Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
14 сентября 2022,  18:01

7 шедевров, которые можно увидеть на выставке живописи XV–XIX веков в Белгороде

Произведения с выставки «Западная Европа XV–XIX веков: человек и его мир» комментирует её куратор Наталья Гончаренко

7 шедевров, которые можно увидеть на выставке живописи XV–XIX веков в БелгородеНаталья ГончаренкоФото: Владимир Юрченко
  • Статья
  • Статья

Выставка из собрания частного московского коллекционера Василия Горященко открылась в Белгородском художественном музее 9 сентября. Она получилась чрезвычайно разнообразной и по охвату эпох (живопись XV века в Белгород приехала впервые), и по географии – нидерландская, фламандская, голландская, немецкая, австрийская школы. И по представленным жанрам: религиозная живопись, пейзаж, портрет, натюрморт, бытовые сцены.

«БелПресса» постаралась охватить это разнообразие, выбрав ряд типичных произведений.

 

Швабский художник. «Святой Георгий отказывается поклоняться языческому идолу» (1480)

 

«Святой Георгий отказывается поклоняться языческому идолу» «Святой Георгий отказывается поклоняться языческому идолу» / Фото: Владимир Юрченко

 

Это самое раннее из представленных в Белгороде произведений. Автор – неизвестный художник из города Ульм. В XV веке это был самый значительный художественный центр Европы. Картина была частью храмового алтаря.

«В Ульме творили выдающиеся мастера того времени – Ганс Мультшер, Ганс Шухтлин и Бартоломеус Цейтблом, – рассказывает куратор выставки, заведующая сектором графики художественного музея Наталья Гончаренко. – Цейтблом изображал именно такие торжественные, неподвижные фигуры. При этом он пренебрегал пейзажем – фоном на его произведениях служила архитектура или позолота. Но данная работа имеет ряд недостатков, из чего становится ясно, что её автор не сам Цейтблом, а кто‑либо из художников его окружения, носитель его творческой манеры».

По словам куратора, художник имеет весьма отдалённое представление о перспективе. Он не различает свет как таковой (в помещении) и цвет изображаемых объектов. Иллюзия света создаётся лишь за счёт контрастов между разноцветными деталями картины, а не путём модуляций света в границах одного предмета.

«Тем не менее это выдающееся художественное произведение, – подчёркивает искусствовед. – Вдобавок в музеях России таких образцов очень мало, и увидеть это – огромная удача для белгородцев».


Иоахим Патинир. «Отдых Святого Семейства на пути в Египет» (1500–1525)

 

«Отдых Святого Семейства по пути в Египет» «Отдых Святого Семейства по пути в Египет» / Фото: Владимир Юрченко

 

Ещё один образец религиозной живописи первой четверти XVI века примечателен тем, что это типичное произведение для Иоахима Патинира – нидерландского художника, одного из родоначальников современного пейзажного жанра.

«Правда, как и в первом случае, ряд особенностей говорит о том, что автор здесь не сам Патинир, а его ассистент или последователь, – уверена куратор выставки. – У Патинира есть чрезвычайно похожие «Пейзаж со сценой проповеди Иоанна Крестителя», «Мадонна с младенцем на фоне пейзажа». Патинир имел множество учеников и подражателей. По всей видимости, данная работа повторяет неизвестный нам оригинал мастера. Может быть, поэтому её, в качестве учебной работы, выполнили на двух досках вместо одной цельной».

На заднем плане этого произведения – типичный для Патинира разноплановый пейзаж, который принято называть мировым или вселенским. Здесь и сельская пастораль, и крепостные стены, и море, и река, и далёкие горы. Такова была антверпенская живопись первой половины XVI века, сильнейшее влияние на которую оказал Патинир.


Питер Брейгель Младший. «Посещение крестьянской четы» (первая треть XVII века)

 

«Посещение крестьянской четы» «Посещение крестьянской четы» / Фото: Владимир Юрченко

 

Жемчужина выставки – произведения знаменитой фламандской династии Брейгелей – Питера Брейгеля Младшего и Янов Брейгелей Старшего и Младшего – сыновей и внука родоначальника великой династии Питера Брейгеля Старшего. В экспозиции есть и работы их учеников-последователей, также со сценами из крестьянского быта.

«К сожалению, у нас здесь нет работ основателя династии, но он присутствует незримо, – говорит Наталья Гончаренко. – Принято считать, что именно ему принадлежит идея данного произведения. У сына Яна мы видим тот же крестьянский мир, ту же обстановку, что и на полотнах его отца «Крестьянская свадьба» и «Крестьянский танец».

Сюжет этой картины специалисты толкуют по‑разному. Но большинство считает, что городская аристократическая пара на ней посещает крестьянскую семью кормилицы их младенца. Пышущая здоровьем девушка с младенцем – на первом плане. Муж-аристократ передаёт крестьянину свёрток с подарком, его супруга достаёт из кошелька монетку для ребёнка.

По всему видно, что крестьянская семья зажиточная, сытая, работящая (муж и жена сбивают масло, на полке – столярные инструменты). В такие положительные семьи горожане отдавали детей на грудное вскармливание и первоначальное воспитание.

