Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
24 мая 2022,  18:18

«Где ты неотделим от других». О чём поют белгородские академические и народные хоры

Традиционные «Хоровые ассамблеи» собрали в Белгороде 13 хоровых коллективов региона

«Где ты неотделим от других». О чём поют белгородские академические и народные хорыФото: Павел Колядин
  • Статья
  • Статья

Концерт 22 мая приурочили ко Дню славянской письменности и культуры, который отмечают сегодня, 24 мая. «БелПресса» расспросила руководителей трёх хоров об их коллективах.

«Хоровые ассамблеи» проходят с 2014 года в Белгородской государственной филармонии. На них съезжаются и детские хоры, и самодеятельные хоровые коллективы, и профессиональные. Как говорит председатель белгородского филиала Всероссийского хорового общества, заслуженный деятель искусств РФ Иван Трунов, тут поют от мала до велика, хоровое пение объединяет. Ему и принадлежала идея проводить «Хоровые ассамблеи» в Белгородской области.

«Почти всегда новый коллектив»

Академический хор Белгородского государственного института искусств и культуры – ровесник Белгородского музыкального училища, сейчас – факультета исполнительского искусства БГИИК. Он существует с 1959 года и считается учебным творческим коллективом, потому что поют в нём только студенты вуза. В его составе 35 человек. 

С 1996 года его главный дирижёр – заслуженный работник культуры РФ, декан факультета исполнительского искусств Александр Головин

«Особенность нашего хора – она же одна из сложностей его работы: практически каждый год меняется состав хористов, потому что студенты-выпускники уходят. В сентябре это почти всегда новый коллектив», – рассказывает Головин.

 

— Сколько времени нужно коллективу в этом случае, чтобы спеться?

— Сейчас костяк хора остаётся, с этим проще, поэтому на это уходит месяц. 

Учебная программа предполагает, что будущим выпускникам института культуры должны быть знакомы все музыкальные направления, поэтому репертуар академического хора БГИИК разнообразен.

«От русской духовной музыки до спиричуэлс. Плюс классика – от барокко до современных направлений», – говорит Головин. 

 

За годы руководства академическим хором Александр Головин видел на разных сценах не одно поколение своих поющих студентов:

«Вот и сейчас я смотрю концерт, поёт академический хор Белгородской государственной филармонии, и там треть – наши выпускники. Причём не только академическое направление, у меня в своё время пели и народники, и духовое отделение».

— Как сделать, чтобы хор звучал слаженно?

— Только долгой, упорной работой. Других секретов нет, – объясняет Александр Головин.

Своё мастерство хористы БГИИК продемонстрировали, исполнив и русскую народную песню «У ворот, ворот батюшкиных», и композиции «Мираж любви» и «Динь-динь-динь». 

 

Поют и методисты, и худруки

Академическому хору работников из Валуек больше 40 лет. Все эти годы им руководит директор Валуйской детской школы искусств № 1 Анна Деревягина.

«Начинали мы с ансамбля, потом стали хором. Когда только образовались, нам говорили, что мы – уникальное на тот момент на уровне области явление: коллектив, в котором поют исключительно работники культуры, – рассказывает Деревягина. – Это и методисты, и операторы, то есть практически все – музыканты-любители, не считая нескольких преподавателей нашей музыкальной школы». 

Это и вызывает основную организационную трудность. Работников культуры, у которых по факту и без того напряжённый рабочий график, собрать на репетицию в одно время вместе очень не просто.

 

 

Выход Анна Деревягина нашла в репетициях небольшими группами хористов:

«У нас репетиция, а 10 человек уехали с концертом в Белгород, пятеро занимаются озвучкой какого‑то городского праздника, методист занят. Подстроиться под строгое расписание репетиций не получается, поэтому если ребята не пришли, то потом занимаемся с ними отдельно».

В коллективе 32 человека. В репертуаре хора работников культуры более полусотни произведений – от песен местных авторов до хоровой классики. Например, на ассамблеях в Белгороде валуйчане исполнили Ave Maria Каччини

Хористы живут не только в самих Валуйках: на репетиции они приезжают из Принцевки, Уразова, Тимонова, Двулучного, где работают в местных домах культуры. 

 

 

Аккомпаниатор центра культурного развития села Двулучное Евгений Шатохин рассказывает: 

«Стараемся бывать на всех репетициях, хоть и далековато. Но это важно, и чтобы обстановку сменить, и потому что одно общее дело делаем». 

За счёт такого общего дела хоровой коллектив, который с 1998 года носит звание народного самодеятельного, и остаётся на плаву даже в непростые времена, уверена Анна Деревягина. 

