Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
06 декабря 2022,  12:19

«Чайка» с кукольным лицом. В белгородском театре кукол прошла премьера по пьесе Чехова

«БелПресса» сходила на новый спектакль для взрослого зрителя

«Чайка» с кукольным лицом. В белгородском театре кукол прошла премьера по пьесе ЧеховаФото: Павел Колядин
  • Статья
  • Статья

Кукольная круговерть с перепалками, пересмешками и перестрелками – так определили жанр постановки её создатели. Спектакль-эксперимент, где чеховская трагическая история, названная им самим комедией, предстаёт под совершенно другим углом зрения. Спектакль-детектив. Это всё о ней, о «Чайке» – новой постановке для взрослых в Белгородском государственном театре кукол. Первые показы спектакля прошли 3 и 4 декабря.

«Чайка» превращается…

Для режиссёра Александра Борока, заслуженного артиста РФ, лауреата Национальной театральной премии «Золотая маска», главного режиссёра Челябинского государственного театра кукол им. Вольховского, премьерный спектакль – первый опыт сотрудничества с белгородскими кукольниками. И вторая «Чайка» в его творческой биографии. Первая случилась в 2004 году в Екатеринбурге, где Борок поставил одноимённый иронический триллер в одном действии в местном театре кукол. Но не по Чехову, а по пьесе Бориса Акунина – по сути продолжению пьесы Антона Павловича. 

«Меня всегда мучил жанр «Чайки»: у Чехова это комедия. Я репетировал «Чайку» и со своими студентами (Александр Борок вёл актёрский курс в Южно-Уральском государственном институте искусств им. П. И. Чайковского – прим. авт.) – пробовали, выпускали спектакль и тоже пытались сделать комедию, но не на пустом месте. Пытались смешить, но войдя в определённую ситуацию наших героев», – рассказал режиссёр. 

Не секрет, что «Чайка» многие годы не сходит с театральных подмостков страны и мира. Эту постановку можно увидеть и в афишах нескольких российских театров кукол. Александр Борок задаётся вопросом её популярности не только у режиссёров, но и у зрителей.

 

 

«Сама пьеса Чехова об актёрах, о драматургах, о писателях – естественно, что этот материал интересен театрам. Но мне любопытно другое: почему зритель всякий раз идёт на этот спектакль, смотрит и находит в этом что‑то новое?» – отметил он. 

Безусловно, «чем‑то новым» и экспериментальным стала «Чайка» и для белгородского театра кукол. Александр Борок вновь размышляет о том, что в пьесе, обозначенной Чеховым как комедия, комедийного, на его взгляд, не так уж и много.

«Так получилось, что основная идея пьесы одна, а у нашего спектакля – другая. Дело в том, что мы не занимались в этом спектакле тем, что иллюстрировали пьесу. У нас получился некий спектакль-загадка, спектакль-детектив. В комедии должен быть либо смешной текст, либо смешные ситуации, но ни того, ни другого мы у Антона Павловича не обнаружили и подумали, что автор нам предложил некую текстовую схему, в которой мы можем поставить вдруг персонажей в необычную ситуацию. Необычную для всех нас», – пояснил он.

 

По задумке режиссёра, в «Чайке» – в завязке и пунктиром – проходят новые предлагаемые обстоятельства – реальные исторические события. Пьеса Антона Чехова увидела свет в 1896 году, в этом же году прошла и премьера спектакля в Александринском театре в Санкт-Петербурге.

В 1896-м состоялась и коронация российского императора Николая II в Москве. Известно, что в то же время террористический кружок студента Ивана Распутина готовил покушение на монарха, которое должно было состояться во время коронационных торжеств. Кружок раскрыли, покушение не состоялось… «А что, если?..» – задумалась постановочная группа белгородской «Чайки».

«Мы подумали, что что‑то подобное могло твориться в имении Сорина. В общем, мы всё перевернули в этой пьесе, и получились некие шпионские страсти. Я таких «Чаек» ещё не видел», – поделился Александр Борок. 

Возвращение Петрушки

В новой постановке для взрослых занята практически вся труппа театра кукол. Аркадина (артист-кукловод Ирина Веретнова), Нина Заречная (Виктория Швецова), Константин Треплев (Максим Гольянов), Борис Тригорин (Павел Роднин), доктор Дорн (заслуженный артист РФ Вячеслав Семейченко), Сорин (Борис Егоров)… Также в спектакле заняты Светлана Щебенькова, Фёдор Череповский, Елена Власова, Богдан Кляпко, Валерия Ахламова, Дарья Иванцова, Юлия Романова

Вместе с режиссёром над постановкой работал художник из Санкт-Петербурга, лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска» Захар Давыдов. Этот художник-постановщик хорошо знаком белгородским театралам, поскольку созданные им куклы ожили уже более чем в десяти спектаклях на сцене театра кукол. 

Все герои «Чайки» – перчаточные куклы. Артисты-кукловоды почти весь спектакль живут за ширмой.

«Я в последнее время всё больше убеждаюсь в том, что театр кукол должен быть театром кукол, и мне всё больше и всё интереснее работать только с куклами», – объяснил Александр Борок. 