«Другой вариант толкования сюжета – посещение богатым аристократом семьи одного из своих крестьян-арендаторов по случаю рождения у них третьего ребёнка, которого кормящая мать как раз согревает у очага. Но главное, что здесь, как и в других поздних картинах о крестьянской жизни Брейгеля, содержится просто повествование, и нет никакой социальной критики и нравоучений», – отмечает искусствовед.


Саломон ван Рейсдал. «Прибрежный пейзаж с рыбаками в лодке» (1632)

 

«Прибрежный пейзаж с рыбаками в лодке» «Прибрежный пейзаж с рыбаками в лодке» / Фото: Владимир Юрченко

«Первоклассный памятник золотого XVII века голландской живописи, великолепный образец голландского тонального пейзажа, родоначальниками которого были Ян ван Гойен и Питер де Молейн, а у Саломона ван Рейсдала он получил наиболее яркое выражение», – так отзывается об этой картине эксперт.

По словам Натальи Гончаренко, особенность этого произведения – в умело переданном единстве земли, воды, неба и воздуха, тончайших градациях серо-зелёных и желтовато-коричневых оттенков. Общий фон картины – умиротворяющий, на грани фотореализма точно передающий настроение раннего утра под Харлемом. Художник любил именно этот пейзаж, с плавающей бочкой на поверхности: мы видим его и на ряде других произведений ван Рейсдала.

«Соломон ван Рейсдал вкладывал душу не только в живопись, но и во всё, за что брался, – говорит историк искусства. – Известно, что он принадлежал к секте менонитов, которым религия не позволяла брать в руки оружие, из‑за чего не служил и взамен этого платил в казну налог. Деньги он зарабатывал торговлей, и очень успешно. А ещё он изготавливал искусственный мрамор, который не могли отличить от настоящего».


Фердинанд Георг Вальдмюллер. «Портрет Антонии Зееман в отроческом возрасте на фоне горного пейзажа» (1833)

 

«Портрет Антонии Зееман в отроческом возрасте на фоне горного пейзажа» «Портрет Антонии Зееман в отроческом возрасте на фоне горного пейзажа» / Фото: Владимир Юрченко

 

Это единственный портрет на выставке в художественном музее. Под портретом имеется в виду выполненное по классическим канонам изображение конкретного человека (библейские персонажи не в счёт). Известна и местность, в котором находится девочка: это горный ландшафт в альпийском районе Жимниц юго-восточнее местечка Ишгль, где сегодня расположен известный горнолыжный курорт.

«При этом данный портрет представляет собой и собирательный образ, потому что, как отмечают исследователи Вальдмюллера, одетый столь элегантно ребёнок не мог позировать художнику на лугу возле деревянной изгороди, да и розы там не цветут. Этот портрет, по мнению искусствоведа Руперта Фейхтмюллера, демонстрирует различные ипостаси человеческого бытия», – отмечает Наталья Гончаренко.

Тот же Фейхтмюллер в своём исследовании вполне категоричен: по его мнению, сияющий свет, выделяющий фигурку девочки в светлом платье, превращает это произведение искусства в настоящий шедевр раннего творчества Вальдмюллера.


Эдуард Теодор Риттер фон Грютцнер. «Хороший напиток» (1906)

 

«Хороший напиток» «Хороший напиток» / Фото: Владимир Юрченко

 

И напоследок – расслабимся в компании добродушного монаха, которых так любил изображать немец Эдуард фон Грютцнер. Детство он провёл в селе Грос-Карловце в немецкой Силезии – сейчас это Вельке-Карловце в Опольском воеводстве Польши. Талантливого мальчика заметил местный пастор и устроил в гимназию, после которой Эдуард поступил сначала в частную школу живописи, а потом и в Академию искусств в Мюнхене.

«В 24 года Эдуард фон Грютцнер открыл в Мюнхене свою студию, быстро стал очень успешным художником, получал массу заказов, – говорит Наталья Гончаренко. – Среди прочего создал целую галерею весёлых жанровых полотен с образами жизнелюбивых монахов-пивоваров. Жителя Мюнхена – мировой столицы пивоварения – никак не могла обойти эта тема».

По‑настоящему хорошее творчество должно возбуждать интерес к поиску новых знаний, к дальнейшему изучению предмета. Углубившись в тему, мы узнаём, что пивоварение и виноделие в старину было важным атрибутом монастырской жизни. Особенно у бенедиктинцев, устав которых запрещал им принимать пожертвования, и жили они собственным трудом. 

Вином и пивом монахи платили налоги, расплачивались за товары и услуги вместо денег. Монастырские напитки ценились и славились. По сути, их пили вместо воды, в то время часто грязной, заражённой. Технологический процесс пивоварения очищал воду.

Ну а вспомнив о вине, полюбуемся ещё одной картиной с выставки, тоже лёгкого и приятного содержания. Это жанровое полотно австрийца Антона Ромако «Танцующие итальянские крестьяне и женщина с бутылкой вина» второй половины XIX века.

 

«Танцующие итальянские крестьяне и женщина с бутылкой вина» «Танцующие итальянские крестьяне и женщина с бутылкой вина» / Фото: Владимир Юрченко

 

Олег Гончаренко

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×