Город в моменте. О чём рассказывает выставка белгородской художницы Ольги Алексеенко
19 городских зарисовок под общим названием «Маршрут построен» можно увидеть в Белгороде – в выставочном зале «Родина»
-
Статья
-
Статья
Персональная выставка, посвящённая Белгороду, его улицам, домам, городским уголкам и деталям, молодой художницы Ольги Алексеенко заработала 18 января. Перед её открытием Ольга рассказала «БелПрессе» о том, как появилась серия городских зарисовок, почему вместо названий везде указаны QR-коды и как эти полотна сохраняют в себе магию момента.
Город, который можно бесконечно развивать
— Я довольно давно занимаюсь скетчингом и часто выхожу рисовать в город, делаю много быстрых живых зарисовок с натуры. Постепенно благодаря этому родилась серия городских зарисовок. Изначально она не задумывалась такой большой, но со временем эта тема меня просто поглотила, и я поняла, что хочу её продолжать.
При этом, несмотря на то что все работы здесь – городские зарисовки, они в первую очередь о любви. О любви к городу, в котором я живу, к улицам, по которым каждый день хожу, к людям, которых встречаю и о которых думаю. О любви к моменту, который я проживаю. А благодаря таким событиям, как этот вернисаж, я чувствую, что эта любовь взаимна и не напрасна.
— Но всё‑таки почему главным героем серии стал именно город?
— Город – это та тема, которую можно развивать бесконечно, пробовать новые техники, новые форматы. Для меня важно показать влияние времени на какие‑то вещи и явления, которые нас окружают. Один и тот же объект, один и тот же вид никогда не бывает одинаковым. Допустим, мост смайлов: я часто там хожу и наблюдаю, как меняются различные детали, как на вид влияет время года или погода. И на выставке как раз представлены две работы, на которых изображён этот мост. Одно и то же место, но в разные моменты, под разным углом зрения – и выглядит совсем по‑разному.
— Если говорить о вашем Белгороде, какой он?
— Он разный! Иногда таинственный, иногда радостный, солнечный, иногда мрачный, чудаковатый. Ведь восприятие места зависит прежде всего от твоего внутреннего состояния. И это я тоже стремлюсь передать. Чаще всего, когда я иду по городу и замечаю какой‑то сюжет, у меня под рукой нет ничего, кроме телефона. И, делая кадр, я стараюсь запомнить, что испытывала в этот момент, а потом из этого ощущения подбираю цветовую гамму. Поэтому какие‑то работы получаются более яркими и открытыми, какие‑то, наоборот, мрачными и сдержанными.
— А есть в городе места, которые вам нравятся больше остальных?
— Моя особая любовь – это старые районы города. Люблю центр, люблю белгородский Арбат, люблю Свято-Троицкий бульвар, его старые двухэтажные домики. Очень сильно переживаю за их судьбу, надеюсь, что они всё‑таки останутся на своём месте и будут радовать нас ещё много лет.
Несовершенство через технику
— В каком стиле и технике вы чаще работаете?
— Это именно быстрые зарисовки, которые направлены на впечатления, на то, чтобы передать то самое неуловимое мгновение. Чаще всего я просто беру материалы, выкладываю рядом и уже в процессе работы решаю, что именно и как буду использовать. Добавляю всё, что считаю нужным, всё, что поможет выделить какой‑то момент: тут у меня и карандаши, и тушь, и акрил, и маркеры, и типографская краска.
Через технические приёмы стараюсь показать несовершенство объектов, какие‑то их трещинки, мелочи. Использую в работе разные техники и смешанные материалы, контрасты, максимально свободные линии. Для меня главное – показать ритм, скорость, движение города. Подчеркнуть нестатичность времени и его изменчивость.
— Есть техники, в которых хотелось бы себя попробовать?
— На самом деле интересно всё. Просто нужно понимать, где и для чего ты сможешь использовать ту или иную технику. Если меня что‑то заинтересует и я смогу придумать, как это можно применить, то почему бы нет? Я всегда за эксперименты.
Например, сейчас пробую новую для себя технику масляной диатипии – это печатная техника по принципу копирки: художник делает слой масляной пастели и потом переводит изображение на бумагу. Правда, на этой выставке таких работ нет.
— А вообще белгородцы их смогут где‑нибудь увидеть?
— Да, некоторые из них уже висят в ЦМИ на выставке «Поэтика пространства». Приходите!
Всё как по щелчку
— Ни под одной работой на выставке нет привычной аннотации с названием, перечислением материалов. Почему так?
— Все названия целенаправленно заменены на QR-коды, которые можно отсканировать и попасть в то место, где я увидела изображённый сюжет. Таким образом я хочу призвать людей почаще выбираться на улицу, на прогулки, искать какие‑то интересные места для себя самого, замечать что‑то прекрасное вокруг. Собственно, поэтому выставка и называется «Маршрут построен».
У меня есть две работы: это вид из моего окна и вид электрического щитка в моём подъезде. И на одной из выставок я специально расставляла работы таким образом, чтобы зритель вышел из одной точки, из моего дома, прошёл маршрут в определённом порядке и в мой же дом в конце вернулся. Получается, есть начало пути, конец и сам путь.
— Бывает, что вы специально идёте и выбираете какое‑то место, вид, объект, чтобы потом его изобразить?
— Нет, абсолютно нет. Это происходит как по щелчку: я иду по городу, замечаю какой‑то сюжет и стараюсь его поймать, фотографирую или как‑то зарисовываю. И это для меня момент какой‑то особой магии и любви. Почему выставка такая немного неформатная, нестандартная? Как раз потому, что все эти работы родились под влиянием момента. Они не вымученные, они очень свободные – во всяком случае, для меня.
— А есть какой‑то секрет: что нужно делать, чтобы подмечать моменты так же, как вы?
— Почаще отрываться от телефона, поднимать голову и смотреть вокруг. Остановиться, приглядеться к какому‑нибудь старому домику, рассмотреть все его трещинки, каждый кирпичик. Понять и почувствовать, что через год с этого дома может, например, осыпаться штукатурка, и он станет уже совсем другим. Город прекрасен в своей простоте, своей неуловимости. А все мелочи потом всегда складываются во что‑то большее. И если вы способны увидеть красивое в малом, то что‑то большее не заставит себя долго ждать.
Выставка «Маршрут построен» продлится в выставочном зале «Родина» до 13 февраля.
Александра Токтарёва