Вселенные ARTLIFE FEST. В Старом Осколе проходит выставка фестиваля современного искусства
Международный интерактивный фестиваль современного искусства ARTLIFE FEST TOUR – 126 картин 23 художников из 11 стран – продлится по 24 ноября
-
Статья
-
Статья
Самый крупный в стране интерактивный фестиваль современного искусства ARTLIFE существует с 2018 года и проходит в Москве. В год пятилетия его команда при поддержке благотворительного фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт» масштабировала проект на регионы. Первым ARTLIFE FEST TOUR приняла Белгородская область.
«БелПресса» побывала на официальном открытии фестиваля в Старом Осколе 14 ноября.
Слияние вселенных
После Старого Оскола ARTLIFE FEST TOUR приедет 18 ноября в Железногорск Курской области. В Москве международный фестиваль проходит в Центральном выставочном зале «Манеж». Его особенность в том, что на одной площадке он объединяет академическую и digital-живопись, графику и скульптуру, стрит-арт. А ещё – художников из более чем десятка стран и множество зрителей. Так, в этом году V ARTLIFE FEST за шесть дней работы посетили 50 тыс. человек.
Цель трансформировавшегося ARTLIFE FEST TOUR, по словам его организаторов, – популяризировать современное искусство в регионах России и дать их жителям возможность увидеть работы мастеров живописи со всего мира. Для Старого Оскола в количественном выражении это около 130 работ 23 художников из 11 стран.
Основательница и куратор фестиваля Анастасия Андреева рассказала: перед тем как привезти фестиваль в Белгородскую область, его команда (все эти годы над ним работает Международная онлайн-академия живописи ARTLIFE) основательно готовилась, формируя для себя образ местных потенциальных посетителей выставки.
«В этом году фестивалю пять лет, и для нас на самом деле это лучший подарок. Мы прекрасно понимали, что, возможно, здесь другая аудитория, другое потребление рекламы, и с этим нужно было работать. Вся наша команда маркетологов и пиарщиков над этим трудилась. Нам важно, чтобы как можно больше людей сюда пришло, и уже сейчас видно, что это получилось», – пояснила Андреева.
Концепция фестиваля этого года – слияние вселенных. Её сохраняют и в регионах. Задача, которую ставили перед собой организаторы, – раскрыть перед каждым единую вселенную современного искусства, которая соединяет разные точки зрения и открывает новые горизонты развития.
«Отбора – именно эти работы поедут в Старый Оскол – у нас не было. Мы хотели фестиваль таким, как он проходит в Москве, привезти и сюда. У нас это практически получилось, потому что работы в силу разницы выставочных пространств отбирались только по техническим характеристикам», – пояснила Анастасия Андреева.
Как выглядит искусство
«Фестиваль, который прибыл в Старый Оскол, – один из популярнейших фестивалей в Москве и в России. Он ярчайше показывает современное искусство для простого зрителя», – прокомментировал директор по коммуникациям благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт» Николай Троцкий.
В Старом Осколе ARTLIFE FEST TOUR проходит в здании ледовой арены у торгового центра «Славянский». На время фестиваля пространство превратили в выставочный зал с зоной лектория, творческой зоной, где каждый желающий сможет присоединиться к созданию масштабного арт-объекта, и зоной мастер-классов, где художники проведут уроки живописи для взрослых и детей.
Выставочное пространство – это 26 миров художников, 26 разных взглядов на жизнь и 26 трактовок окружающей их и нас всех действительности.
Так, молодой художник из Казахстана Саян Байгалиев большое место в своём творчестве уделяет отображению повседневной жизни. Его сюжеты не постановочные, но точно выхваченные из окружающего пространства, ситуативные. Автор трансформирует пространство, работает с его глубиной, нарушает законы прямой перспективы, пропорций.
В экспозицию вошла серия его живописных работ, посвящённая постпандемийной эпохе.
На одной из картин – «В ожидании Жана» – можно увидеть самого художника и его беременную жену. Сейчас Жан, сын Саяна Байгаливаева, уже появился на свет. В полотне «Из комнаты» художник, нарушая законы перспективы, открывает, как книгу, и свою картины, и свой собственный внутренний мир, приглашая зрителя как будто стать свидетелем его жизни.
Художник Дмитрий Лигай из Узбекистана. Его любимые темы для творчества – метафизические стороны человека, которые он изображает, прибегая к акварели, акрилу, используя графические материалы, аэрограф. Произведения Дмитрия всегда богаты деталями, и кажущийся зрителям хаос такой лишь на первый взгляд: ни одна из них на картинах Лигая не является случайной.
Московский художник Евгений Чес привёз в Старый Оскол «Мою вселенную». Представитель российского современного искусства, он работает на стыке граффити и эстетики массовой культуры. Чеса вдохновляют западные уличные художники 1980-х и представители советского соц-арта.
В «Моей вселенной» под масками западных мультперсонажей и не только – узнаваемые герои советских мультфильмов. Он точно подмечает сходства, особенности характера и мимики отечественных мультгероев и их зарубежных коллег. Здесь Микки-Маус, сбрасывая маску, оказывается зайцем из «Ну, погоди!», а герой мультсериала «Футурама» Бендер – капитаном из «Тайны третьей планеты».
