«Театр на высоте». В Белгороде подвели итоги фестиваля «Актёры России – Михаилу Щепкину»
За девять фестивальных дней – с 17 по 25 сентября – белгородские зрители увидели на трёх площадках более 10 спектаклей ведущих театральных коллективов и артистов из 8 городов
-
Статья
-
Статья
Закрыли фестиваль 25 сентября его хозяева – труппа Белгородского драмтеатра им. М. С. Щепкина – постановкой «Катерина Измайлова» по очерку Николая Лескова «Леди Макбет Мценского уезда».
На следующий день, 26 сентября, свои итоги масштабного театрального форума подвёл его экспертный совет.
Русская мистерия в финале
Белгородский драмтеатр представил зрителям фестиваля сразу две свои недавние премьеры: комедию «Ревизор» по одноимённой пьесе Николая Гоголя в постановке народного артиста России Бориса Морозова и русскую мистерию «Катерина Измайлова».
Последняя – дебют на белгородской сцене московского режиссёра Алексея Доронина и спектакль, который открыл 86-й творческий сезон в драмтеатре в 2021 году.
За почти год с премьеры русская мистерия – так определил жанр её режиссёр – успела собрать многочисленные отзывы зрителей и сразу несколько театральных наград. На международном театральном фестивале «Смоленский ковчег» весной этого года актриса Вероника Васильева за роль Катерины Измайловой получила награду в номинации «Лучшая главная женская роль», заслуженного артиста РФ Ивана Кириллова отметили специальным призом жюри «За верность русской актёрской школе», а сам спектакль завоевал приз зрительских симпатий фестиваля.
Молодая купеческая жена Катерина Измайлова жила в девичестве «в простоте и свободе». Муж Зиновий Борисыч значительно старше Катерины, у них пятый год нет детей, в чём свёкр Борис Тимофеич её упрекает. Её замужняя жизнь по Лескову – «скука русская». Знакомство с дворовым Сергеем и любовная связь с ним побуждают её разыграть «страшную драму», жертвой которой в итоге станет и она сама.
Спектакль «Катерина Измайлова» завершил XII Всероссийский театральный фестиваль «Актёры России – Михаилу Щепкину».
Подводя итог после финального спектакля, председатель его экспертного совета – театральный критик, писатель, кандидат филологических наук, шеф-редактор журнала «Страстной бульвар, 10», главный редактор журнала «Иные берега» Наталья Старосельская отметила:
«Я очень рада, что на такой высоте белгородский театр. Два спектакля, которые мы видели, – это просто радость состояния на сегодняшний день этого театра. И это самое главное. В такие театры хочется приезжать, их не так много».
С коллегой согласилась театральный критик и журналист, обозреватель «Литературной газеты» Виктория Пешкова:
«Спектакль назвали словом «ансамбль». Для меня это не совсем ансамбль, потому что ансамбль – это некая совокупность личностей. Для меня он был именно организмом. Это была настолько высокая степень цельности, которая, с одной стороны, заслуга режиссёра, который смог её проявить в каждом исполнителе, а с другой, это талантливые актёры, которые дорожат именем Щепкина».
Театральный срез
Белгородский театральный фестиваль вот уже больше 30 лет носит титул первого актёрского, что и отражается в его названии. Здесь нет призовых мест: и каждый спектакль, и отдельные артисты, в них занятые, всегда получают специальные дипломы экспертного совета фестиваля. В его составе – ведущие театральные критики и театроведы страны. Тем интереснее для широкого зрителя, быть может, побывавшего на одном или нескольких из полутора десятка спектаклей фестиваля, узнать их мнение об увиденном.
Своими впечатлениями о спектаклях, артистах и зрителях они поделились на итоговой пресс-конференции фестиваля.
Виктория Пешкова в экспертном совете белгородского театрального фестиваля впервые. За девять фестивальных дней она сложила своё мнение о нём:
«Фестиваль популярен, престижен, достаточно широк по диапазону, не зацикливается на каких‑то отдельных мейнстримовских течениях, направлениях в современном театре, что делает ему честь, безусловно, несмотря на классику названия. Но уровень спектаклей был неровен. Наряду с безусловными удачами, просто жемчужинами, которые являются гвоздями в репертуарах соответствующих театров, были попытки показать нам нечто совершенно конъюнктурное, вписаться в существующие тренды, и это очень жаль, потому что в таких попытках важен не результат эксперимента, а эксперимент ради эксперимента. Это вряд ли идёт на пользу труппе, потому что возможности её гораздо шире, чем рамки, которые отводятся в конкретном спектакле. Театры должны осознавать, что они покажут достаточно подкованному и, видимо, насмотренному зрителю».
