В Белгороде в пятый раз прошёл «Парад дирижёров» (фоторепортаж)
60 участников, дирижёров и солистов оркестров русских народных инструментов со всей России, больше 30 концертных номеров, звучание самобытных народных инструментов и четыре часа музыки от Чайковского до Бреговича – гала-концерт прошёл 20 мая в белгородской филармонии.
Белгородский академический русский оркестр – константа парада. Концепция гала-концерта такова: дирижёры меняются один за другимё, оркестр – всегда на сцене.
«Каждый дирижёр выбирает то произведение, которое ему больше всего нравится, присылает нам партитуру, партии, а мы здесь готовимся. Когда они приезжают, поправляют под свои руки, под свою трактовку и выходят на сцену», – объясняет художественный руководитель филармонии, главный дирижёр оркестра Евгений Алешников.
По словам Евгения Алексеевича, коллектив под его руководством готовился к «Параду дирижёров» около трёх недель и за это время «пришёл в хорошую форму». Концерт парада стал для музыкантов своего рода музыкальным марафоном.
«Уже идея была слово «парад» поменять в названии на «марафон», – признаётся Алешников. –Потому что, когда «Парад дирижёров» мы начинали проводить, было порядка 12 дирижёров-участников, а сейчас их 30, и это настоящий марафон для оркестра. География участников – от Якутии до Калининграда, вся Россия у нас практически охвачена».
Это настоящая школа, и другой такой у нас нет, говорит о «Параде дирижёров» художественный руководитель и дирижёр оркестра русских народных инструментов «Россияне» Юрий Храмов из Тамбова. В Белгород он приезжает в третий раз.
«Уже начинаешь вспоминать, и сколько музыкантов, и какие они в каждой группе. Оркестр, конечно же, готовится, поэтому ничего не вызывает особых проблем. Достаточно сказать, что у нас два выхода в оркестр перед концертным показом – 15 минут и 10 минут – и мы, как правило, успеваем то, что необходимо сделать», – рассказал о музыкальной кухне Храмов.
Концерт оркестр открыл «Торжественным маршем» Чайковского под управлением народного артиста России – худрука государственного концертного русского народного оркестра «Виртуозы Кубани» Анатолия Винокура. В Белгороде краснодарец Винокур не впервые, с нашим академическим русским оркестром сотрудничает уже больше 10 лет.
«Открывать концерт – это ответственно. Знаете, говорят: как паровоз толкнётся, так он и пойдёт. Поэтому это очень серьёзно, и надеюсь, что я справился с этим. У вас замечательный оркестр, замечательная публика, поэтому было и ответственно, и в то же время легко», – отметил Винокур.
Заслуженный артист России Рамил Гайзуллин, основавший Национальный оркестр народных инструментов Республики Башкортостан, на концерте взял на себя две роли – дирижёра и солиста. Благодаря ему белгородцы не в первый раз услышали курай – национальный башкирский инструмент, продольную открытую флейту с пятью отверстиями.
«Настоящий курай из тростника, который растёт в горах в лесу и только в Башкортостане. Никто не знает, сколько ему лет, потому что это растение», – объяснил Гайзуллин.
На курае, добавил он, можно исполнить хоть латиноамериканские ритмы, но желательно играть только башкирские произведения – этого требует инструмент.
«Оркестр русских народных инструментов – это наше всё, потому что русский оркестр может играть любую музыку: классику, как русскую, так и зарубежную, и народную музыку, и современную эстрадную, и джаз, и рок и даже рэп», – отметил Евгений Алешников.
Как звучат белгородские народники с рэпером Noize MC, многие уже успели услышать. А поздним вчерашним вечером публику ждало ещё кое‑что новенькое от оркестра и Евгения Алешникова. Четырёхчасовой концерт завершили «Чудо-Порушкой» – миксом известной и, между прочим, белгородской «Порушки-Парани» и хитов британской группы The Prodigy, которую композитор Дмитрий Калинин посвятил Евгению Алексеевичу. Кажется, впечатлений у слушателей хватит на два года: тогда «Парад дирижёров» пройдёт снова.
Оксана Придворева