#ДержиИнтонацию. В Белгороде прошёл первый региональный театральный фестиваль
С 24 по 26 июня свои премьерные спектакли представили семь театральных коллективов из Белгорода, Старого Оскола и Губкина
-
Статья
-
Статья
От пробы пера до спектакля-бенефиса, от русской народной сказки до бессмертного Мольера, от Белгорода до Старого Оскола – такую «Интонацию» впервые задало в этом году белгородское отделение Союза театральных деятелей России при поддержке регионального министерства культуры.
Выигрывает зритель
В программу фестиваля включили спектакли, поставленные в театральном сезоне 2021–2022 годов. Официально он завершился во всех театрах региона (за исключением Белгородского государственного театра кукол), но у зрителей появилась возможность ещё раз попасть на постановки, которые они, возможно, так и не успели увидеть за сезон, или побывать на премьерном спектакле театра из другого города.
За три фестивальных дня на чётырёх сценах – в БГИИК, в детской школе искусств № 1, в театре кукол и театре драмы прошло семь спектаклей. Кроме этого, в программу фестиваля включили творческие встречи с режиссёрами Ириной Сухановой и Максимом Меламедовым и лекцию театрального критика Ольги Сенаторовой.
Аналитик театра, гендиректор творческо-координационного центра «Театр-Информ», член правления Международного театрального фестивального союза Ольга Сенаторова возглавила на «Интонации» экспертный совет.
«Я много лет знаю театральный Белгород – это действительно город, в котором культивируется театральное искусство. Этому способствует талант людей и их чувство ответственности перед теми, кто приходит в зрительный зал. И зрители растут, развиваются, задают интересные вопросы, бывает нестандартная зрительская реакция – я за этим наблюдала на спектаклях. Поэтому мне кажется, что идея провести фестиваль вызревала. А то, что появилось стремление масштабировать пространство общения общекультурного, театрального, – это естественный процесс развития», – отметила она.
По её словам, сейчас в России есть около 40 региональных театральных фестивалей, и белгородский теперь присоединился к этому списку. Однако Сенаторова подчеркнула: у организаторов фестиваля есть своё представление о его формате:
«Для меня это видение в его названии. «Интонация» – это то, что я много раз слышала из уст Слободчука (худрука БГАДТ им. М.С. Щепкина – прим. авт.). Для меня в нём некое обаятельное начало заключено. С другой стороны, я смотрю, как высказывается, как строится фестиваль, и понимаю, что это понятие «интонация» для фестиваля принимает ещё и общекультурное значение».
Чтобы выразить время, чувства, нюансы отношений и своего видения человека, действительности, по словам Ольги Сенаторовой, надо сначала воспринять:
«То есть интонация – это понятие, которое мотивирует и к изучению жизни, и к изучению искусства, и того, как реагирует сегодня мир на те или иные явления. Из бытового, приятного слова выросло очень значимое понятие для искусства и для нашего бытия».
Время Тартюфов и Оргонов
Фестивальный показ спектаклей 26 июня завершил «Тартюфом» Старооскольский театр для детей и молодёжи им. Б. И. Равенских. К 400-летию драматурга Жан-Батиста Мольера на старооскольской сцене его поставил московский театральный режиссёр, выпускник ГИТИСа Максим Меламедов.
«Тартюф» – вторая работа Меламедова в театре Старого Оскола. Его первым спектаклем там стал «Смердяков» по роману Фёдора Достоевского «Братья Карамазовы». Перед спектаклем Максим Меламедов встретился со зрителями в Белгородской драме.
Рассказывая о премьерной постановке, он отметил: комедийная пьеса более чем 350-летней давности на самом деле сегодняшнего дня.
«Мне не нравится, когда говорят: «Эта пьеса актуальна». Мне больше нравится, когда говорят: «Эта пьеса сегодняшняя». Сегодняшнее время – на безумных скоростях. И с этим контекстом надо справляться, люди непринимающие всё равно должны будут принять это время», – объяснил Меламедов.
