«Чайка» с кукольным лицом. В белгородском театре кукол прошла премьера по пьесе Чехова
«БелПресса» сходила на новый спектакль для взрослого зрителя
![«Чайка» с кукольным лицом. В белгородском театре кукол прошла премьера по пьесе Чехова «Чайка» с кукольным лицом. В белгородском театре кукол прошла премьера по пьесе Чехова](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/8d/b5/8db5e76f-e667-458d-a2db-89729c975dae/pk_221203_163221.jpg__750x415_q75_crop-True_subsampling-2_upscale.jpg)
-
Статья
-
Статья
Кукольная круговерть с перепалками, пересмешками и перестрелками – так определили жанр постановки её создатели. Спектакль-эксперимент, где чеховская трагическая история, названная им самим комедией, предстаёт под совершенно другим углом зрения. Спектакль-детектив. Это всё о ней, о «Чайке» – новой постановке для взрослых в Белгородском государственном театре кукол. Первые показы спектакля прошли 3 и 4 декабря.
«Чайка» превращается…
Для режиссёра Александра Борока, заслуженного артиста РФ, лауреата Национальной театральной премии «Золотая маска», главного режиссёра Челябинского государственного театра кукол им. Вольховского, премьерный спектакль – первый опыт сотрудничества с белгородскими кукольниками. И вторая «Чайка» в его творческой биографии. Первая случилась в 2004 году в Екатеринбурге, где Борок поставил одноимённый иронический триллер в одном действии в местном театре кукол. Но не по Чехову, а по пьесе Бориса Акунина – по сути продолжению пьесы Антона Павловича.
«Меня всегда мучил жанр «Чайки»: у Чехова это комедия. Я репетировал «Чайку» и со своими студентами (Александр Борок вёл актёрский курс в Южно-Уральском государственном институте искусств им. П. И. Чайковского – прим. авт.) – пробовали, выпускали спектакль и тоже пытались сделать комедию, но не на пустом месте. Пытались смешить, но войдя в определённую ситуацию наших героев», – рассказал режиссёр.
Не секрет, что «Чайка» многие годы не сходит с театральных подмостков страны и мира. Эту постановку можно увидеть и в афишах нескольких российских театров кукол. Александр Борок задаётся вопросом её популярности не только у режиссёров, но и у зрителей.
![Александр Борок / Фото: Павел Колядин Александр Борок](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/09/ea/09eaac51-70d9-4d37-8e55-31062be614c7/pk_221203_174658.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Фото: Павел Колядин «Чайка» с кукольным лицом. В белгородском театре кукол прошла премьера по пьесе Чехова - Изображение 2](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/fd/cb/fdcb4d32-d531-448c-89b6-6b11729c4eec/pk_221203_161110.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Фото: Павел Колядин «Чайка» с кукольным лицом. В белгородском театре кукол прошла премьера по пьесе Чехова - Изображение 3](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/9f/af/9faf2336-1d79-4c13-a870-028c71240d4a/pk_221203_161411.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
«Сама пьеса Чехова об актёрах, о драматургах, о писателях – естественно, что этот материал интересен театрам. Но мне любопытно другое: почему зритель всякий раз идёт на этот спектакль, смотрит и находит в этом что‑то новое?» – отметил он.
Безусловно, «чем‑то новым» и экспериментальным стала «Чайка» и для белгородского театра кукол. Александр Борок вновь размышляет о том, что в пьесе, обозначенной Чеховым как комедия, комедийного, на его взгляд, не так уж и много.
«Так получилось, что основная идея пьесы одна, а у нашего спектакля – другая. Дело в том, что мы не занимались в этом спектакле тем, что иллюстрировали пьесу. У нас получился некий спектакль-загадка, спектакль-детектив. В комедии должен быть либо смешной текст, либо смешные ситуации, но ни того, ни другого мы у Антона Павловича не обнаружили и подумали, что автор нам предложил некую текстовую схему, в которой мы можем поставить вдруг персонажей в необычную ситуацию. Необычную для всех нас», – пояснил он.
