С оркестром классно. Как Noize MC и музыканты белгородской филармонии выступали вместе
О сотрудничестве с рэпером «Белгородской правде» рассказали дирижёр и солисты академического русского оркестра
![С оркестром классно. Как Noize MC и музыканты белгородской филармонии выступали вместе С оркестром классно. Как Noize MC и музыканты белгородской филармонии выступали вместе](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/58/88/58886fe9-b3d5-4802-97a4-d8b6b34ed5ed/0__glavnyi_za_spinoi_noize_mc___akademicheskii_russkii_orkestr_belgorodskoi_filarmonii_foto_dmitriia_semionushkina_.jpg__750x415_q75_crop-True_subsampling-2_upscale.jpg)
-
Статья
-
Статья
Музыканты выступили на фестивале искусств в Белгороде, на рок-фесте «Нашествие» и записали совместную песню о космическом аппарате «Вояджер-1».
Учитель и ученик
Первое совместное выступление Ивана Алексеева (известного как Noize MC) с белгородским оркестром – тогда он назывался оркестр русских народных инструментов – состоялось ещё в 2017 году на местном фестивале искусств «Этажи», где классика соединяется с современной музыкой. Концерты нынешних музыкантов с оркестрами не редкость: «Би-2» и другие рок-группы часто приглашают к себе симфонические коллективы для гастролей.
Но рэпера вместе с народниками до «Этажей» не видели нигде.
Noize MC особенно любят в Белгороде, потому что здесь Иван окончил школу и именно здесь сделал свои первые музыкальные шаги. Неудивительно, что когда организатор фестиваля Юлия Шапошникова узнала, что Иван был учеником Евгения Алешникова – главного дирижёра Белгородского академического русского оркестра, – у неё появилась идея пригласить рэпера на фестиваль.
«Иван учился у меня в конце 1990-х годов игре на классической гитаре в детской школе искусств. Юлия Шапошникова попросила меня пригласить его к нам на фестиваль. Я познакомился с творчеством Noize MC и предложил Ивану исполнить несколько композиций в сопровождении оркестра. Такого в истории русского оркестра и рэпа ещё не было», – вспоминает Евгений Алешников.
Noize MC заинтересовался предложением своего учителя и согласился выступить в Белгороде. А музыканты филармонии – Сергей Бондаренко, Алексей Васютин, Александр Бутурлакин – подготовили инструментовки песен рэпера для оркестра.
![Кадр из клипа на песню «Вояджер-1» Noize MC Кадр из клипа на песню «Вояджер-1» Noize MC](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/18/bf/18bfd764-b359-429c-ae6d-f1eee9325ad0/1__kadr_iz_klipa_na_pesniu_voiadzher-1_noize_mc_.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
«Это частично композиторская работа. Полностью электронную музыку на народные инструменты не перенесёшь. Поэтому приходилось что‑то сочинять. После того как наши ребята написали аранжировки, нас записывали и отправляли Ивану на согласование. Чаще всего ему нравилось. Только в «Вояджере-1» были небольшие правки», – рассказывает музыкант оркестра Ксения Кузьменко.
На фестиваль Иван приехал без группы. Вместе с оркестром он исполнил мелодичные песни «Иордан», «На Марсе классно», «Сохрани мою речь» и «Сам». Результат впечатлил всех: Ивана – аранжировки и звучание инструментов, Евгения Алексеевича – глубина текстов ученика, а публику – сочетание несовместимого. На фестивальной пресс-конференции Иван загадочно сказал: «Это только начало». Так и получилось.
Баян как синтезатор
Казалось бы, рэп и народные инструменты – что‑то из параллельных миров. Но примирять их звучание не пришлось.
«В этом не было необходимости. Тембральная палитра русского оркестра довольно универсальна», – объясняет Евгений Алешников.
Сам Иван удивлялся, что баян может звучать как синтезатор, а домра и балалайка – как электронное пианино Rhodes. Как правильно заметил Алексеев, всё зависит только от того, кто держит в руках инструмент.
Несмотря на достаточно радикальные политические взгляды и экспрессивную лексику в некоторых песнях Noize MC, филармония и Иван Алексеев сходятся в главном – во взглядах на искусство.