Театральный критик и журналист, редактор журнала «Страстной бульвар, 10» Елена Глебова назвала фестиваль своеобразным театральным срезом:
«Фестиваль показывает, как существуют региональные театры, что происходит в Мурманске, что происходит в Смоленске, и фестиваль показывает степень ответственности театра за, что он делает».
Виктория Пешкова отметила:
«Ещё один момент, который хочу осветить, – работа режиссёра с актёрами. Мы были свидетелями почти безукоризненной работы, когда с каждым исполнителем – неважно, какова текстовая, эмоциональная, смысловая нагрузка роли – режиссёр нашёл силы, время, талант, язык поговорить. К сожалению, были и обратные примеры. И это говорит о том, что режиссёры не нашли языка, возможностей, желания проработать с актёром так, чтобы послание, заложенное пусть даже не автором, а постановщиком спектакля, было доведено до зрителя».
Отдельно эксперты высказались о белгородцах, которые посещали спектакли фестиваля. Публику они назвали отзывчивой и гостеприимной.
«Самое главное, что есть в Белгороде, – потрясающая зрительская аудитория, которая и обеспечивает престиж театра. Артисты, выходя на сцену, знают, что они должны соответствовать этому своему главному зрителю. Ценность белгородского театра именно в том – и эту линию генеральную терять нельзя, – что вы можете быть властителями дум для всех тех зрителей, которые здесь живут и которые приезжают, чтобы поклониться вашему фестивалю и Щепкину», –отметила заслуженный работник культуры РФ, эксперт и член жюри международных театральных конкурсов и фестивалей Юлия Большакова.
Елена Глебова подчеркнула:
«То, что сделали с людьми, которые приходили в зал и с какими лицами они выходили, дорогого стоит. У меня была ассоциация с фразой героя Сергея Колесникова в спектакле «Дом под снос» (дважды показанная на фестивале постановка Центрального академического театра Российской Армии – прим. авт.): «Вы вчера вошли, а мне показалось, будто мне окна кто‑то вымыл». Вот у меня было ощущение, что зрители выходили из зала, особенно после спектаклей Театра армии, Театра на Фонтанке, как будто бы у них внутри окна вымыли. Это просто чистые радость и счастье общения с артистами, с театрами».
Продолжение следует
Ещё один член экспертного совета – заслуженный деятель искусств России Сергей Коробков – обратил внимание на отдельные актёрские работы фестиваля:
«На надгробии Михаила Семёновича Щепкина написано два слова: «Артисту и человеку». В нашем таком птичьем языке есть понятие «человекороль». Это роль, которая шире определённого текста, определённой идеи, определённой сюжетной направленности. Она как бы обнимает собой весь мир, это такой субстанциональный взгляд на мироустройство. Это, собственно говоря, то, что возникло с режиссёрским театром: режиссёрский театр рубежа веков поставил вот такие новые представления о мире».
Коробков рассказал, что любит показывать студентам разницу между актёрским театром и режиссёрским на простом примере:
«Если в актёрском театре содержанием пьесы, спектакля была трагедия в жизни, то в театре режиссёрском можно убрать пример – трагедия жизни, это шире. В связи с этой человекоролью пресловутой мне подумалось, что если так и быть, распространять эту идею, то есть, наверное, и «человекоактёр». Актёры, выходя на сцену в определённой роли, произнося этот самый отмерянный текст с режиссёром или без режиссёра, представляют собой как индивидуальность нечто большее, чем исполнители. Они по‑настоящему художники, их очень трудно найти в нынешнее время, потому что постмодернистскому или постдраматическому театру актёр не интересен».
Виктория Пешкова уверена:
«Русский психологический театр хоронят уже не первый год и даже не первое десятилетие, но есть люди, которые отдают себе отчёт, что они ответственны за то, удастся ли этот театр похоронить окончательно и бесповоротно или он всё‑таки останется, и вот мной это воспринималось бы как некая миссия. Сами актёры вряд ли думают в таких высоких категориях, но по сути дела они ведут себя именно так. При всех переменчивых временах, тенденциях, модах и прочем они сохраняют тот самый фундамент, на котором здание отечественного театра и стоит, за что им особый поклон».
Наталья Старосельская подытожила:
«Когда меня спросили: «Как вы думаете, состоится ли 13-й фестиваль «Актёры России – Михаилу Щепкину», я сказала, что, если над ним будет работать эта потрясающая команда организаторов, он обязательно будет».
Оксана Придворева