![Фото: Павел Колядин «Чайка» с кукольным лицом. В белгородском театре кукол прошла премьера по пьесе Чехова - Изображение 1](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/02/4a/024adf36-ce5d-4a1a-893e-a90ed0315b3b/pk_221203_162314.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Фото: Павел Колядин «Чайка» с кукольным лицом. В белгородском театре кукол прошла премьера по пьесе Чехова - Изображение 2](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/16/4a/164a8206-452c-4c4f-b471-8ecdec7ba298/pk_221203_162718.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Фото: Павел Колядин «Чайка» с кукольным лицом. В белгородском театре кукол прошла премьера по пьесе Чехова - Изображение 3](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/23/81/238100b5-227e-4a89-96d4-50d6f4bef55d/pk_221203_161512.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
По задумке режиссёра, в «Чайке» – в завязке и пунктиром – проходят новые предлагаемые обстоятельства – реальные исторические события. Пьеса Антона Чехова увидела свет в 1896 году, в этом же году прошла и премьера спектакля в Александринском театре в Санкт-Петербурге.
В 1896-м состоялась и коронация российского императора Николая II в Москве. Известно, что в то же время террористический кружок студента Ивана Распутина готовил покушение на монарха, которое должно было состояться во время коронационных торжеств. Кружок раскрыли, покушение не состоялось… «А что, если?..» – задумалась постановочная группа белгородской «Чайки».
«Мы подумали, что что‑то подобное могло твориться в имении Сорина. В общем, мы всё перевернули в этой пьесе, и получились некие шпионские страсти. Я таких «Чаек» ещё не видел», – поделился Александр Борок.
![Фото: Павел Колядин «Чайка» с кукольным лицом. В белгородском театре кукол прошла премьера по пьесе Чехова - Изображение 1](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/4d/f1/4df11e91-30b8-4c1a-b938-6365117787df/pk_221203_164223.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Фото: Павел Колядин «Чайка» с кукольным лицом. В белгородском театре кукол прошла премьера по пьесе Чехова - Изображение 2](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/6a/2f/6a2fdda6-f561-4684-84d1-29f14b80b802/pk_221203_160808.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Возвращение Петрушки
В новой постановке для взрослых занята практически вся труппа театра кукол. Аркадина (артист-кукловод Ирина Веретнова), Нина Заречная (Виктория Швецова), Константин Треплев (Максим Гольянов), Борис Тригорин (Павел Роднин), доктор Дорн (заслуженный артист РФ Вячеслав Семейченко), Сорин (Борис Егоров)… Также в спектакле заняты Светлана Щебенькова, Фёдор Череповский, Елена Власова, Богдан Кляпко, Валерия Ахламова, Дарья Иванцова, Юлия Романова.
Вместе с режиссёром над постановкой работал художник из Санкт-Петербурга, лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска» Захар Давыдов. Этот художник-постановщик хорошо знаком белгородским театралам, поскольку созданные им куклы ожили уже более чем в десяти спектаклях на сцене театра кукол.
Все герои «Чайки» – перчаточные куклы. Артисты-кукловоды почти весь спектакль живут за ширмой.
«Я в последнее время всё больше убеждаюсь в том, что театр кукол должен быть театром кукол, и мне всё больше и всё интереснее работать только с куклами», – объяснил Александр Борок.
![Фото: Павел Колядин «Чайка» с кукольным лицом. В белгородском театре кукол прошла премьера по пьесе Чехова - Изображение 1](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/f4/cc/f4ccdbee-ac5c-4fb5-a633-82e65c3e50cc/pk_221203_163020.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Фото: Павел Колядин «Чайка» с кукольным лицом. В белгородском театре кукол прошла премьера по пьесе Чехова - Изображение 2](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/15/92/15924890-bd9c-49ee-ac39-067fa3d5babc/pk_221203_165628.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Фото: Павел Колядин «Чайка» с кукольным лицом. В белгородском театре кукол прошла премьера по пьесе Чехова - Изображение 3](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/1e/eb/1eeb04dc-5818-4cc2-87c7-175766d4960c/pk_221203_174557.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Захар Давыдов называет своих петрушек классическими.
