«Мне интересна жизнь». О чём рассказывает молодой белгородский прозаик Евгений Толмачёв
«Белгородские известия» поговорили с Евгением, который в прошлом году получил грант Министерства культуры РФ на издание книги
-
Статья
-
Статья
Евгений Толмачёв – корреспондент департамента информационной политики Белгородского госуниверситета. Ещё он автор вышедшего недавно сборника рассказов «Разные судьбы». Для писателя он своего рода итог первого десятилетия литературного творчества.
За эти годы случились публикации в газетах, литературных журналах и альманахах, победы во всероссийских и международных литературных конкурсах. Так, в прошлом году Евгений вошёл в тридцатку лучших молодых прозаиков в рамках литературного семинара «Отцы и дети», проходившего в Спасском-Лутовиново.
Евгений Толмачёв рассказал, что…
«… литература сопровождает мою жизнь с самого детства. Каждый день родители читали мне книжки. Кто‑то может сказать: да всем нам читали сказки… Не хочу подчёркивать свою исключительность, но любовь к сказкам, детским рассказам переросла в потребность писать. Сначала, в 4–5 классе, исписывал общую тетрадь своими корявенькими продолжениями сказок, а потом стал сочинять сам. Переносил детские впечатления, воспоминания на бумагу, облачая их в определённую форму: были и завязка, и кульминация, и развязка. При этом где‑то на пахнущих пастой авторучки тетрадных листах брезжила мысль. В 6-м классе написал повесть, как несколько человек полетели на Луну и не приключения искали, а самих себя. До сих пор дома хранится этот монументальный труд – общая тетрадь со львом на обложке.
Мне близок реализм, потому что мне интересна жизнь. В свободное время смотрю и фильмы жизненные, советские и уже российские. Из того, что пересмотрел недавно: «Холодное лето 53-го», «Позови меня в даль светлую», «По ту сторону волков», «28 панфиловцев», «Остров», «Здравствуй и прощай», «Афоня». Мне нравится через искусство исследовать природу человека, характер.
Русская классическая литература – мой главный учитель. Антон Чехов, Константин Паустовский, Александр Куприн, Иван Бунин, Василий Шукшин, Варлам Шаламов… И поздний Лев Толстой. Его «Отец Сергий», на мой взгляд, шедевр на все времена! Интересна и поэзия. Стихи Сергея Есенина, Николая Заболоцкого, Николая Рубцова. У кого, если не у них, учиться работе с образами, фразой. Читаю, но в меньшей мере, зарубежную литературу: Джека Лондона, Эрнеста Хемингуэя, Оскара Уайльда.
Конечно, стараюсь обращать внимание и на современную прозу. С некоторыми из писателей удалось познакомиться лично, пообщаться. Например, с Борисом Евсеевым, автором романа «Евстигней», Максимом Замшевым, написавшим роман «Концертмейстер», Михаилом Кураевым, автором повести «Петя по дороге в Царствие Небесное».
Пресловутое деление на женскую и мужскую прозу режет слух. Литература – это же не одежда. По моему убеждению, гораздо важнее, что и как написано. Кто‑то, возможно, с этим не согласится.
У автора должен быть цепкий взгляд. Важно вслушиваться в себя, менять обстановку, если объяснять по‑простому. Примечать простое в повседневном.
Уверен, что, когда вынашиваешь замысел произведения, а впоследствии пишешь, не нужно думать о читателе или, не дай бог, о его реакции. Тогда дело пропало. Творчество – это глубоко внутренний процесс, это «кровь чувств», как сказал поэт в начале XX века.
Мой читатель – разный. Это и учитель, и военный, и музыкант, и врач. И журналист тоже.
Сейчас много возможностей, чтобы заявить о себе. Те же социальные сети, разные платформы, сайты в Интернете. Сегодня это может любой, даже тот, кто, возможно, понятия не имеет о литературе, но кричит на пространствах Интернета: «Я – писатель!» Правда, что нового он может сказать и насколько это искусство?..»
Записала Оксана Придворева