По взмаху руки. Как работал хор при заводе «Энергомаш» в Белгороде
«Белгородские известия» встретились с его основателем Натальей Волковой
-
Статья
-
Статья
В советское время песни в исполнении хора постоянно звучали по радио и телевидению. Ими открывали съезды, важные встречи, патриотические мероприятия. Ни один дипломированный хормейстер в стране не оставался без работы: в каждой школе, институте, на каждом предприятии был свой хор.
Белгородский котлостроительный завод (с 1977 года – «Энергомаш») не стал исключением. Основала и почти 26 лет руководила хором котлозавода выпускница Уральской консерватории, заведующая дирижёрско-хоровым отделением Белгородского музучилища Наталья Волкова. Мы попросили Наталью Дмитриевну – уважаемого педагога, заслуженного работника культуры РФ – вспомнить историю более чем 50-летней давности и ответить на вопрос: зачем промышленному предприятию были нужны собственные артисты?
Символ единения
«Это было частью государственной пропаганды, где хоровое пение символизировало единение и одновременно воспитывало, поскольку весь репертуар состоял из произведений о любви к Родине, людям труда, вождях революции.
Когда встал вопрос о создании хора на котлозаводе, меня вызвали на предприятие, зная про опыт работы с самодеятельными и профессиональными хоровыми коллективами.
«Создадите хор – дадим вам квартиру», – мотивировали важным аргументом: жилья в Белгороде у меня действительно не было.
К тому же я мечтала о своём коллективе, без которого хормейстер существовать не может».
Первый академический
«Как сейчас помню солнечный день 2 февраля 1964 года. В актовом зале заводоуправления в перерыв собрали людей, я вышла на трибуну. Как убедить взрослых инженеров, служащих, рабочих прийти на занятия после работы? Говорила о том, что, если у кого‑то есть музыкальный талант, его необходимо развивать и в хоре человек раскрывает свои способности. Объясняла, почему у нас будет академический хор – первый хор такого плана в Белгороде. Наверное, мой энтузиазм передался людям, поскольку после собрания записались около 40 человек. Примерно таким и оставался основной костяк хора на протяжении 25 лет его существования. Женщин, конечно, всегда было больше».
По всей строгости
«В первое время на репетиции приходил председатель завкома Дмитрий Романович Божков, сидел, наблюдал за процессом. Спрос с хормейстера был такой же, как с любого другого работника предприятия, и даже строже. Курировал нашу работу и горком партии. Однажды я заболела, отменила репетиции. Вдруг в дверь стучат – на пороге начальник городского управления культуры Барбин:
«Наталья Дмитриевна, всё понимаю, но концерт перед заседанием в театре должен состояться, без хора нельзя».
Что делать? Поднялась и пошла с температурой. А квартиру мне действительно дали спустя какое‑то время – двухкомнатную хрущёвку на Богданке, и это было замечательно».
Школа мастерства
«На должность концертмейстера я пригласила свою одарённую студентку Валькирию Червонную. Долгие годы она была моей правой рукой, единомышленником, не только аккомпанировала, но и помогала в работе с хором.
В самодеятельности изначально мало кто владеет нотной грамотой, поэтому сначала обучение шло на слух, с голоса. В результате к концу репетиции я разговаривала шёпотом или хрипела. Но постепенно, шаг за шагом обучила своих воспитанников нотной грамоте, и довольно быстро они стали читать нотные партии. В октябре того же года в парке имени Ленина на старых подмостках мы дали первый концерт. Хор состоялся!»
Не выгоняйте
«Самодеятельный хор – это собрание очень разных по способностям людей. Были среди них и удивительно одарённые, которые всё ловили на лету. Но случалось и наоборот: у человека абсолютно нет слуха, но он очень хочет петь. И обидеть его не хочется, и репетировать с ним – настоящая мука. Обычно договаривались, что он будет петь очень тихо, чтобы не мешать остальным. Вообще, я старалась щадить чувства своих подопечных, не обижать людей, больше хвалить, чем ругать, и у нас сложились прекрасные отношения.