«Я буду повторять слова режиссёра, потому что работа наша совместная. Он хотел увидеть то, что он себе представил, а я пытался это воплотить, – рассказал Давыдов. – Все кукольники – немного волшебники, в любом спектакле ставится определённая задача, и под эту задачу появляются куклы. Конечно, большой труд вложен благодаря цехам и терпению бутафоров и костюмеров, но идея и эстетика подтягиваются сами, то есть тут больших фокусов нет».
Артист Вячеслав Семейченко отметил:
«Традиционный театр кукол – ширмовой, вот мы и вернулись к Петрушке. Это классика, и Петрушка может гораздо больше, чем другая кукла. А что касается моего героя Дорна, то у него есть такая фраза в спектакле: «Прежде всего во мне видели превосходного доктора. И ещё я был честным человеком». В этом всё».
Артистка Виктория Швецова призналась: роль Нины Заречной не была для неё мечтой, несмотря на то что принято считать, что сыграть её на сцене хотят многие актрисы:
«Я считала, что это не мой типаж. В этом спектакле немного не такая Заречная, какой я себе её представляла. Она совершенно иная, то есть она такая простушка, но у неё стержень настоящей женщины, которая стремится к чему‑то большему в жизни. На самом деле я никогда не мечтала о какой‑то роли, а хотела и хочу работать, играть и наслаждаться тем, что я делаю, и тем, что получается».
![Фото: Павел Колядин «Чайка» с кукольным лицом. В белгородском театре кукол прошла премьера по пьесе Чехова - Изображение 1](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/5b/a7/5ba76e02-7c95-4931-9818-41836b631cd2/pk_221203_172235.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Фото: Павел Колядин «Чайка» с кукольным лицом. В белгородском театре кукол прошла премьера по пьесе Чехова - Изображение 2](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/84/10/84105d99-908d-468a-bb90-cbdf13a6525a/pk_221203_165829.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Виктория Швецова / Фото: Павел Колядин Виктория Швецова](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/87/cb/87cb81ec-3991-46e0-b82c-6d899ea6d0e4/pk_221203_175361.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Артистка называет перчаточную куклу своей любимой.
«Для меня живой план всегда намного тяжелее, потому что я всё‑таки училась на актёра театра кукол, и я люблю это, и для меня перчатка – это что‑то родное, что удобно, комфортно. Работа над спектаклем была очень плодотворной. Монолог Нины Заречной, начинающийся словами: «Люди, львы, орлы и куропатки…» – тот самый, которые многие девушки берут на вступительный экзамен в театральный вуз – мы с режиссёром разбирали по мелочам, досконально, чтобы понять, о чём он и про что. Я никогда не понимала, о чём он и про что, если честно. Но в этом спектакле я понимаю, о чём он и для чего он нужен. Нина Заречная в нём – существо, оставшееся одно на Земле. Ничего больше не осталось, только она единственная, и вот она воюет с демоном, который против всего живого», – рассказала Виктория.
За музыкальное решение отвечал московский композитор и рок-музыкант Андрей Занога.
С белгородцами автор музыки к трём десяткам спектаклей в театрах России и саундтреков к нескольким фильмам тоже сотрудничает впервые.
