Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
08 апреля 2022,  18:29

Какую программу привёз в Белгород академический ансамбль народного танца Адыгеи «Нальмэс»

Его называют визитной карточкой Адыгеи, а в переводе с адыгского «налмэс» означает «алмаз»

Какую программу привёз в Белгород академический ансамбль народного танца Адыгеи «Нальмэс»Фото: Павел Колядин
  • Статья
  • Статья

«Самый дорогой камень, какой есть», – поправляет перевод художественный руководитель и главный балетмейстер ансамбля – заслуженный артист России, Кубани и Абхазии, народный артист Республики Адыгеи Аслан Хаджаев.

7 апреля «Нальмэс» впервые за свою 85-летнюю историю приехал в Белгород с концертом. 

Не костюмы, а экспонаты

Перед его началом в Белгородской государственной филармонии Хаджаев рассказывает: 99 % костюмов, которые зрители увидят на артистах, традиционные адыгские, хоть и сшиты в наше время. Каждый из них – кажется, что в Белгород ансамбль привёз их точно более сотни, – с лёгкостью может стать музейным экспонатом. Собственно, и шили их, с точностью повторяя музейные.

«Первое, что мы на сцену вынесли, это накосник, – за кулисами Аслан Хаджаев показывает длинную расшитую полоску ткани над косами у артистки балета, прикрепленную к её шапочке. – Это подлинный музейный вариант, там взяли его фотографии». 

 

Он обращает наше внимание и на длину рукава одного из мужских костюмов. Длинный рукав предостерегал его хозяина от того, чтобы не коснуться в танце своей голой рукой руки девушки-партнёрши.

«У адыгов есть единственный танец удж, где можно взять девушку за руку, и сегодня он будет в программе», – говорит худрук «Нальмэса». 

Государственному академическому ансамблю народного танца Адыгеи в июне 2021-го исполнилось 85 лет. И свой юбилей танцевальный коллектив отмечает целый год, в том числе и концертными программами в разных регионах страны. 

 

Рассказать о народе танцем

Аслан Хаджаев на вопрос, что отличает народный танец адыгов, отвечает: некоторая сдержанность эмоций. 

«Наверное, в этом наше отличие от других национальностей Северного Кавказа, – говорит он. И добавляет: – У нас просто нет танца, который ничего не выражает. И неадыгских танцев у нас нет. В наших программах практически отсутствуют авторские номера: все наши танцы народные, исконные, некоторые мы привозили из диаспоры, ездили за ними. Есть танец, которому 150 лет. Он у нас родился, потом ушёл с диаспорой, а затем его вернули обратно».

«Нальмэс» бережно хранит танцевальные традиции предков, поэтому его концерты – это своего рода рассказ об адыгском народе, его обычаях и традициях. И большая работа. Тут речь идёт не только о постоянном репетиционном процессе, который есть в каждом танцевальном коллективе, но и о сотрудничестве с фольклористами и этнографами. 

 

«По одному из танцев проводили две полевые работы в Турции, собирали материал. Потом мы всем коллективом ходили в наш научно-исследовательский институт, там артисты всё это слушали, смотрели, и мы потихоньку восстанавливали танец», – рассказывает Хаджаев. 

В коллективе 70 танцовщиков плюс оркестр национальных музыкальных инструментов, сопровождающий выступления. За годы существования коллектива тут появилось немало танцевальных династий, поэтому традиция народного танца передаётся буквально из рук в руки. 

 

«Домашнее воспитание, – говорит Аслан Хаджаев. – У меня самого дедушка здесь работал, мама, папа, сейчас мои сыновья танцуют в ансамбле, моя сестра двоюродная. И у нас не одна династия. Я никогда не против, чтобы детей вместо садика привели к нам на репетицию. Мне это не мешает, я знаю, что, возможно, этот ребёнок заболеет именно так своим любимым делом».

В Белгород приехало 55 человек, и все они вышли на сцену филармонии. 

«Я знаю размер сцены каждой концертной площадки и понимаю, что сюда всех танцовщиков не смогли бы вместить. Но зато я привёз живой оркестр, потому что знаю, что в центральной части России их принимают очень хорошо», – объясняет худрук коллектива. 

Без лишних слов

Концерт «Нальмэса» в Белгороде превратился в танцевальный нон-стоп длиной больше часа. Без лишних слов, когда есть только красота и мастерство народного танца, воплощённые в плавности и изящности движений, традиционная адыгская музыка и искренние эмоции зрителей. 

По словам Ходжаева, коллектив поражён тем, как тепло его приняли на этих гастролях: с начала апреля «Нальмэс» дал концерты в Подольске, Великом Новгороде, Пскове, Великих Луках, Брянске и Железногорске Курской области. 

«Я вчера домой передавал это и министру культуры, и главе нашему. Я десять лет танцевал в Кубанском казачьем хоре и по несколько раз объездил эти города, но такой приём и живой интерес к нашей культуре меня просто поразил, – говорит он. – Вы себе просто не представляете, насколько я удивлён, какой зритель тёплый. Так «Нальмэс» в основном принимает только диаспора, когда мы ездим за рубеж». 

 

Он рассказывает: программа, которую ансамбль привёз в Белгород и другие города, дополненная часть трилогии «Нальмэс» сквозь время». Хаджаев не исключает, что после такой зрительской реакции коллектив ещё не раз приедет в областной центр с выступлениями (эти прошли по федеральной гастрольной программе «Мы – Россия»), чтобы показать ещё две части трилогии. 

«Я уверен, что большая часть нашей страны об Адыгее знает только то, что есть адыгейский сыр. А я бы хотел, чтобы все знали, что есть такой народ, есть такие люди, которые живут недалеко. Вот в чём наша миссия: мы рассказываем о своём народе танцем, то есть это пластический портрет народа. Буквально позавчера нам сказали в городе, где мы выступали: «Гордимся тем, что у нас есть «Нальмэс»!» 

Оксана Придворева

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×