Оригинальное, мольеровское название – «Тартюф, или Обманщик». Завязка действия такова: парижанина Оргона подкупает своими скромностью, благородством, набожностью и бескорыстием молодой человек Тартюф. Своих домашних, пытающихся уверить его, что Тартюф не так уж и кристально порядочен и честен, Оргон считает неблагодарными людьми. Не раскрывая всех карт до спектакля, режиссёр отметил: в постановке ему хотелось поговорить прежде всего о людях обманывающихся.
«Не тех, которые обманывают, а тех, которые обманываются. Легко сказать: «Меня обманули, он виноват», – немножечко ответственность снимается. А трудно себе признать: «Что же я наделал?..» Вот с этим интересно поработать и поразмышлять над своими демонами, над своими пороками. Поэтому для меня сегодня время не тартюфов – для меня время оргонов. И я часто бываю Оргоном, и Тартюфом, и Дон Жуаном – нам нравятся разные роли. Но в общем контексте осознаёшь, что ты чего‑то не можешь понять и просто ответить, почему вот так вышло», – рассказал Максим Меламедов.
В подзаголовок своей постановки он вынес определение «Пороки».
«Все мы знаем Тартюфа и Оргона: один обманывает, другой – обманывается. Но в пьесе много персонажей, и у каждого – свой порок. И мы их хотим достать», – объяснил Меламедов.
И свой порок в спектакле находится у каждого. Безусловно, авторское решение, где каждый герой видит себя настоящего как будто в зеркале, оценили зрители. Любопытно, что каждое из отражений воплощает не артист, а многоликий машинист сцены старооскольского театра Даниил Сторожев.
Таланты и поклонники
В финале фестиваля дипломами отметили спектакли и занятых в них артистов.
Так, спектакль «Скажи мне что‑нибудь на твоём языке» по рассказам Виктории Токаревой, сыгранный студентами 3-го курса кафедры актёрского искусства БГИИК (мастер курса – народная артистка РФ Марина Русакова) получил диплом за верность традициям русской школы актёрского искусства. Постановка «Vinsent. Начало» по роману «Жажда жизни» Ирвинга Стоуна любительского театра-студии «Новая сцена» (режиссёр – Ольга Михайлова) удостоилась диплома за синтез искусств в решении темы призвания художника.
За страстный призыв к восхождению человеческой души к свету поощрили спектакль «Сотворившая чудо» Юрия Маковского по одноимённой пьесе Уильяма Гибсона. Он стал бенефисом заслуженной артистки РФ Оксаны Бгавиной в Белгородской драме этой весной. Отдельным дипломом отметили актёрский дуэт Оксаны Бгавиной и Дарьи Купавцевой за роли Энн Салливан и Хэлен Келлер.
Спектакль «Гуси-Лебеди, или Привередница» Белгородского театра кукол в постановке Якова Мера удостоили диплома за яркое сценическое воплощение русского фольклора и благородное отношение к памяти ушедших коллег. Артистка Светлана Щебенькова за роль Сказительницы в спектакле получила отдельный диплом.
Постановку Ирины Сухановой «Хандрить по‑русски» по пьесе Николая Некрасова «Осенняя скука» в Губкинском театре для детей и молодёжи отметили за нескучное сценическое решение философских аспектов русской хандры. Выделил экспертный совет и роль Ирины Сухановой – Аграфену-ключницу. Спектакль «Огниво» детского музыкального театра ДШИ № 1 Белгорода в постановке Андрея Зотова отметили дипломом за яркое содружество муз в звучании спектакля.
«Тартюфа» из Старого Оскола удостоили диплома за смелость «держать зеркало перед природой, показывать доблести её истинное лицо и её истинное – низости, и каждому веку истории – его неприкрашенный облик». Также эксперты отметили актёрскую работу Андрея Костикова за роль Оргона в спектакле.
«То, что выкристаллизовывается в эти фестивальные дни, очень важно для людей театра прежде всего, и не во вторую очередь – для зрителей. Те, кто начинает сегодня, и те, кто отдалён от областного центра, разговаривают друг с другом, ищут новые понятия в нём в театральном языке, говорят о нестандартном театральном формообразовании, и это становится достоянием всего театрального круга области, – подвела итог «Интонации» Ольга Сенаторова. – А каков социальный эффект этого профессионального развития? Тот, что зритель будет получать со сцены полноценную художественную картину».
Оксана Придворева