 

Захар Давыдов называет своих петрушек классическими. 

«Я буду повторять слова режиссёра, потому что работа наша совместная. Он хотел увидеть то, что он себе представил, а я пытался это воплотить, – рассказал Давыдов. – Все кукольники – немного волшебники, в любом спектакле ставится определённая задача, и под эту задачу появляются куклы. Конечно, большой труд вложен благодаря цехам и терпению бутафоров и костюмеров, но идея и эстетика подтягиваются сами, то есть тут больших фокусов нет».

Артист Вячеслав Семейченко отметил:

«Традиционный театр кукол – ширмовой, вот мы и вернулись к Петрушке. Это классика, и Петрушка может гораздо больше, чем другая кукла. А что касается моего героя Дорна, то у него есть такая фраза в спектакле: «Прежде всего во мне видели превосходного доктора. И ещё я был честным человеком». В этом всё». 

Артистка Виктория Швецова призналась: роль Нины Заречной не была для неё мечтой, несмотря на то что принято считать, что сыграть её на сцене хотят многие актрисы: 

«Я считала, что это не мой типаж. В этом спектакле немного не такая Заречная, какой я себе её представляла. Она совершенно иная, то есть она такая простушка, но у неё стержень настоящей женщины, которая стремится к чему‑то большему в жизни. На самом деле я никогда не мечтала о какой‑то роли, а хотела и хочу работать, играть и наслаждаться тем, что я делаю, и тем, что получается».

 

Артистка называет перчаточную куклу своей любимой.

«Для меня живой план всегда намного тяжелее, потому что я всё‑таки училась на актёра театра кукол, и я люблю это, и для меня перчатка – это что‑то родное, что удобно, комфортно. Работа над спектаклем была очень плодотворной. Монолог Нины Заречной, начинающийся словами: «Люди, львы, орлы и куропатки…» – тот самый, которые многие девушки берут на вступительный экзамен в театральный вуз – мы с режиссёром разбирали по мелочам, досконально, чтобы понять, о чём он и про что. Я никогда не понимала, о чём он и про что, если честно. Но в этом спектакле я понимаю, о чём он и для чего он нужен. Нина Заречная в нём – существо, оставшееся одно на Земле. Ничего больше не осталось, только она единственная, и вот она воюет с демоном, который против всего живого», – рассказала Виктория.

За музыкальное решение отвечал московский композитор и рок-музыкант Андрей Занога.

С белгородцами автор музыки к трём десяткам спектаклей в театрах России и саундтреков к нескольким фильмам тоже сотрудничает впервые.

 

Перечитать Чехова

Белгородские кукольники предупреждают потенциального зрителя: 

«Спектакль может вызвать удивление, недоумение, восторг и множество других эмоций. Не забывайте, что миром правит любовь… Которая не всегда бывает счастливая». 

А своеобразным девизом для постановочной группы стал афоризм театрального режиссёра Константина Станиславского: «Проще, легче, выше, веселее»

Чеховскую «Чайку» называют пьесой, состоящей из житейской рутины и мало значащих разговоров. Всё существенное в ней происходит за сценой. «Чайка» Борока в театре кукол – другая. В имении Сорина всё не только смешалось, но и превратилось в настоящую кукольную круговерть. Действительно с перепалками, пересмешками и перестрелками (и игрой в русскую рулетку).

«Понимаю, что спектакль вызовет много вопросов. Но для того и театр, чтобы он вызывал вопросы, – отметила после премьеры художественный руководитель театра – заслуженный работник культуры Республики Саха (Якутия) Наталья Репина. – Наверняка кто‑то придёт домой и поднимет произведения Антона Чехова и, уверена в этом, прочтёт ещё раз его «Чайку».

Заслуженный артист РФ Вячеслав Семейченко отметил:

«Мне кажется, вывод должен сделать зритель: понятно или непонятно, интересно или неинтересно, и о чём этот спектакль. Эксперимент смелый и, на мой взгляд, очень интересный для белгородского зрителя».

 

Чехову принадлежит фраза о ружье, которое обязательно выстрелит, если оно есть на сцене и заряжено. Поэтому зрителю не стоит выпускать из виду революционно настроенный кружок и его потенциальных участников: выстрел обязательно раздастся… 

— Кому адресуете спектакль? – спрашиваем Александра Борока. 

— Взрослому зрителю, который уже знаком с материалом. Если человек придёт, не зная пьесы, то он будет думать, что так и есть у Антона Павловича. А у нас тут много чего, что не так, как у него.

— С какими эмоциями вы бы хотели, чтобы зритель вышел из зала?

— С одной эмоцией: Антон Чехов – гениальный писатель и драматург, и неплохо было бы его читать и читать дальше.

 

 

В следующий раз «Чайку» на сцене театра кукол покажут 9 декабря, а затем 27 и 28 января. Возрастное ограничение спектакля – 16+. 

«Чайку» белгородские зрители увидели благодаря участию театра кукол в федеральном проекте «Культура малой Родины». 

Оксана Придворева

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×