От викинга до Noize MC. В Белгороде вновь прошёл Fun Jumping
«В первую очередь мы занимаемся музыкой, а у музыки нет границ, в том числе и политических. К грубой лексике можно относиться по‑разному, многие творческие люди её используют. О том, насколько это органично, можно спорить, но позиция филармонии была категоричной. Нашим условием было исключение песен с использованием ненормативной лексики из совместных номеров Ивана с оркестром», – рассказывает директор филармонии Светлана Боруха.
Как рассказывает Евгений Алешников, композиции для совместных выступлений отбирались довольно непросто, некоторые даже прошли стадию инструментовки, но в репертуар не вошли. «Зато всё, что закрепилось, неожиданно стало частью моей жизни. Если обозначить наиболее важные, на мой взгляд, это «Иордан», «На Марсе классно», «Почитай старших», «Сохрани мою речь», – добавляет он.
Оглушительно приятные гастроли
После «Этажей» в августе 2018 года Иван предложил оркестру выступить с ним на рок-фестивале «Нашествие». Белгородские музыканты вместе с Noize MC открывали фестиваль на 20 тыс. зрителей.
«Нашествие» стало чем‑то новым и для нашего коллектива, и для Ивана», – считает музыкант оркестра Ольга Косович.
В 2020 году Noize MC и оркестр должны были выступить ещё на двух рок-фестивалях, но пандемия изменила планы.
Белгородские музыканты старшего поколения не знали Ивана до совместной работы и к сотрудничеству отнеслись нейтрально. Но молодые артисты выросли на песнях Noize MC, и выступить с рэпером на одной сцене для некоторых было мечтой.
![В 2018 году на «Нашествие» белгородские музыканты вместе с Noize MC открывали фестиваль / Фото: из личного архива Ольги Косович В 2018 году на «Нашествие» белгородские музыканты вместе с Noize MC открывали фестиваль](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/58/70/58701530-7113-4392-8b33-a582a49ad845/4__v_2018_godu_na_nashestvie_belgorodskie_muzykanty_vmeste_s_noize_m.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
«Когда нам сказали, что приедет Иван Алексеев, мне не верилось. Я слушала его, когда он ещё играл в Белгороде. Очень ждала, когда раздадут ноты и смогу услышать, как это будет звучать в исполнении оркестра. В итоге получилось круче, чем я представляла», – рассказывает Ольга Косович, исполнившая партию на домре.
Ксения Кузьменко добавляет, что с Иваном легко работать:
«Было чувство, как будто мы уже очень давно знакомы. Он трепетно подходит к работе, поэтому проблем не было. На сцене Иван отдаёт все 200 %. Он так много работает, что начинаешь сомневаться, робот он или человек».
В 2019 году оркестр ждал целый тур с группой. Перед этим Noize MC вместе с музыкантами записал видеоприглашение, для которого Иван переделал свою знаменитую песню «На Марсе классно» на «С оркестром классно». Видео записали на фоне меловых гор. Воронеж, Краснодар, Ростов, Москва, Санкт-Петербург и Минск встречали Ивана Алексеева вместе с Белгородским академическим русским оркестром. А на «Новогоднем квартирнике с Евгением Маргулисом» Noize MC и оркестр выступили с песней «Грабли».
«Мне запомнился первый концерт в Воронеже. Мы сильно переживали. Было непонятно, какая будет реакция у зрителей. Но всё прошло круто. Фанаты тщательно подготовились: знали имена солистки и дирижёра. Когда что‑то скандирует огромное количество людей, это запоминается навсегда. В Краснодаре и Ростове мы играли в ангарах, переделанных под клубы, там просто бешеная акустика. Эти концерты были оглушающе приятными», – вспоминает Ксения.
![Неожиданностью для оркестра стали тёмные очки, которые выдали во время записи концерта на речном вокзале / Фото: Дмитрий Семёнушкин Неожиданностью для оркестра стали тёмные очки, которые выдали во время записи концерта на речном вокзале](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/da/6b/da6b58ca-946b-4c4f-bd22-54e3f39446cf/123.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
В Воронеже и других городах фанаты Noize MC танцевали под песню рок-группы Nirvana, которую солист оркестра исполнил на балалайке. До фестиваля и тура оркестр не видел тысячи людей: в филармонию физически столько не поместится. А на гастролях толпы зрителей скандировали: «Оркестр!»
