поговорили с талантливой девочкой
-
Статья
-
Статья
В конце ноября учащаяся музыкальной школы № 2 Белгорода приняла участие в концерте «Свет надежды», который проходил в камерном зале Дома музыки в Москве. Играла юная скрипачка на инструменте, подаренном ей фондом Владимира Спивакова.
…Девочка в длинном бордовом платье выходит на сцену. Короткий поклон, несколько секунд на то, чтобы настроить инструмент – и вот уже над притихшим залом поплыли звуки «Романса» Генриха Венявского. Дашина скрипка словно разговаривает с роялем аккомпаниатора: то грустит, то смеётся, то спорит с ним о чём‑то. А сама юная скрипачка полностью погружена в музыку, которую исполняет.
Смычок порхает в её руке, как живой, посылая в зал красивую мелодию. И она летит – вперёд, вверх, и выше, выше, выше… А когда волшебство кончается и последние звуки «Романса» рассеиваются в воздухе, зал взрывается аплодисментами. Публика не хочет отпускать юную белгородскую скрипачку со сцены, вызывая её на бис. Девочка кланяется, принимая заслуженную благодарность зрителей…
На языке музыки
Но какой труд стоит за этим успехом – знают лишь она, Даша, её преподаватель Татьяна Паращенко и, конечно, родители девочки. Ведь именно они, заметив у дочери тягу к игре на скрипке, отвели её в музыкальную школу. И желание заниматься музыкой возникло неспроста.
«Я просто всю жизнь слушала скрипку, с самого детства. Потому что мой старший брат Вова на ней играл, а я за ним тянулась», – с улыбкой рассказывает девочка.
Её мама Ольга добавляет:
«Он репетировал, а она рядом становилась: листок повесит на плечо и стоит «играет». Потом у Вовы его первую скрипку выпросила, из которой брат вырос. Ходила, повторяла за ним – и сама загорелась».
Родители хотели отдать Дарью на скрипку в три года, но в Белгороде, к сожалению, не нашлось преподавателя, который бы взялся её учить в столь юном возрасте. Так что пришлось ждать, когда девочке исполнится шесть лет. И, к счастью, энтузиазм у неё к тому времени не перегорел.
«Мне интересно выступать, ездить по разным городам и странам, знакомиться с другими артистами», – признаётся девочка.
Сейчас Дарья перешла в четвёртый класс музыкальной школы и продолжает усердно заниматься. Два раза в неделю – с преподавателем, а дома – каждый день, и не по одному часу. Отрабатывает произведения, которые разучивает, потом приходит к преподавателю и он исправляет ошибки юной скрипачки. И так – по кругу, пока всё не начнёт получаться идеально. Но для этого нужно очень много трудиться.
«Несмотря на свою неусидчивость, она долго может стоять и заниматься. Там она может пошалить», – с улыбкой говорит мама Дарьи.
А девочка поясняет:
«Просто нужно играть с душой. Музыка же для музыканта – как язык, на котором он говорит. А слушатели должны понять: в ней мои радость, смех или печаль. Больше всего люблю исполнять весёлые, задорные и быстрые произведения – они лучше всего отражают мой характер».
Ролики под запретом
Музыка – музыкой, а учёбу в школе и обычные детские развлечения со спортом никто не отменял.
Дарья любит рисовать, ходит с родителями в походы, гоняет на велосипеде и подаренном папой электросамокате, а зимой катается на горных лыжах.
Только ролики под запретом: мама боится, что девочка при падении может серьёзно травмировать руку.
«Вообще, для занятий на скрипке нужно быть физически сильным. Ведь приходится долго стоять и инструмент держать – руки устают. Занималась сначала по 20–30 минут, с перерывами, – уставала без привычки», – говорит мама девочки.
И рассказывает, как непросто растить и поддерживать ребёнка, серьёзно увлекающегося музыкой:
«Приходится жертвовать и выходными, и личными планами, и работой – я специально искала такую, которая позволит мне ездить с Дашей на мастер-классы и конкурсы. Я у дочери и водитель, и носильщик, и костюмер, и парикмахер. Без поддержки родителей талантливый ребёнок сам не будет развиваться», – разводит руками Ольга.
Поэтому мама с папой часто возят Дарью на мастер-классы к состоявшимся музыкантам, которых приглашают преподаватели, в частности, директор 5-й музыкальной школы Старого Оскола Елена Степанова. А ещё девочка посещает летнюю и зимнюю музыкальные школы, организованные фондом Алишера Усманова.
Немало стоят и инструменты, на которых играет юная скрипачка: их Дарья сменила уже несколько – по мере роста руки.
На пути к успеху
Но все вложенные родителями и педагогами усилия полностью окупаются успехами юной скрипачки. К своим 10 годам она уже дважды выиграла Гран-при конкурса «Дебют» для начинающих музыкантов, заняла второе место на фестивале-конкурсе Борислава Струлёва для начинающих исполнителей, а в прошлом году стала стипендиатом Фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт». Кроме того, Даша участвовала в фестивале «Viva, maestro!», где играла с симфоническим оркестром Белгородской государственной филармонии, а фонд Спивакова подарил талантливой девочке скрипку и пригласил её поучаствовать в концерте в Доме музыки.
«Я перед этим выступлением очень сильно волновалась. Но потом закрыла глаза и подумала о своих близких, зрителях, которые ждут моего выступления, – и успокоилась», – рассказывает девочка.
И признаётся, что ей очень нравится звучание новой скрипки: ведь она не простая фабричная, а мастеровая, и потому хорошо передаёт всю глубину исполняемого произведения.
После окончания музыкальной школы Дарья мечтает поступить в консерваторию и стать известной артисткой.
«Я знаю, что для этого мне придётся много работать. Но это так интересно», – улыбается целеустремлённая девочка.
Тамара Акиньшина