Свой Островский. В белгородском театре кукол сыграли новый спектакль для взрослого зрителя
Лирический балаган «Правда – хорошо, а счастье лучше» по одноимённой пьесе Александра Островского приурочили к 200-летию драматурга
-
Статья
-
Статья
В одном из интервью режиссёра, художественного руководителя Оренбургского государственного областного театра кукол, заслуженного артиста РФ Вадима Смирнова спросили, о чём все его спектакли. «Скажу одним словом – про счастье!», – ответил он.
Постановка, где слово «счастье» есть уже в самом названии, – второй спектакль Вадима Смирнова в Белгородском государственном театре кукол.
Над лирическим балаганом (так определили жанр премьеры) режиссёр работал вместе с художником-постановщиком Мариной Зориной. Первый показ спектакля «Правда – хорошо, а счастье лучше» прошёл вчера, 19 июня.
Раз в сезон – эксперимент
Художественный руководитель театра кукол, заслуженный работник культуры Республики Саха (Якутия) Наталья Репина рассказала: новый спектакль, адресованный взрослой публике, – своего рода эксперимент для труппы. Это не первая постановка в репертуаре театра, нацеленная на зрителей старше 12 лет: примерно раз в сезон белгородский театр кукол обращается к такому материалу.
«Наш театр любит экспериментировать, и примерно раз в сезон мы выносим такого рода спектакль на суд нашей публики, – прокомментировала Наталья Мефодиевна. – А наша публика, я вам скажу, строга. Когда я 13 лет назад приехала в Белгород, знакомилась потихонечку с людьми и наблюдала за тем интересом, который вызывает та или иная наша работа, поняла, что репертуар надо строить на гуманитарную бабушку и продвинутого внука».
Взяться за пьесу Александра Островского, произведения которого на сцене театров кукол всё‑таки нечасты, было своего рода риском. К постановке подтолкнул зрительский интерес к классике, объяснила Наталья Репина.
«Вообще это задумка не вчерашняя. Лет пять назад мы с Вадимом Александровичем (режиссёр спектакля Вадим Смирнов – прим. авт.) об этом говорили, когда он приехал к нам на обменные гастроли. Долго думали, что же взять из Островского. Мне очень хотелось пьесу, приближенную к нашим реалиям («А хороши корочанские яблочки!» – прозвучит в спектакле реплика – прим. авт.), и чтобы действие было весёлым, комедийным, потому что в последнее время мы ставили серьёзные спектакли для подростков и взрослых на социальную тематику», – добавила Наталья Репина.
Ещё один важный момент: в Белгороде нет театра юного зрителя, и постановки, нацеленные на молодёжную аудиторию, рассказала Репина, позволяют заполнить разрыв, образовавшийся между возрастными категориями спектаклей театра кукол и драматического театра. Так что теперь в белгородском театре кукол есть свой Островский, который будет интересен и подросткам, и взрослым.
Разговор о счастье
По сюжету нового спектакля в московском доме купцов Барабошевых настоящая глава семейства – бабушка Мавра Тарасовна (её планшетную куклу (все куклы в спектакле планшетные) оживляет Светлана Щебенькова). Это полная и довольно свежая женщина лет за 60, одетая по‑старинному, но богато, и с важностью и строгостью в поступках. Её сын, купец возрастом за 40 лет и вдовый, – Амос Панфилыч (Павел Роднин), внучка Поликсена (Владислава Степанова) – девушка на выданье. Именно брачным вопросом – как бы выдать Поликсену замуж поудачнее, не прислушиваясь к её желаниям, – и озабочена родня, «мудрит над женихами». Да только сама девушка неравнодушна к сыну бедной вдовы Палагеи Зыбкиной (Елена Власова) Платону (артист-кукловод – Михаил Крупа), работнику конторы Барабошевых, «чувствительному», по его признанию, «лишнему», по мнению купцов и приказчиков, человеку.
Помогать влюблённым и заодно восстанавливать, можно сказать, жизненную справедливость выпадает старой няньке Филицате: артистка Ирина Веретнова единственная играет в постановке живым планом без куклы.
Также сюжет закручивается вокруг Никандра Мухоярова (артист Максим Гольянов – он же садовник Глеб Меркулыч) и Силы Ерофеича Грязнова (заслуженный артист РФ Вячеслав Семейченко).