Как в каждом коллективе, у нас были свои звёзды, лидеры, которые вели за собой остальных: рабочий Павел Клавкин, контролёр Людмила Немыкина, инженер Зинаида Полежаева, техник Валентина Карпенко, крановщик Николай Икатов, впоследствии артист хора «Кубанские казаки». Начинал свою вокальную карьеру в нашем хоре и солист Белгородской филармонии Владимир Бойко».
Под овации
«Самое главное, что мы постоянно были в движении, жили интересно: раз в месяц обязательно выезжали с концертами в какое‑нибудь село или город Белгородской области, выступали на всех производственных площадках. Часто посреди недели мы устраивали концерты прямо на территории завода. И люди, жертвуя обедом, ждали нас, подпевали, аплодировали. Это была лучшая награда за наши труды.
В 1967 году впервые поехали на Всероссийский смотр художественной самодеятельности в Воронеж. Как волновались, готовились – не передать! Возвращались с победой – гордые, довольные! Заводчане встречали нас с цветами, аплодисментами, как знаменитостей. И так было всегда – хористов очень любили и простые рабочие, и руководство, которое всячески их поощряло. Например, участников хора всегда отпускали в отпуск летом, устраивали совместные
поездки на море, в день репетиций отпускали с работы на полчаса раньше. В 1969 году коллективу присвоили звание народного. К этому моменту он, по моему мнению, и вошёл в силу».
Важное дело
«Руководство завода финансировало поездки, костюмы, которые нам шили на заказ в городских ателье. Репетировали мы поначалу в актовом зале заводоуправления. Свой класс у хора появился в 1975 году, когда открылся Дворец культуры «Энергомаш», где художественным руководителем был Ким Гандоян. Он стал большим другом нашего хора, во многом благодаря неравнодушию и личному участию Кима Ивановича нам удавалось сохранить коллектив в сложный период.
Между тем мастерство и популярность хора росли. Мы стали постоянными участниками передач на белгородском радио, в 1987 году записали выступление в Москве на Всесоюзном радио, нас знали не только в области, но и коллеги по всей стране.
Я оставила работу хормейстера в 1990 году. Но продолжала преподавать в музучилище, о котором тоже хочу сказать несколько слов. Большинство моих учеников шли в профессию по зову души, они преподают музыку, руководят коллективами в нашей области: это Марина Белоусова, Ирина Чуйкина, Анна Деревягина, Юлия Мавродина, многие другие. Один из моих первых выпускников Гриша Обрезанов больше 45 лет возглавлял Пятницкую детскую школу искусств, названную теперь его именем. А каким самоотверженным педагогом была Оля Гнездюкова, которая как директор Чернянской музыкальной школы оставила о себе самую добрую память! Я помню всех своих учеников, самодеятельных и тех, кто учился музыке профессионально. И бесконечно благодарна им, коллегам, зрителям за наше совместное творчество и любовь к хоровому искусству, которому мы все вместе служили».
Маргарита Римша, руководитель народного хора Общества слепых в 1968–1987 годы:
«Я несколько раз замещала Наталью Дмитриевну как хормейстер, когда ей нужно было отлучиться. И каждый раз получала огромное удовольствие от работы с её хором, который, по сути, был объединением взрослых интеллигентных людей, влюблённых в своё дело, с которыми легко найти общий язык и общаться. К тому же это был очень грамотный, обученный в музыкальном смысле коллектив, который оставлял самое лучшее впечатление».
Владимир Бойко, заслуженный артист РФ, солист Белгородской филармонии:
«В 1967 году я пришёл на работу на котлозавод. До этого в 16 лет пытался поступить в консерваторию, куда меня не приняли, посоветовав позаниматься в самодеятельности и подождать, пока окрепнет голос. Я занимался в заводском хоре под началом Натальи Дмитриевны и концертмейстера Валькирии Григорьевны, пел в общем составе и выступал как солист, стал участвовать в разных конкурсах, перед армией даже попал от обкома комсомола на Всесоюзный конкурс исполнителей советской песни. Поэтому считаю академический хор котлозавода трамплином в своей творческой деятельности и безмерно благодарен его педагогам за науку и поддержку».
Редакция благодарит декана факультета музыкального творчества Белгородского государственного института искусств и культуры Ольгу Хмельницкую за помощь в подготовке материала.
Ольга Бондарева