![Фото: Павел Колядин «Чайка» с кукольным лицом. В белгородском театре кукол прошла премьера по пьесе Чехова - Изображение 1](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/9e/62/9e6292a0-9245-4d05-9fd6-02dadfe04289/pk_221203_171633.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Фото: Павел Колядин «Чайка» с кукольным лицом. В белгородском театре кукол прошла премьера по пьесе Чехова - Изображение 2](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/bc/55/bc554edd-cd69-4c77-ac61-7fc4f13fb5f7/pk_221203_164724.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Фото: Павел Колядин «Чайка» с кукольным лицом. В белгородском театре кукол прошла премьера по пьесе Чехова - Изображение 3](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/4a/9f/4a9fbbdf-d96b-40fc-9b20-5d7d248f80bf/pk_221203_172941.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Перечитать Чехова
Белгородские кукольники предупреждают потенциального зрителя:
«Спектакль может вызвать удивление, недоумение, восторг и множество других эмоций. Не забывайте, что миром правит любовь… Которая не всегда бывает счастливая».
А своеобразным девизом для постановочной группы стал афоризм театрального режиссёра Константина Станиславского: «Проще, легче, выше, веселее».
Чеховскую «Чайку» называют пьесой, состоящей из житейской рутины и мало значащих разговоров. Всё существенное в ней происходит за сценой. «Чайка» Борока в театре кукол – другая. В имении Сорина всё не только смешалось, но и превратилось в настоящую кукольную круговерть. Действительно с перепалками, пересмешками и перестрелками (и игрой в русскую рулетку).
«Понимаю, что спектакль вызовет много вопросов. Но для того и театр, чтобы он вызывал вопросы, – отметила после премьеры художественный руководитель театра – заслуженный работник культуры Республики Саха (Якутия) Наталья Репина. – Наверняка кто‑то придёт домой и поднимет произведения Антона Чехова и, уверена в этом, прочтёт ещё раз его «Чайку».
Заслуженный артист РФ Вячеслав Семейченко отметил:
«Мне кажется, вывод должен сделать зритель: понятно или непонятно, интересно или неинтересно, и о чём этот спектакль. Эксперимент смелый и, на мой взгляд, очень интересный для белгородского зрителя».
![Фото: Павел Колядин «Чайка» с кукольным лицом. В белгородском театре кукол прошла премьера по пьесе Чехова - Изображение 1](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/98/38/98382515-54f6-4fbb-b804-c2c57d666af8/pk_221203_173444.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Фото: Павел Колядин «Чайка» с кукольным лицом. В белгородском театре кукол прошла премьера по пьесе Чехова - Изображение 2](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/3d/2b/3d2b4e7a-462f-4d3a-b5ea-cd514cee50d5/pk_221203_160809.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Чехову принадлежит фраза о ружье, которое обязательно выстрелит, если оно есть на сцене и заряжено. Поэтому зрителю не стоит выпускать из виду революционно настроенный кружок и его потенциальных участников: выстрел обязательно раздастся…
— Кому адресуете спектакль? – спрашиваем Александра Борока.
— Взрослому зрителю, который уже знаком с материалом. Если человек придёт, не зная пьесы, то он будет думать, что так и есть у Антона Павловича. А у нас тут много чего, что не так, как у него.
— С какими эмоциями вы бы хотели, чтобы зритель вышел из зала?
— С одной эмоцией: Антон Чехов – гениальный писатель и драматург, и неплохо было бы его читать и читать дальше.
![Фото: Павел Колядин «Чайка» с кукольным лицом. В белгородском театре кукол прошла премьера по пьесе Чехова - Изображение 1](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/18/be/18be055a-b258-4bbe-9a38-bce8cb1f0d86/pk_221203_173950.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Захар Давыдов / Фото: Павел Колядин Захар Давыдов](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/c4/a7/c4a7e73b-e92c-48b6-bc0b-f3854bb2e8a7/pk_221203_174456.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
В следующий раз «Чайку» на сцене театра кукол покажут 9 декабря, а затем 27 и 28 января. Возрастное ограничение спектакля – 16+.
«Чайку» белгородские зрители увидели благодаря участию театра кукол в федеральном проекте «Культура малой Родины».
Оксана Придворева