Ах Астахова и тайны Ахматовой. Как в Старом Осколе прошёл поэтический фестиваль «Сплав»
Его гостями и участниками стали российские поэты, артисты и музыканты, а также белгородские авторы и исполнители
-
Статья
-
Статья
Первый «Сплав» прошёл в Старом Осколе в 2019 году. Тогда его организаторы – фонд «Искусство, наука и спорт» Алишера Усманова – объясняли: название фестиваля и есть его задача: «сплавить» в единое целое в одной пространственной и временной точке сразу несколько видов искусств: поэзию, музыку, театр – от фестиваля к фестивалю этот список увеличивается.
А ещё – объединить поэтов профессиональных и начинающих (у «Сплава-2022» была ещё и цель поддержать их конкурсами) между собой и с публикой, их слушателями. Если коротко, то поэзия на фестивале – для всех.
Вспоминая Ахматову
Второй день фестиваля, 4 июня. В зале центра культурного развития «Молодёжный» гаснет свет, и на сцену под аккомпанемент пианиста выходит изящная блондинка в чёрном. Так начинается моноспектакль «Тайны. Анна Ахматова» телеведущей, автора книг Марии Третьяковой.
Искусствовед по образованию, она углубилась во взаимосвязь между поэзией и модой, читает авторские лекции по истории стиля XX века в произведениях отечественных поэтов (лекция «Поэзия моды» Марии Третьяковой прошла 3 июня и в Старом Осколе). А тем, кто смотрит телевизор, Третьякова известна как одна из наставниц в реалити-шоу «Пацанки» на канале «Пятница!».
Спустя час Марию окружают поклонники, и после автограф-сессии она рассказывает о своём моноспектакле.
«Для того чтобы написать сценарий, надо было перечитать все стихи, которые Ахматова написала за свою длинную-длинную жизнь, эссе о Модильяни, дневники, воспоминания о ней. Это такой жизненный путь Анны Андреевны: маленькой девчонки, которая на берегу Севастопольской бухты полюбила море, взрослеющей девушки, которая потеряла любимого, но приобрела свой поэтический дар, – говорит Третьякова. – Он о любви её к поэзии и к людям, о загадке её романа с Модильяни и о том, что Ахматова сама уже при жизни понимала, что она памятник, глыба в прямом и переносном смыслах этого слова. Я очень надеюсь, что мне это удалось показать. В конце я читаю стихотворение, в котором звучат такие строчки:
Пускай, я не сон, не отрада
И меньше всего благодать,
Но, может быть, чаще, чем надо
Придётся тебе вспоминать –
И гул затихающих строчек,
И газ, что скрывает на дне
Тот ржавый колючий веночек
В тревожной своей тишине».
Ведь это же терновый венец!».
Она признаётся, что в Ахматовой её восхищает цельность и следование своим поэтическому и женскому началам:
«Вот это переплетение глубоко духовного человека, где‑то роковой женщины и глыбы российской поэзии, которую не согнуло ничто. Я не рассказываю в спектакле об этом, но когда Ахматовой дали звание почётного доктора Оксфордского университета, в поездку за которым её буквально выпустили в Англию, ей вручили мантию. Она была так бедна, что в этой мантии она ходила, как в пальто. Настолько мне дорог этот материал, и я очень хотела, чтобы этим спектаклем прониклись все».
Для талантов и поклонников
В три дня фестиваля – с 3 по 5 июня – вместили лекции, спектакли, концерты, выставки, поэтические пленэр и слэм, ярмарку талантов «Блошка», книжный фестиваль «Развал» и даже аудиоспектакль в трамвае. К нему присоединились и белгородские музыканты и поэты. Например, солистка филармонии привезла в Старый Оскол вокально-поэтический спектакль «Цвета Евы» – это современное звучание стихов Марины Цветаевой.
Программу фестиваля построили так, чтобы интересно было и детям, и взрослым. Главную сцену «Сплава» разместили перед «Молодёжным». Ближе к вечеру субботы тут прошёл концерт «Сколько времени» Московского театра поэтов Влада Маленко. За день до этого творческое объединение устроило мастер-класс «Основы сценического искусства. Умение держать внимание» для всех желающих в Старооскольском театре для детей и молодёжи им. Б. И. Равенских.
Его основатель и художественный руководитель, поэт, режиссёр и актёр Влад Маленко, обращаясь к зрителям фестиваля, говорит:
«Необязательно самому, может быть, писать, но читатель, слушатель равен написавшему. Я советую вам, особенно молодым ребятам, сегодня послушать. Если вы будете знать, что в вашей жизни есть «Медный всадник», «Руслан и Людмила», стихи современных поэтов, вас потом не обманут».
