В белгородском театре кукол состоялась премьера спектакля «Говорит Ленинград»
-
Новость
-
Новость
Первый показ спектакля для взрослых по произведениям поэтессы Ольги Берггольц прошёл 30 октября. Хроники блокады на белгородской сцене поставил режиссёр из Витебска Михаил Климчук.
Как рассказала художественный руководитель театра, заслуженный работник культуры Республики Саха (Якутия) Наталья Репина, премьеру готовили больше года, искали сценариста и режиссёра-постановщика. Им стал Михаил Климчук – режиссёр Белорусского театра «Лялька», поставивший в Белгороде спектакль для уличного театра кукол «Комедию о Петрушке».
«Есть много фильмов, спектаклей о войне, где фронт показывают, бои, солдат… А поговорить о том, что происходило в городе, когда шла война, как люди выживали, мне показалось очень интересным. Поэтому взялся за такой спектакль», – объяснил Климчук.
Писатель Даниил Гранин назвал поэтессу, прозаика и журналиста Ольгу Берггольц «символом блокады». Вместить всё, что пережила писательница, прочувствовала в блокадном Ленинграде, а потом описала в дневнике, в часовой спектакль оказалось непросто. Инсценировку по мотивам её произведений написала молодой драматург из Белоруссии Ольга Прусак.
«Так сложилось, что у нас в театре в Витебске есть Ольга Прусак. Она входит в пятёрку лучших драматургов Белоруссии. Я попросил, чтобы она почитала [произведения Берггольц] и написала пьесу, – рассказал Климчук. – Мы долго с ней обсуждали, а потом взяли за основу прямую линию радиокомитета, который не прерывал вещания в блокаду и постоянно транслировал передачи. Эту линию мы перебиваем сценами из жизни города».
По словам Натальи Репиной, работа над пьесой заняла у Прусак более полугода. Худрук отметила: белгородский театр ежегодно берётся за эксклюзивные работы – спектакли, которые не ставились раньше в других. Так вышло и с постановкой «Говорит Ленинград». Сдать спектакль хотели в мае – перед Днём Победы. Но помешала пандемия коронавируса.
«Я очень волнуюсь, вынося на суд зрителей этот спектакль. Актёры молодые, есть только-только окончившие учебные заведения. Я, когда смотрела прогон, села в первом ряду, чтобы увидеть их лица: понимают ли они, о чём идёт разговор. Они много готовились, и эти роли, как костяк, будут обрастать, актёры будут что‑то искать в них новое. Они тоже волнуются, виден нерв. Тема такая – невозможно не волноваться», – рассказала Наталья Репина.
Над спектаклем работала художник-постановщик из Витебска Софья Шахновская. На сцене – редакция Ленинградского радио и её сотрудники: диктор Ольга Берггольц, как позднее её назовут «муза блокадная» (Виктория Швецова), чтец на радио, актёр Шура (Максим Гольянов), худрук Бабушкин (Павел Роднин). Время от времени появляются жители блокадного города – куклы. Они получились, как характеризует их Михаил Климчук, «мрачные, но в то же время красивые»: худые, вытянутые, окостенелые, с пустыми глазницами.
В одинаковых условиях голода одни не теряют человеческого достоинства, у других он затмевает все чувства, стыд и совесть. А ленинградское радио работает в круглосуточном режиме. И каждый день в установленное время звучат слова Ольги Берггольц: «Говорит Ленинград!» Диктор Шура от голода погибнет, Бабушкин пропадёт на фронте в 1944-м, Берггольц переживёт войну и напишет потом знаменитое: «Никто не забыт, ничто не забыто».
Виктория Швецова, исполнительница роли Берггольц, рассказала: в премьерном спектакле ей, актёру-кукловоду, пришлось примерить амплуа драматической актрисы.
«Такой роли у меня никогда не было – это другие ощущения и чувства. Я поняла, что могу больше дать зрителю и больше взять от зрителя. Читала и сам дневник Берггольц, и её «Дневные звёзды». Тяжело к себе это присоединять, чтобы прожить её жизнь. Вообще ей было 30 с небольшим, когда началась блокада – я недалеко от неё ушла. Я стараюсь не заплакать на сцене, глотаю слёзы, чтобы сдержаться. Я не должна плакать, зритель должен плакать», – поделилась Виктория.
Все, кто не успел на премьерный показ спектакля, смогут увидеть его 5 ноября в 16:00. Постановка рассчитана на зрителей старше 12 лет.
Оксана Придворева