Возвращение. О чём рассказывает уникальная выставка одной картины в Белгороде
Её тема – история живописного полотна Василия Поленова «Пруд с вётлами»
![Возвращение. О чём рассказывает уникальная выставка одной картины в Белгороде Возвращение. О чём рассказывает уникальная выставка одной картины в Белгороде](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/7e/86/7e86e142-7359-4870-b09e-a3f4ad1ff875/avv191791.jpg__750x415_q75_crop-True_subject_location-492%2C244_subsampling-2_upscale.jpg)
-
Статья
-
Статья
14 июля в Белгородском художественном музее открылась выставка одной картины «В. Д. Поленов. «Пруд с вётлами». Возвращение» из фондов Таганрогского государственного литературного и историко-архитектурного музея-заповедника.
История о благородстве
Картину «Пруд с вётлами» привезли в Белгород 8 июля вместе с крупной выставкой русского искусства из Таганрогского худмузея. Полотно было написано в 1881 году, находилось в Таганроге, а во время немецкой оккупации его похитили. Много лет произведение Василия Поленова считалось утраченным.
«Этот проект знакомит зрителей со сложной судьбой и уникальной историей художественного произведения, итогом которой стало его возвращение в Россию, – рассказала «БелПрессе» замдиректора литературного и историко-архитектурного музея-заповедника Лариса Токмакова. – В этой истории служение красоте и людям, похищение и странствия, торжество доброй воли, благородства и, наконец, триумфальное возвращение на родину».
Сохранить для Германии
Оккупация Таганрога длилась 683 дня. Желая жить в достойных условиях, немцы наладили в городе быт и культурную жизнь. Зондерфюрер Либерт в оккупационном бургомистрате исполнял обязанности руководителя городского управления культуры.
![Фото: Владимир Юрченко Возвращение. О чём рассказывает уникальная выставка одной картины в Белгороде - Изображение](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/01/34/0134e57f-4f16-4ae1-a5eb-873189553fa1/a548a1795.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Он наладил работу театра и музея. Гитлеровцы приняли меры для предотвращения расхищений, грабежей. Но делали всё это для себя.
«В последние дни перед освобождением Таганрога, 30 августа 1943-го, немцы в спешке паковали и вывозили материальные и культурные ценности, – говорит старший научный сотрудник таганрогского музея Алла Цымбал. – Либерт пришёл в музей, снял и унёс хорошо знакомые ему семь полотен: Шишкина, Айвазовского, Богданова-Бельского и других, в том числе Поленова».
Сотрудникам музея ничего не оставалось, как составить акт с описью утраченного, без надежды на возвращение предметов искусства на родину.
Музейный диалог
После войны «Пруд с вётлами» находился в Германии в частных руках. В 1959 году попал на рынок произведений искусства. В 1986-м эту работу вместе с другими полотнами русских художников XIX века приобрёл худмузей немецкого города Киля.
В 2005 году в России издали «Сводный каталог культурных ценностей, похищенных и утраченных в период Второй мировой войны». 13-й том в нём посвящён Таганрогскому государственному литературному и историко-архитектурному музею-заповеднику.
![Фото: Владимир Юрченко Возвращение. О чём рассказывает уникальная выставка одной картины в Белгороде - Изображение](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/cf/c3/cfc35659-3869-465e-8c66-816a589e7ebf/a548a1851.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
«В 2016 году по проекту «Российско-германский музейный диалог» наши немецкие коллеги ознакомились с электронной версией этого каталога, нашли у себя эту картину и решили её вернуть, – продолжает Алла Цымбал. – С немецкой педантичностью затребовали копии всех исторических документов, которые свидетельствуют о её происхождении и истории, включая тот самый акт о том, что полотно увёз Либерт. В 2017 году картина «Пруд с вётлами» вернулась в Россию».
Церемонию прощания с картиной в музее Киля немцы так и назвали – «Прощание». Перекликаясь с ними, таганрогцы свою выставку назвали «Возвращение».
Справедливость торжествует
На выставке – и сама картина, и копии документов. Посетители знакомятся не только с драматической историей полотна, но и с его живописными достоинствами. Василий Поленов (1844–1927) входит в число великих русских живописцев. Он был и профессором Императорской академии художеств, и сценографом, архитектором.
![Фото: Владимир Юрченко Возвращение. О чём рассказывает уникальная выставка одной картины в Белгороде - Изображение](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/d5/7c/d57c0333-fff8-477c-9e65-ac4bf1df98b4/avv191847.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
«Пруд с вётлами» относится к серии его работ про вдохновлявшие художника тихие неприметные озёра. Полотно отличается разнообразием оттенков зелёного, богатством деталей, тщательным прописыванием растительности, обильно окружающей пруд.
«Эта выставка перекликается с военной историей Белгорода, – отметила на открытии председатель белгородского горсовета Ольга Медведева. – Оба наших города были освобождены в августе 1943-го, и если Белгород был разрушен физически, то таганрогцы могут говорить о духовном разрушении – гитлеровцы вывезли огромное количество произведений искусства. Но всё в итоге восстанавливается, и справедливость торжествует».
Начальник управления культуры области Константин Курганский подчеркнул, что необычный для Белгорода формат выставки одной картины способен выполнить главную задачу – привлечь в музей множество посетителей, включая молодёжь. А директор белгородского музея Татьяна Лукьянова говорила о том, что рассказанная здесь история – яркий пример служения музейному делу, которое подразумевает хранить, изучать и показывать публике культурное наследие.
Выставка будет работать до 22 августа.
Олег Гончаренко