С оркестром классно. Как Noize MC и музыканты белгородской филармонии выступали вместе
О сотрудничестве с рэпером «Белгородской правде» рассказали дирижёр и солисты академического русского оркестра
-
Статья
-
Статья
Музыканты выступили на фестивале искусств в Белгороде, на рок-фесте «Нашествие» и записали совместную песню о космическом аппарате «Вояджер-1».
Учитель и ученик
Первое совместное выступление Ивана Алексеева (известного как Noize MC) с белгородским оркестром – тогда он назывался оркестр русских народных инструментов – состоялось ещё в 2017 году на местном фестивале искусств «Этажи», где классика соединяется с современной музыкой. Концерты нынешних музыкантов с оркестрами не редкость: «Би-2» и другие рок-группы часто приглашают к себе симфонические коллективы для гастролей.
Но рэпера вместе с народниками до «Этажей» не видели нигде.
Noize MC особенно любят в Белгороде, потому что здесь Иван окончил школу и именно здесь сделал свои первые музыкальные шаги. Неудивительно, что когда организатор фестиваля Юлия Шапошникова узнала, что Иван был учеником Евгения Алешникова – главного дирижёра Белгородского академического русского оркестра, – у неё появилась идея пригласить рэпера на фестиваль.
«Иван учился у меня в конце 1990-х годов игре на классической гитаре в детской школе искусств. Юлия Шапошникова попросила меня пригласить его к нам на фестиваль. Я познакомился с творчеством Noize MC и предложил Ивану исполнить несколько композиций в сопровождении оркестра. Такого в истории русского оркестра и рэпа ещё не было», – вспоминает Евгений Алешников.
Noize MC заинтересовался предложением своего учителя и согласился выступить в Белгороде. А музыканты филармонии – Сергей Бондаренко, Алексей Васютин, Александр Бутурлакин – подготовили инструментовки песен рэпера для оркестра.
«Это частично композиторская работа. Полностью электронную музыку на народные инструменты не перенесёшь. Поэтому приходилось что‑то сочинять. После того как наши ребята написали аранжировки, нас записывали и отправляли Ивану на согласование. Чаще всего ему нравилось. Только в «Вояджере-1» были небольшие правки», – рассказывает музыкант оркестра Ксения Кузьменко.
На фестиваль Иван приехал без группы. Вместе с оркестром он исполнил мелодичные песни «Иордан», «На Марсе классно», «Сохрани мою речь» и «Сам». Результат впечатлил всех: Ивана – аранжировки и звучание инструментов, Евгения Алексеевича – глубина текстов ученика, а публику – сочетание несовместимого. На фестивальной пресс-конференции Иван загадочно сказал: «Это только начало». Так и получилось.
Баян как синтезатор
Казалось бы, рэп и народные инструменты – что‑то из параллельных миров. Но примирять их звучание не пришлось.
«В этом не было необходимости. Тембральная палитра русского оркестра довольно универсальна», – объясняет Евгений Алешников.
Сам Иван удивлялся, что баян может звучать как синтезатор, а домра и балалайка – как электронное пианино Rhodes. Как правильно заметил Алексеев, всё зависит только от того, кто держит в руках инструмент.
Несмотря на достаточно радикальные политические взгляды и экспрессивную лексику в некоторых песнях Noize MC, филармония и Иван Алексеев сходятся в главном – во взглядах на искусство.
«В первую очередь мы занимаемся музыкой, а у музыки нет границ, в том числе и политических. К грубой лексике можно относиться по‑разному, многие творческие люди её используют. О том, насколько это органично, можно спорить, но позиция филармонии была категоричной. Нашим условием было исключение песен с использованием ненормативной лексики из совместных номеров Ивана с оркестром», – рассказывает директор филармонии Светлана Боруха.
Как рассказывает Евгений Алешников, композиции для совместных выступлений отбирались довольно непросто, некоторые даже прошли стадию инструментовки, но в репертуар не вошли. «Зато всё, что закрепилось, неожиданно стало частью моей жизни. Если обозначить наиболее важные, на мой взгляд, это «Иордан», «На Марсе классно», «Почитай старших», «Сохрани мою речь», – добавляет он.
Оглушительно приятные гастроли
После «Этажей» в августе 2018 года Иван предложил оркестру выступить с ним на рок-фестивале «Нашествие». Белгородские музыканты вместе с Noize MC открывали фестиваль на 20 тыс. зрителей.
«Нашествие» стало чем‑то новым и для нашего коллектива, и для Ивана», – считает музыкант оркестра Ольга Косович.