И даже когда всё заканчивается хорошо, и влюблённые Поликсена и Платон остаются вместе, значимая фигура Мавра Тарасовна предупреждает молодых: «Кабы не случай тут один, так плакался бы ты с своей правдой всю жизнь. А ты вот как говори: не родись умён, а родись счастлив… вот это, миленький, вернее. Правда – хорошо, а счастье лучше!»
Режиссёр Вадим Смирнов до вчерашней премьеры поставил в белгородском театре кукол в 2018 году сказку «Золушка» для маленьких зрителей. Но и за спектакли для взрослых он берётся нередко.
«Мне кажется, театр кукол – это, прежде всего, театр для взрослых. Для меня соединение серьёзного материала, казалось бы, не адаптированного для театра кукол, представление того, как это будет выглядеть на сцене – это как раз момент какого‑то неожиданного скачка в другое пространство. Сколько мы ставили спектаклей для взрослых – каждый раз это определённый риск. Но когда выходит, получается, что и ощущает к концу работы весь коллектив, – это большая радость и большие дивиденды», – рассказал он.
Пьесы Островского Вадим Смирнов называет всегда актуальной классикой:
«В бытность режиссёром одной из первой моих постановок в родном театре была «Женитьба Бальзаминова». Островский, что греха таить, – хорошая классика, любопытная, интересная, и он может быть очень необычным именно в сегодняшнем дне. Мы «Женитьбу Бальзаминова» много возили на фестивали, очень хорошая была история, и, памятуя о таком прекрасном времени, мысль вернуться к Островскому возникла вновь. Наталья Мефодиевна как‑то так с радостью схватилась за эту идею».
По мнению Смирнова, это очень актуальная драматургия не только для молодого поколения:
«Но и для тех, кому за 35 – людей, которые что‑то в этой жизни прожили, поняли, какое‑то резюме для себя сделали. Островский очень осмысленно писал, прежде всего с точки зрения взрослого человека о взаимоотношении поколений, о молодости и зрелости, о правде, любви, счастье, искренности – таких категориях, которые всю жизнь, какие бы ни были времена, какие бы ни были поколения, а всё равно нам сопутствуют. Без этого человек не живёт».
Премьера собрала и взрослых, и юных зрителей. Полина Филипповна пришла на спектакль вместе с внуком Давидом. Она рассказала, что мальчик в театре кукол – частый гость, а сама она тут во второй раз.
«Мне спектакль понравился, будем надеяться, что и внук его поймёт», – рассказала она.
Пьеса «Правда – хорошо, а счастье лучше» у Островского комедия. А жанр премьеры определили как лирический балаган.
«Для меня Островский – это такие басенные истории, очень обобщённые, ассоциативные, с собирательными персонажами, почти что в каких‑то вещах сродни комиксам сегодняшним. Балаган – это яркость представления, и так и требовалось сделать. А что касается лирического, так тема‑то любовная. Попытка людей встретиться и пройти к правде жизни, к правде любви, добиться этого счастья у каждого своя, отсюда балаган и стал лирическим. И как особенности этого, яркость формы, яркая кукольность приёма и лиричность: звучат романсы, ещё и по‑разному звучат – не так, какими их привыкли слышать», – пояснил режиссёр.
До летнего антракта
Несмотря на то, что наступило лето, театр кукол ещё не объявил антракт: сезон тут закроют 18 июля, а до этого маленьких зрителей приглашают на спектакли.
Кроме этого, летом труппу театра ждут гастроли и фестивали. Уже сегодня, 20 июня, белгородцы отправляются в Казань на IV Международный фестиваль театров кукол «Шомбай-fest – 2022» с «Комедией о Петрушке». В июле театр представит свои постановки «Говорит Ленинград» и «Комедию о Петрушке» на XXXI Международном фестивале искусств «Славянский базар в Витебске 2022». В сентябре белгородцы съездят на Международный театральный фестиваль «Белая Вежа» в Бресте со спектаклями «Сказка-загадка», «Волшебная лампа Аладдина» и «Шинель».
Запланированы также гастроли коллектива в Крыму и Чечне.
В ближайших планах театра – ещё несколько премьерных спектаклей до конца года: два детских, один из которых нацелен на маленьких зрителей с ограниченными возможностями здоровья, и взрослый: в декабре старшие зрители увидят на белгородской сцене чеховскую «Чайку».
Оксана Придворева