«Мне очень понравился концерт в Минске. Там была добродушная публика. Они тоже скандировали «Оркестр!», постепенно ускоряясь», – улыбается Ольга.
Многие знакомые музыкантов гордятся, что они играют в коллективе, который благодаря Noize MC теперь известен на всю страну.
«Близкие гордятся тем, что мы вышли на другой уровень. А нам здорово узнать изнутри работу артистов такого уровня и самим принять участие в этом. Когда видим красивые концерты по телевизору, мы и представить не можем, сколько сил и труда вложено в них», – говорит Ксения.
В темноте
Не обошлось и без курьёзов. Концерт в Москве Иван решил начать в полной темноте, но оркестр об этом не предупредил.
«Сейчас вспоминать смешно, но в тот момент было не до смеха. Иван любит в процессе гастролей что‑то менять. По привычке он обсуждал изменения с группой, осветителями и звукорежиссёром. О том, что есть ещё целый оркестр и необходимо предупредить как минимум дирижёра, он, естественно, забыл», – рассказывает Евгений Алешников.
![Золотая пластинка «Вояджера», на которой записана информация о Земле и человечестве Золотая пластинка «Вояджера», на которой записана информация о Земле и человечестве](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/27/a0/27a064ba-519a-409f-8ff1-bb83396c8c7b/1-2__zolotaia_plastinka_voiadzhera_na_kotoroi_zapisana_informatsiia_o_zemle_i_chelovechestve_.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Когда началась первая песня, оказалось, что у всех музыкантов и у дирижёра на пультах выключен свет.
«Это была катастрофа! Оркестр играет по нотам вживую, а всё в полной тьме. Можете представить, что я пережил за эти минуты. Если бы было, куда ещё седеть, я бы поседел. После песни бегу за кулисы и высказываю всё, что думаю по этому поводу. В этот момент Иван меня представляет. Поворачивается в сторону дирижёрского пульта и видит, что дирижёра нет. Думаю, он тоже испытал лёгкий шок. Потом свет на пультах включили. Повезло, что это был четвёртый концерт и музыканты первый номер программы успели запомнить», – вспоминает дирижёр.
Именно этот концерт в Crocus City Hall Иван на своей странице «Инстаграме» назвал лучшим в своей жизни. Сейчас его можно увидеть на YouTube: в апреле Иван выложил двухчасовую запись выступления.
Кстати, музыканты рассказывают, что музыкант оставлял автографы не только для них, но даже для их родственников, друзей и знакомых.
«Он расписался мне 15 раз. Для многих автограф значим, и он никогда не отказывает в этом. Всегда выходит к фанатам, для него это часть концерта. Когда мы заканчивали, он говорил: «Это у вас всё, а у меня всё только начинается», – вспоминает Ксения.
![Иван Алексеев (справа) в конце 1990-х учился играть на гитаре у Евгения Алешникова (слева) / Фото: Дмитрий Семёнушкин Иван Алексеев (справа) в конце 1990-х учился играть на гитаре у Евгения Алешникова (слева)](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/cd/24/cd249c07-196d-4c49-a435-ba5c4c8ca31e/2__ivan_alekseev_sprava_v_kontse_1990-kh_uchilsia_igrat_na_gitare_u_evgeniia_aleshnikova_sleva_foto_dmitriia_semionushkina_.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Привет из далёкого космоса
В сентябре Иван предложил оркестру принять участие в записи одной из версий новой песни «Вояджер-1» о космическом зонде. Это не первый текст рэпера на эту тему: «Вселенная бесконечна», «На Марсе классно», «Сгораю» наполнены космическими метафорами. Фанаты шутят, что в будущем филологи будут писать дипломы на тему «Космическая тематика в творчестве Ивана Алексеева».