В 2020 году Noize MC и оркестр должны были выступить ещё на двух рок-фестивалях, но пандемия изменила планы.
Белгородские музыканты старшего поколения не знали Ивана до совместной работы и к сотрудничеству отнеслись нейтрально. Но молодые артисты выросли на песнях Noize MC, и выступить с рэпером на одной сцене для некоторых было мечтой.
«Когда нам сказали, что приедет Иван Алексеев, мне не верилось. Я слушала его, когда он ещё играл в Белгороде. Очень ждала, когда раздадут ноты и смогу услышать, как это будет звучать в исполнении оркестра. В итоге получилось круче, чем я представляла», – рассказывает Ольга Косович, исполнившая партию на домре.
Ксения Кузьменко добавляет, что с Иваном легко работать:
«Было чувство, как будто мы уже очень давно знакомы. Он трепетно подходит к работе, поэтому проблем не было. На сцене Иван отдаёт все 200 %. Он так много работает, что начинаешь сомневаться, робот он или человек».
В 2019 году оркестр ждал целый тур с группой. Перед этим Noize MC вместе с музыкантами записал видеоприглашение, для которого Иван переделал свою знаменитую песню «На Марсе классно» на «С оркестром классно». Видео записали на фоне меловых гор. Воронеж, Краснодар, Ростов, Москва, Санкт-Петербург и Минск встречали Ивана Алексеева вместе с Белгородским академическим русским оркестром. А на «Новогоднем квартирнике с Евгением Маргулисом» Noize MC и оркестр выступили с песней «Грабли».
«Мне запомнился первый концерт в Воронеже. Мы сильно переживали. Было непонятно, какая будет реакция у зрителей. Но всё прошло круто. Фанаты тщательно подготовились: знали имена солистки и дирижёра. Когда что‑то скандирует огромное количество людей, это запоминается навсегда. В Краснодаре и Ростове мы играли в ангарах, переделанных под клубы, там просто бешеная акустика. Эти концерты были оглушающе приятными», – вспоминает Ксения.
В Воронеже и других городах фанаты Noize MC танцевали под песню рок-группы Nirvana, которую солист оркестра исполнил на балалайке. До фестиваля и тура оркестр не видел тысячи людей: в филармонию физически столько не поместится. А на гастролях толпы зрителей скандировали: «Оркестр!»
«Мне очень понравился концерт в Минске. Там была добродушная публика. Они тоже скандировали «Оркестр!», постепенно ускоряясь», – улыбается Ольга.
Многие знакомые музыкантов гордятся, что они играют в коллективе, который благодаря Noize MC теперь известен на всю страну.
«Близкие гордятся тем, что мы вышли на другой уровень. А нам здорово узнать изнутри работу артистов такого уровня и самим принять участие в этом. Когда видим красивые концерты по телевизору, мы и представить не можем, сколько сил и труда вложено в них», – говорит Ксения.
В темноте
Не обошлось и без курьёзов. Концерт в Москве Иван решил начать в полной темноте, но оркестр об этом не предупредил.
«Сейчас вспоминать смешно, но в тот момент было не до смеха. Иван любит в процессе гастролей что‑то менять. По привычке он обсуждал изменения с группой, осветителями и звукорежиссёром. О том, что есть ещё целый оркестр и необходимо предупредить как минимум дирижёра, он, естественно, забыл», – рассказывает Евгений Алешников.
Когда началась первая песня, оказалось, что у всех музыкантов и у дирижёра на пультах выключен свет.
«Это была катастрофа! Оркестр играет по нотам вживую, а всё в полной тьме. Можете представить, что я пережил за эти минуты. Если бы было, куда ещё седеть, я бы поседел. После песни бегу за кулисы и высказываю всё, что думаю по этому поводу. В этот момент Иван меня представляет. Поворачивается в сторону дирижёрского пульта и видит, что дирижёра нет. Думаю, он тоже испытал лёгкий шок. Потом свет на пультах включили. Повезло, что это был четвёртый концерт и музыканты первый номер программы успели запомнить», – вспоминает дирижёр.
Именно этот концерт в Crocus City Hall Иван на своей странице «Инстаграме» назвал лучшим в своей жизни. Сейчас его можно увидеть на YouTube: в апреле Иван выложил двухчасовую запись выступления.
Кстати, музыканты рассказывают, что музыкант оставлял автографы не только для них, но даже для их родственников, друзей и знакомых.
«Он расписался мне 15 раз. Для многих автограф значим, и он никогда не отказывает в этом. Всегда выходит к фанатам, для него это часть концерта. Когда мы заканчивали, он говорил: «Это у вас всё, а у меня всё только начинается», – вспоминает Ксения.