«Классно, что и взрослые, и дети, когда идут по выставке, думают о чём‑то своём, а потом видят мой угол и начинают улыбаться, вспоминать что‑то, обсуждать, фотографировать», – рассказал Евгений Чес.
Не оставит посетителей фестиваля равнодушными и digital-живопись молодого художника из Москвы Александра Subsensus. В каждом своём произведении автор показывает человека и его переживания в образе пластичных, абстрактных тел. Для зрителя всё зависит от угла зрения. Картина «Разбросанные хвосты» – метафора собаки, которая охотится за своим хвостом. Также и люди оставляют определённые следы, триггеры, испытывают различные эмоции, полагая, что что‑то вовне их провоцирует. На самом же деле, сколько бы человек ни жаловался на окружающий мир и его несовершенство, причина наших реакций и эмоций, по мнению Александра, – только в нас самих.
Дополненная реальность и не только
Лю Йи – один из ведущих художников-акварелистов Китая. Акварельная техника чаще всего подразумевает создание карандашного наброска, а Лю Йи за годы практики перешёл к технике алла прима – в один приём, то есть свою работу он создаёт акварелью сразу. Нежные, утончённые балерины – его излюбленный образ.
Интересно, что некоторые из картин (к таким относятся и работы Лю Йи), по задумке организаторов, можно оживить при помощи собственного смартфона. Для этого нужно отсканировать QR-код рядом с экспонатом, перейти на сайт WebAR и, следуя инструкциям, наблюдать, как оживают полотна в дополненной реальности.
Чтобы узнать больше о каждом художнике и его работах, можно обратиться за помощью к эскурсоводам-волонтёрам.
Ещё один вариант – воспользоваться подробным аудиогидом по выставке. Он доступен по QR-коду на сайте фестиваля ARTLIFE и в плейлисте группы ARTLIFE ACADEMY во «ВКонтакте».
В этом году для фестиваля разработали инклюзивную программу для глухих, слабослышащих, незрячих и слабовидящих посетителей. Отдельные экспонаты можно услышать и узнать, какие они на ощупь.
«Нам важно, чтобы искусство было доступным для всех. Оно обладает исцеляющей силой и, на мой взгляд, это то, что нужно нам, как никогда», – рассказала Анастасия Андреева.
«Хочется прийти ещё раз»
За первые три дня работы в Старом Осколе ARTLIFE FEST TOUR посетили, по словам Анастасии Андреевой, почти 3 тысячи человек.
«Я уверен, что каждый приходящий сюда будет видеть что‑то своё. И в этом, наверное, уникальность современного искусства, которое позволяет через такие произведения окунуться в реальность, о чём‑то помечтать, вспомнить свои детские впечатления, и это будут свои впечатления. Я очень хочу, чтобы как можно больше людей сюда пришли и чтобы каждый получил те эмоции от выставки, которые получил я. И я уверен, что если завтра вернусь сюда, то у меня будут другие, но не менее замечательные эмоции», – отметил на открытии фестиваля министр культуры Белгородской области Константин Курганский.
Диане Шальневой тоже понравилась выставка:
«Тут представлено большое разнообразие и имён художников, и стилей их работы. Здорово, что выставка сопровождается аудиосоставляющей: это помогает погрузиться в картины и в атмосферу, которую хотел передать художник. Видя настроение людей и восхищённые взгляды, можно сказать, что выставка превзошла все ожидания. Это действительно очень яркое, знаковое событие в жизни Старого Оскола. Интересны и лекции, и идея квеста, которая помогает не только пробежаться по экспозиции и посмотреть работы, но и уделить им больше внимания. Глаз цепляется за многие работы, и за один раз тяжело оценить их все. Лично мне тут понравилась живопись, а представленные здесь акварели невероятно атмосферны».
Вместе с ней на фестиваль пришла Дарья Зубковская:
«Я сейчас живу в Петербурге и привыкла к столичному уровню организации подобных событий. Поэтому очень радостно в родном городе видеть настолько впечатляющую выставку. Здесь великолепная организация и прекрасная визуализация: разделение на залы, белые стены, освещение у картин».
Валентина Безгодкова пришла на выставку, впечатлившись рассказом коллеги:
«Мне захотелось самой посмотреть на работы фестиваля. Конечно, они бесподобны. Что‑то из них мне близко, что‑то непонятно. Я думаю, мне надо прийти сюда ещё, когда будет меньше посетителей, чтобы возле каждой картины постоять и подумать. Так что сегодняшнее посещение выставки для меня не заключительное. Возможно, стоит прийти сюда ещё с детьми и внуками, потому что они тоже должны её увидеть».
Увидеть работы художников-участников ARTLIFE FEST TOUR в Старом Осколе можно по 24 ноября. Выставка работает с 10:00 до 20:00. Для входа нужен пригласительный билет, получить который можно на сайте фестиваля и культурной платформы «Арт-окно».
Кроме этого, все фестивальные дни здесь работает лекторий. По будням в его расписании видеолекции, а в выходные художники и эксперты фестиваля выступят здесь офлайн. К примеру, 19 ноября Александр Тито расскажет об интеграции искусства в повседневную жизнь, популяризации его через массовые продукты и создании креативных идей. 20 ноября пройдут лекции «Обучение кадрового резерва в области культуры» Екатерины Поповой и «Масляная живопись. Скиллы для современного художника-реалиста» Михаила Денисова.
Оксана Придворева