В «Вояджере-1» Иван поёт от имени космического аппарата, который улетел от Земли дальше всех объектов, созданных руками человека. В 1977 году «Вояджер-1» и «Вояджер-2» отправили изучать дальние планеты. После, по плану, зонды должны были отправиться к границам Солнечной системы. На случай, если зонду удастся встретить других разумных существ, к ним прикрепили золотые пластины с информацией о Земле и людях. На пластинах записаны приветствия на разных языках, изображения и звуки.
Сейчас «Вояджер-1» уже очень далеко даже от карликового Плутона. Можно только представить, как одиноко в 22 млрд км от дома. Аппарат ещё передаёт нам данные, но к 2025 году мы перестанем получать от него сигнал. «И клином сходится свет на дальней точке там позади, на самой лучшей из возможных планет», – поёт «Вояджер-1» о своей тоске по дому голосом Ивана Алексеева. Конечно же, оркестр принял предложение и начал репетировать новую песню.
![Космический аппарат «Вояджер-1» Космический аппарат «Вояджер-1»](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/76/7c/767ca33b-148c-4408-851c-d3cce95c272c/1-1__kosmicheskii_apparat_voiadzher-1_.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
«Сначала мы всегда играем под запись. Часть оркестра не слушает Noize MC, поэтому для кого‑то мелодия звучит впервые. Песня «Вояджер-1» была новой для всех. Мне кажется, это не типичная песня для Вани. С музыкальной стороны это что‑то новое. К сожалению, на записи слышно не всё, что есть в нотах. Это зависит от того, какое звучание нужно на выходе. По‑моему, вживую ещё мощнее», – делится Ксения.
Кажется, что для космической тематики хорошо подходят электронные звуки. Но на деле оказалось, что народный оркестр справляется с этим ничуть не хуже.
«Это же всё о Вселенной. Мы все её часть. Диссонанса между оркестром и этой песней не может и быть», – добавляет девушка.
Помимо песни, Иван пригласил оркестр записать небольшой концерт на Северном речном вокзале Москвы, премьера которого была 20 ноября на YouTube.
«Мне понравилась концепция концерта и все выбранные композиции. Включились в работу и уже в октябре записали. По‑моему, звучит хорошо!» – отмечает дирижёр.
Снимали видео после того, как речной вокзал закрылся – с 23:00 до 7:00.
«Было немного тяжело из‑за холода и просто хотелось спать. Музыкантов много, нужны кадры с трёх камер и квадрокоптера, поэтому приходилось играть и снимать несколько раз. Звук записывали вживую, это тоже увеличивает время», – рассказывают Ксения и Ольга.
Неожиданностью для оркестра стали тёмные очки, которые выдали уже на речном вокзале.
«Они не мешают играть, но в них ещё сильнее хотелось спать», – смеётся Ксения.
Разрыв шаблона
Не только сам Иван Алексеев, но и другие участники его группы подружились с белгородскими музыкантами и нашли с ними общий язык. Ксения и Ольга говорят, что чувствовали себя членами большой общей команды.
«Они все очень талантливые и при этом простые ребята. Хотелось бы ещё поработать с ними вместе на концертах», – делится Ольга.
«Это другие эмоции. Когда пробуешь что‑то новое, это встряхивает и даёт мотивацию творить», – добавляет Ксения.
А для Евгения Алешникова ученик – продолжатель традиций русской поэзии.
«Кто‑то причислил его творчество к рэпу, пусть будет так. Важно, что он не отрывается от корней, и, на мой взгляд, именно поэтому так близко его творчеству звучание Белгородского академического русского оркестра», – считает дирижёр.
Одно бесспорно: благодаря Noize MC много молодых людей со всей России и даже за её пределами узнали, каким современным может быть оркестр народных инструментов.
«Это разрыв шаблона. Для белгородской филармонии это сотрудничество – несомненный плюс. Согласитесь, что оркестрованные хиты звучат очень гармонично и свежо. Профессиональный оркестр универсален. Поэтому, конечно, для нас это хороший пиар. Коллаборации с популярными исполнителями демонстрируют молодёжи, что филармония смотрит вперёд, что мы не боимся экспериментов и готовы делиться классными результатами со слушателями», – подводит итог директор филармонии Светлана Боруха.
Наталья Малыхина