Позже, рассуждая о том, что значит в современном мире поэзия, Маленко размышляет:
«Я не зря сказал сейчас со сцены, что поэзия лечит. Моего друга Пастернак вылечил от бронхита, это же не шутки. Поэзия бессмертна, как шум моря. Мы сейчас здесь, в Старом Осколе, в Белгороде, в Москве вступили в библейскую фазу истории и боремся за то, чтобы человек остался человеком. Человек – это поступок, это мужчина, это женщина, это их любовь, это самопожертвование, это молчание, это пауза, это сомнения, это страшная мука сомнений. И это всё поэзия! Так вот, те умны, и дети в том числе, а за людьми надо ходить, как за детьми, сказал Достоевский, те молодцы, кто не теряет связи с поэзией и с русской литературой. Есть наслушанность, насмотренность. Люди уйдут отсюда и скажут: «Меня зацепила эта строчка». Скажет девочка мальчику, бабушка внучке – и что‑то вдруг произойдёт».
Слушая Ах Астахову
Ещё одна гостья «Сплава» – популярная российская поэтесса Ах Астахова. Благодаря своим стихам о поисках себя, любви, потерях, счастье Ирина Астахова (таково её настоящее имя) завоевала поклонников в России и по всему миру. Известность к ней пришла больше 10 лет назад после публикации видеоролика на стихотворение «Тебя хоть там любят?».
Её произведения пользуются популярностью, звучали и звучат в авторском исполнении не только в российских городах, но и за границей. По словам Ирины, в Старый Оскол она приехала в третий раз и в музыкально-поэтическую программу специально для «Сплава» собрала «исключительно светлую лирику». Это и новые, и уже любимые поклонниками её произведения.
«Мне хочется, чтобы люди, которые придут на фестиваль, ушли отсюда с улыбками», – объясняет поэтесса.
Память мне шлёт приветы,
сердцу велит – согреться.
пахнут счастливым летом
воспоминания детства», –
звучат над площадью строки её стихотворения. По признанию Ах Астаховой, его она читает исключительно летом, и в этом году в начале июня оно прозвучало в первый раз. Ирина посвящает это своё произведение бабушке и своему детству.
Рассуждая о вдохновении, поэтесса говорит:
«Даю себе в этом плане полную свободу. Когда понимаешь, что долго не трудился над словом, то нужно заставить себя. Но и вот этот поток, когда ты испытываешь сильные эмоции, он тоже имеет особую ценность. Иногда полезно помолчать, но всё же душа обязана трудиться и день, и ночь, и день, и ночь. Для кого‑то достаточно день помолчать – я знаю поэта, который молчал и десять лет, а после этого написал много прекрасных произведений. Важно, чтобы человек чувствовал свою душу, своё сердце».
А со сцены она признаётся: её вдохновляют люди, природа. И вслед за этим признанием звучат такие строки:
Я хочу жить с тобой
в доме в лесу.
Где – безразлично.
(подальше от взглядов)
Чтобы кормить
приручая лису!
И наслаждаться
стеной снегопада…
Ирина рассказывает: для неё не имеет значения размер площадки, на которой она выступает:
«Мне везде хорошо, потому что, как правило, люди, которые приходят на мои концерты, любят моё творчество».
По её словам, фестивальный формат, когда на концерт может прийти даже незнакомая с творчеством автора публика, не усложняет выступление:
«Я люблю людей, я люблю выступать. Это не первый такой фестивальный концерт, и я вижу, как люди расслабляются на них и видят во мне друга. Очень важно для любого артиста – не работать на какую‑то определённую аудиторию, а быть открытым для всех, кто приходит. Поэтому для меня в радость выходить, безусловно, и для своего зрителя, и для нового, открывать себя и принимать новых друзей».
После концерта к Ах Астаховой выстраивается очередь за автографами и фотографиями, и в ней раздаётся:
«Сфотографируйтесь, пожалуйста, с ребёнком. Он очень любит ваши стихотворения!»
Лариса Кириченко делится в это время впечатлениями от фестиваля. Она сама пишет стихи и басни, выпустила собственную книгу два года назад и поэтому не могла пропустить фестиваль.
«Вчера были в театре на лекции Третьяковой, потом на мастер-классе поэтов, весь день посвятили «Сплаву». И сегодня я приезжала сюда с ребёнком с утра, а сейчас снова, чтобы послушать Ах Астахову. Поэзия для меня – это и вдохновение, и любовь, и неровное дыхание. Всё, что меня в жизни может успокоить, когда я ищу какие‑то ответы, когда я хочу жить и любить, я нахожу в поэзии, – рассказывает она. – Хотела услышать стихотворение Ах Астаховой «Тебя хоть там любят?» в живую. Ещё не прозвучало сегодня «Я строю дом…» – в сложный период своей жизни я им буквально жила. Так что стихи помогают жить, безусловно».
Вечер 4 июня продолжило выступление белгородской группы «НЕБУHIGH», а завершился второй фестивальный день концертом известных музыкантов «Братья Грим».
5 июня яркой точкой фестиваля стала открытая творческая встреча с известным актёром и по совместительству поэтом Антоном Шагиным. Закрыла «Сплав-2022» группа «Невзрослей» из Белгорода.
Оксана Придворева