Привет из далёкого космоса
В сентябре Иван предложил оркестру принять участие в записи одной из версий новой песни «Вояджер-1» о космическом зонде. Это не первый текст рэпера на эту тему: «Вселенная бесконечна», «На Марсе классно», «Сгораю» наполнены космическими метафорами. Фанаты шутят, что в будущем филологи будут писать дипломы на тему «Космическая тематика в творчестве Ивана Алексеева».
В «Вояджере-1» Иван поёт от имени космического аппарата, который улетел от Земли дальше всех объектов, созданных руками человека. В 1977 году «Вояджер-1» и «Вояджер-2» отправили изучать дальние планеты. После, по плану, зонды должны были отправиться к границам Солнечной системы. На случай, если зонду удастся встретить других разумных существ, к ним прикрепили золотые пластины с информацией о Земле и людях. На пластинах записаны приветствия на разных языках, изображения и звуки.
Сейчас «Вояджер-1» уже очень далеко даже от карликового Плутона. Можно только представить, как одиноко в 22 млрд км от дома. Аппарат ещё передаёт нам данные, но к 2025 году мы перестанем получать от него сигнал. «И клином сходится свет на дальней точке там позади, на самой лучшей из возможных планет», – поёт «Вояджер-1» о своей тоске по дому голосом Ивана Алексеева. Конечно же, оркестр принял предложение и начал репетировать новую песню.
«Сначала мы всегда играем под запись. Часть оркестра не слушает Noize MC, поэтому для кого‑то мелодия звучит впервые. Песня «Вояджер-1» была новой для всех. Мне кажется, это не типичная песня для Вани. С музыкальной стороны это что‑то новое. К сожалению, на записи слышно не всё, что есть в нотах. Это зависит от того, какое звучание нужно на выходе. По‑моему, вживую ещё мощнее», – делится Ксения.
Кажется, что для космической тематики хорошо подходят электронные звуки. Но на деле оказалось, что народный оркестр справляется с этим ничуть не хуже.
«Это же всё о Вселенной. Мы все её часть. Диссонанса между оркестром и этой песней не может и быть», – добавляет девушка.
Помимо песни, Иван пригласил оркестр записать небольшой концерт на Северном речном вокзале Москвы, премьера которого была 20 ноября на YouTube.
«Мне понравилась концепция концерта и все выбранные композиции. Включились в работу и уже в октябре записали. По‑моему, звучит хорошо!» – отмечает дирижёр.
Снимали видео после того, как речной вокзал закрылся – с 23:00 до 7:00.
«Было немного тяжело из‑за холода и просто хотелось спать. Музыкантов много, нужны кадры с трёх камер и квадрокоптера, поэтому приходилось играть и снимать несколько раз. Звук записывали вживую, это тоже увеличивает время», – рассказывают Ксения и Ольга.
Неожиданностью для оркестра стали тёмные очки, которые выдали уже на речном вокзале.
«Они не мешают играть, но в них ещё сильнее хотелось спать», – смеётся Ксения.
Разрыв шаблона
Не только сам Иван Алексеев, но и другие участники его группы подружились с белгородскими музыкантами и нашли с ними общий язык. Ксения и Ольга говорят, что чувствовали себя членами большой общей команды.
«Они все очень талантливые и при этом простые ребята. Хотелось бы ещё поработать с ними вместе на концертах», – делится Ольга.
«Это другие эмоции. Когда пробуешь что‑то новое, это встряхивает и даёт мотивацию творить», – добавляет Ксения.
А для Евгения Алешникова ученик – продолжатель традиций русской поэзии.
«Кто‑то причислил его творчество к рэпу, пусть будет так. Важно, что он не отрывается от корней, и, на мой взгляд, именно поэтому так близко его творчеству звучание Белгородского академического русского оркестра», – считает дирижёр.
Одно бесспорно: благодаря Noize MC много молодых людей со всей России и даже за её пределами узнали, каким современным может быть оркестр народных инструментов.
«Это разрыв шаблона. Для белгородской филармонии это сотрудничество – несомненный плюс. Согласитесь, что оркестрованные хиты звучат очень гармонично и свежо. Профессиональный оркестр универсален. Поэтому, конечно, для нас это хороший пиар. Коллаборации с популярными исполнителями демонстрируют молодёжи, что филармония смотрит вперёд, что мы не боимся экспериментов и готовы делиться классными результатами со слушателями», – подводит итог директор филармонии Светлана Боруха.
Наталья Малыхина