«Моя работа – праздник». Как белгородка совмещает работу в музыкальной школе и филармонии
-
Статья
-
Статья
Юлия Ильина рассказала журналу «ОнОнас», как стала играть на саксофоне и за что любит сцену
Вторая специальность
«В детстве у меня дома стояло фортепиано, и, как любого маленького ребёнка, меня к нему тянуло. Поэтому выбора инструмента, на котором я буду играть в музыкальной школе, передо мной не стояло. Учиться было сложно, ведь музыка занимает всё твоё свободное время. Уже после поступления в музыкальное училище я познакомилась с саксофоном, и инструмент настолько привлёк, что решила заняться и им.
Перед вступительными экзаменами я поиграла на саксофоне пару месяцев, и поэтому было страшно: большинство поступающих духовиков имели за плечами музыкальную школу. Но большое желание помогло к третьему курсу догнать всех, а кого‑то даже обойти. Так я параллельно получила два средних музыкальных образования, но когда пошёл разговор о высшем, я думала только о саксофоне».
Правильный выбор
«Порой, конечно, думаю о том, что было бы, если бы я выбрала другой инструмент. Иногда завидую флейтистам: у них лёгкий инструмент, а мне приходится ходить с чемоданом. Думаю и о том, что можно было выбрать что‑то более редкое, например гобой или фагот: они очень востребованы. Саксофонистов же, напротив, много. Но это всё только мысли и с каким‑то другим инструментом я себя просто не представляю, никогда не жалела о своем выборе.
Финансово саксофон не самый доступный инструмент (он стоит минимум 30–35 тыс. – прим. авт.), но он очень популярен из‑за романтичного образа, созданного вокруг него. В 2000-е у каждого были кассеты с лирической музыкой саксофониста Кенни Джи, а ближайшая ассоциация с саксофоном – джаз. Но классическая школа, которая была заложена во мне благодаря игре на фортепиано, сформировала мою любовь к академическому саксофону».
Интерес и удовольствие
«После училища я начала работать в музыкальной школе. Но как только появилось место в духовом оркестре, решила попробовать и сейчас параллельно играю в филармонии. Любой музыкант хочет выходить на сцену и получает от этого удовольствие. Каждый концерт – это праздник, аплодисменты и отдача от зала, это то, ради чего хочется играть и ежедневно трудиться.
Я уже 10 лет преподаю, и часто ко мне приходят по рекомендациям знакомых. Возникает ситуация, когда идут к конкретному преподавателю, а не на инструмент. Иногда это не совсем правильно, ведь главное – чтобы инструмент был выбран по душе, тогда придёт и успех в занятиях.
В своей работе стараюсь научить детей получать удовольствие от музыки и любить её. Плюс работы в музыкальной школе в том, что пока ты что‑то объясняешь детям, то находишь простые слова для сложного, облекая ощущения в слова».
Дружеский дуэт
«Первые концерты с фортепиано я играла с подругой Валентиной Яблонской ещё в институте. Человек, с которым ты выступаешь, крайне важен, ведь добиться ансамблевого единства без хороших личностных отношений сложно. На сцене филармонии мы впервые выступили онлайн во время карантина: играли авторскую музыку с национальным колоритом. Эту же программу сыграли в рамках фестиваля искусств «Музыка небесных сфер» в RivieraWellnessResort. Публике понравились ирландские, греческие, латинские мотивы.
Получив поддержку от руководства филармонии, мы подготовили программу «Другой саксофон». Её особенность в том, что она целиком состоит из классической музыки, написанной для саксофона.
Мы стремились, чтобы музыка хорошо воспринималась публикой, поэтому над выбором произведений работали очень тщательно. Я сама порой бывала на таких концертах, когда слушаешь и понимаешь, что всё это сложно и виртуозно, но за душу не цепляет.
По результатам концерта можно сказать, что программа удалась. Ярким финальным штрихом была сюита «Скарамуш» с зажигательной «Бразильерой» в финале. Одна из моих знакомых сказала, что никогда не слышала такой саксофон. И эта фраза описывает то впечатление, которое хотелось оставить нашим концертом.
Уже есть намётки для будущих программ: на саксофоне интересно звучит барочная музыка, а современная академическая пропитана джазовыми мотивами и ритмами. Также хочется показать публике жанр квартета саксофонов, в котором играют альт, сопрано, тенор и баритон».
Не расслабляться!
«Для самовыражения музыканту необходимо выступать. Когда нет цели – очень сложно заставить себя заниматься. Как только перестаёшь заниматься – теряются навык и форма, появляются волнение и скованность. Сложность профессии в том, что ты не можешь позволить себе долгий отпуск, отдых тут же отражается на качестве звучания инструмента.
Работа в оркестре подразумевает не только совместные репетиции, которые проходят у нас три раза в неделю, но и индивидуальное изучение партий.
Сольные выступления двигают тебя вперёд и развивают. Порой, когда учишь новые произведения, встречаются трудности, с которыми ранее не сталкивался. Например, сейчас учу произведение Пьяццоллы, в котором ярко звучит «ре» в 4-й октаве. Для саксофона это непросто, и над такими нюансами необходимо работать неделями, если не больше. Но это нормально – если хочется играть что‑то виртуозное, необычное, то нужно время и труд. Музыка – это тоже работа».
Работа = хобби
«Моя работа занимает вторую половину дня, поэтому домой прихожу поздно, но муж меня понимает и поддерживает. По воскресеньям, если нет концерта, у меня выходной, который я обязательно провожу с семьёй.
Уже три года я играю в большой теннис, который даёт и физическую нагрузку, и смену деятельности. Игра парная, поэтому прогулять тренировку не получится – без тебя просто игра не состоится.
Но главное хобби музыкантов – это работа, ведь у нас она любимая».
Записала Наталья Малыхина