«Пусть называют как угодно». Как граффитист Миша Мак проявляет свою творческую свободу
Что художник из Новосибирска делал в Белгороде
-
Статья
-
Статья
Если, идя по Белгороду, в районе скульптуры дворника свернуть во двор одной из двухэтажек, можно увидеть её: уютную скамейку, расписанную яркими необычными узорами. Их автор – Миша Мак.
Он путешествует по России в компании своей новоиспечённой супруги Яны и собаки Бони, оставляя на пути своего следования узнаваемые творческие этюды. Журнал «ОнОнас» поговорил с Мишей о вдохновении, любви и путешествиях.
— Как ты стал граффити-художником?
— Я родом с Кузбасса. Мои родители архитекторы, и я решил пойти по их стопам. Занимался у мамы в творческой студии для детей, а дальше стал развиваться в этом направлении: в 2003 году переехал в Новосибирск и пошёл учиться на архитектора. В то время в городе активно зарождались субкультурные движения – хип-хоп, брейк-данс, скейтбординг, другие стрит-направления, и меня затянуло в граффити. Попал в тусовку единомышленников, вместе стали творить.
— Твой стиль прозвали сибирской хохломой. Как он появился?
— Долгое время я увлекался традиционной американской татуировкой, в какой‑то момент мне захотелось выйти за границы одного жанра, сделать что‑то большее, уникальное, чего не делает никто. Например, есть американский олдскул, в нём есть узнаваемые образы, в граффити то же самое: есть повторяющиеся персонажи, никнеймы, шрифты. Я решил начать с того, что придумаю свою концепцию – паттерны со стабильно узнаваемыми символами, но сделаю это по‑сибирски и переработаю визуальную эстетику народного творчества. Первыми появились избушка, ЛЭП, шишка, медведь, ёлка.
— А как ты относишься к народному прозвищу твоего авторского жанра?
— Я называю свой стиль фолк-ренессансом. Раньше не задумывался над названием, просто продолжал развиваться, участвовал в различных выставках и проектах. Однажды мой эскиз занял второе место на одном из столичных конкурсов, я отправился в Санкт-Петербург увидеть воплощение своей идеи живьём. Вышло небольшое турне: проехал через Екатеринбург, Москву, Казань и, пока был в дороге, всё время встречал минималистичную палитру – красный, золотой, чёрный. Мне показалось это каким‑то благородным сочетанием, на тот момент не возникало ассоциаций с хохломой. К примеру, в Казани меня впечатлила карета Екатерины II, я подумал: «Вот это тачка!» Музейные элементы были в таких же оттенках, я почувствовал в этом какую‑то рыцарскую историю и добавил своим образам эту палитру. Тогда впервые и услышал интерпретацию «граффити-хохлома». Я подумал: а почему нет? Если у людей есть отклик – ладно. Я проявляю свою творческую свободу, а называют пусть как угодно.
— Ты попал в Белгород в рамках проекта «Удачный трип». Он о чём?
— О России, о творческом пути от вод Невы до Байкала. Про загородную культуру нашей страны, про традиции и изучение дачной архитектуры. Мы едем по России, знакомимся с русским зодчеством, оставляем всюду след в виде рисунков. Это первое наше большое путешествие своим ходом на машине, так что мы просто делимся своим творчеством, стилем, создаём видеоархив происходящего вокруг, ищем приключения на родных просторах. То есть мы живём творчеством и смотрим, куда оно нас приведёт.
— Как так вышло, что проект «Удачный трип» стал вашим с Яной свадебным путешествием?
— У нас была нетрадиционная свадьба-онлайн во время карантина: Яна была на Бали, а я в Питере, поэтому наша встреча после разлуки вылилась в совместную поездку. Решили посмотреть крутые места, пообщаться с интересными ребятами, затем побывать на море и, наконец, финальная точка – Байкал. Я уже бывал там, а вот для Яны это будет впервые.
— Случалось ли так, что твои работы закрашивали, и как ты это воспринимал?
— Конечно! Я к этому легко отношусь, это улица, и здесь каждый день что‑то происходит: появляется и исчезает. Хотя приятно, когда твоё творение живёт долго. В Новосибирске прямо сейчас в стене, на которой изображена моя работа, рубят проход для крафтового паба. Мне хотелось бы, чтобы эта работа существовала и вписалась в дизайн нового места. Посмотрим, что получится, а пока что я слежу за этим в социальных сетях.
— Что вдохновляет тебя на создание новых образов и объектов?
— Меня вдохновляет природа, я много путешествую, поэтому получаю максимум впечатлений от новых мест, новых людей в них, городов и окружения. Причём привлекают совершенно разные вещи: от необычных и маленьких строений в пригородах до больших сооружений, которые попадаются на дороге, – я стараюсь запоминать цвета и текстуры. Особенно это касается всего, что за чертой города. Мне нравится наблюдать за естественными изменениями: материалы меняют цвет и фактуру под действием времени, я всегда отталкиваюсь от среды вокруг – это, пожалуй, один из стабильных источников вдохновения.
— Удалось ли прогуляться по Белгороду?
— Честно говоря, нет. Почти всё время я провёл за городом. Нас пригласил в гости мой друг, его дачу в Белгородской области я решил расписать. Он же познакомил меня с ребятами, благодаря которым я преобразовал лавочку в центре города, где теперь можно отдохнуть и перекусить.
— Многие считают, что граффити не для заработка, это заблуждение? Как монетизировать стрит-арт?
— У меня нет никакой другой работы. Я рисую, я этим живу, делаю эскизы, татуировки и росписи на заказ. По сути, человек видит готовое произведение без предыстории о затраченных ресурсах, вообще‑то он и не должен что‑то знать, его задача – просто кайфовать от визуала. Монетизация и востребованность – это уже история про ремесло: делай классно, и тебе будут писать, просить нарисовать что‑нибудь.
О своих путешествиях Миша Мак рассказывает в своём аккаунте в «Инстаграме». За ним очень интересно наблюдать, особенно за экскурсиями по дачным угодьям.
Людмила Матрёнина