«За эти два года пандемии коронавируса мы, к сожалению, на таких больших фестивалях не выступали. Но времени не теряли, репетировали даже во время ограничений небольшими составами, отправляли видео на различные конкурсы. Хочется похвалиться: всегда либо занимали первое место, либо получали гран-при», – говорит она.

 

Деревягина признаётся: к многозадачности хористам не привыкать, поэтому часто состав участников приходится менять буквально на ходу: 

«Сегодня два наших сильных мужских голоса с нами петь не будут: шикарные бас и тенор уехали с ансамблем «Трели» в Питер. Однажды мы стали первыми на одном из этапов всероссийского конкурса, сшили костюмы при помощи нашего управления культуры, а потом поехать на дальнейшие этапы сами отказались по объективным причинам. Или, допустим, сегодня петь «Аве Мария» должна была совершенно другая солистка, но она заболела».

И тем не менее, как бы не менялись обстоятельства, коллектив стал и остаётся большой, дружной семьёй, говорит Анна Деревягина. И в этом она видит секрет долголетия хора валуйских работников культуры. 

 

Найти общий звук

Хоровой коллектив «Благовест» детского православного досугового центра им. святителя Иоасафа Белгородского и дворца детского творчества «Юный губкинец» из Губкина в этом году отметит 10-летие. 

На сцену филармонии коллектив вышел с эстонской народной песней «Тульяк» и композицией «На далёкой Амазонке».

Руководитель и хормейстер «Благовест» Анастасия Половинкина называет такой репертуар десертным и объясняет: это любимые произведения девчонок и мальчишек, поэтому исполняют они их всегда с удовольствием. 

«В нашем репертуаре много произведений а капелла, много духовной музыки, но сегодня мы представили другой срез программы», – говорит она.

 

В коллективе 26 участников от 7 до 17 лет. 

«Чтобы сохранять уровень концертного коллектива, надо много вкладывать в малышей, поэтому мы уже стараемся петь произведения посложнее, двухголосного плана, но непременно во все свои произведения я включаю все интересные элементы театра, хореографии. Если мы поём произведение «Весна», то обязательно подключаем сюда звуки леса, пение птиц, и это добавляет колорита естественному исполнению, – рассказывает Анастасия Половинкина. – Сегодня в концерте участвуют дети от 10 лет и старше, потому что есть сложность – выровнять по звуку голоса младших школьников и старших. Но малыши тянутся за старшими, потихонечку вырастают, и мы пытаемся найти общий звук, потому что главное в любом хоре – это звучание». 

— Приходилось ли вам сталкиваться с трудностями переходного возраста у своих хористов? 

— Для детей такого возраста лекарственным средством становится репертуар. Если он им интересен, то все трудности преодолевать легко. Мне со своими старшими хористами тоже интересно работать, они замотивированы. Чтобы коллектив был в форме, раз в год мы стараемся выезжать на фестивали и конкурсы. В прошлом году мы ездили на международный конкурс хоровых коллективов «Поющий мир» в Санкт-Петербург, и дети для этого трудились на протяжении трёх месяцев. У них шли экзамены, кто‑то специально не поехал в деревню, на море – все, как стойкие солдатики, ходили на репетиции. 

 

 

— Какую часть репертуара хора составляет духовная музыка?

— Как правило, это русская духовная музыка, мне близки композиторы, которые творили в православной традиции. Мы очень любим современного московского композитора Антона Вискова, с которым поддерживаем связь и с удовольствием поём его духовные произведения. 

Перед тем как приехать сюда, мы заехали в храм села Сергиевка и пропели литургию. Мы в этом году осилили такой глобальный проект – выучили песнопения божественной литургии. Это не просто, но хор с этим справился. Это ещё один вид деятельности, который духовно подкрепляет всех детей, которые поют в моём коллективе. Им это тоже интересно, потому что это исполнение а капелла. Кроме этого, это даёт не только музыкальное, но и духовно-нравственное развитие. 

«Благовест» работает в детском православном досуговом центре им. святителя Иоасафа Белгородского при храме апостола Иакова.

 

«И как раз микроклимат храма создаёт такую семейную, тёплую атмосферу. Репетиции проходят в центре – это старинное здание с очень хорошей акустикой, высокими потолками. Там замечательно поются произведения а капелла и духовные. Обстановка обволакивает, окутывает и дети проникаются этим духом, – говорит Анастасия Половинкина. – На протяжении 10 лет мы творим, трудимся, уже три состава хора выпустились, и в этом году уходят драгоценные выпускники. Я всегда с болью в сердце их провожаю, потому что они становятся мне родственными душами. Но они не забывают хор, интересуются жизнью коллектива, а некоторые даже, если мы куда‑то выезжаем, приезжают на репетиции, к примеру, из Воронежа. Я надеюсь увидеть всех своих выпускников на юбилейном концерте «Благовеста» в сентябре». 

Оксана Придворева

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×