52 работы русских художников привезла в Белгород Тверская картинная галерея
![52 работы русских художников привезла в Белгород Тверская картинная галерея 52 работы русских художников привезла в Белгород Тверская картинная галерея](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/e6/56/e6560dee-44d6-4227-a207-17c31b95949e/img_20200828_162036.jpg__750x415_q75_crop-True_subject_location-500%2C328_subsampling-2_upscale.jpg)
-
Новость
-
Новость
Живопись и графика Маковского, Перова, Венецианова и других мастеров представлены на выставке «Образы провинциальной России» в художественном музее.
Открывшаяся 28 августа выставка стала уже четвёртым совместным проектом с нашим музеем.
«Несмотря на трудности, связанные с пандемией, учреждения культуры вновь принимают посетителей в своих стенах, – отметила на открытии замначальника областного управления культуры Светлана Горбатовская. – Это происходит благодаря слаженной работе наших коллективов и тому, что посетитель искренне нас любит и готов к новым встречам».
Экспозицию организовали в рамках нацпроекта «Культура», который предусматривает обмен показами собраний региональных музеев. Ознакомившись с коллекцией одного из старейших и крупнейших художественных музеев страны в Твери, белгородские музейные сотрудники решили собрать выставку, посвящённую провинциальной России.
«Белгородцам сегодня представили 52 произведения русской живописи и графики XVIII–XIX веков, – рассказала «БелПрессе» куратор выставки Юлия Домонова. – Тематика включила несколько блоков: дворянство, купечество, крестьянство. Из жанров – портреты, пейзажи, сюжетно-тематические картины. Они рассказывают о неспешном течении жизни российских городов того времени, особенностях формирования усадебных картинных галерей, развитии портретной живописи».
![Фото: Олег Гончаренко 52 работы русских художников привезла в Белгород Тверская картинная галерея - Изображение 1](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/8b/09/8b099438-9631-48e2-9f96-9528d70d7af7/img_20200828_161950.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Фото: Олег Гончаренко 52 работы русских художников привезла в Белгород Тверская картинная галерея - Изображение 2](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/cd/4a/cd4a2b2e-739a-4ec2-8545-35769844be87/img_20200828_161632.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Карл-Петер Мазер. «Праздник в деревне в Тульской губернии» / Фото: Олег Гончаренко Карл-Петер Мазер. «Праздник в деревне в Тульской губернии»](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/4c/4c/4c4c3fd6-ca52-4764-88bc-72356d5d62a5/karl-peter_mazer_prazdnik_v_derevne_tulskoi_gubernii_1857_g.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
Портреты и рисунок вошли в моду провинциальных семейных домов в конце XVIII – первой половине XIX веков. На выставке собраны полотна не только классиков русского искусства. Большую часть экспозиции заняли работы неизвестных художников – её открывает череда портретов членов семьи Баль, написанных в 1780-х годах.
«Не у всех была возможность обратиться к дорогим столичным живописцам, – пояснила куратор. – Поэтому обращались к неизвестным провинциалам, начинающим. Здесь очень хорошо видна история развития русской живописи – на портретах членов семьи Баль заметны проблемы с анатомией, но их авторы явно были знакомы с европейской школой и пытались ей подражать».
Мастерство губернских живописцев со временем росло. Появлялись самобытность и достойный художественный уровень. Расширялась тематика – мода на портреты проникла в среду купечества. Изображая купцов, живописцы делали акцент на благообразности, волевом выражении лица, бороде как социальном символе. Купчих рисовали нарядными, передавали идеал купеческой жены: благовоспитанной, респектабельной, уважающей патриархальность.
Заказчики русского дворянского портрета желали передать посредством полотна свой внутренний мир, духовную жизнь, движение чувств. Так, женщины были задумчивы и мечтательны («Портрет молодой женщины», «Портрет Путятиной»). Ряд произведений в экспозиции посвящены семейным ценностям и материнской любви («Портрет княгини Юлии Фёдоровны Куракиной, жены художника, с четырьмя детьми», «Семейный портрет»).
![Фото: Олег Гончаренко 52 работы русских художников привезла в Белгород Тверская картинная галерея - Изображение 1](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/a0/b1/a0b12bc1-0c75-48e5-9191-308fea597e2c/img_20200828_162435.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Неизвестный художник. «Портреты членов семьи Баль» / Фото: Олег Гончаренко Неизвестный художник. «Портреты членов семьи Баль»](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/5b/e2/5be237ff-543a-46e1-8ec3-07f7c7a082c8/neizvestnyi_khudozhnik_portrety_chlenov_semi_bal.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Фото: Олег Гончаренко 52 работы русских художников привезла в Белгород Тверская картинная галерея - Изображение 3](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/4d/3e/4d3e991b-cb40-41d6-b14d-e210154ce746/img_20200828_162819.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
![Иван Творожников. «Продавец образцов» и «Старушка» / Фото: Олег Гончаренко Иван Творожников. «Продавец образцов» и «Старушка»](/media/filer_public_thumbnails/filer_public/a9/c6/a9c65469-8a83-49e7-9bc3-8f4f0749d856/ivan_tvorozhnikov_prodavets_obraztsov_i_starushka.jpg__650x486_q75_subsampling-2_upscale.jpg)
«С начала XIX века на картинах русских художников стали появляться крестьяне, – уточнила Юлия Домонова. – Ранее их почти не изображали, этому мешал культурный разрыв между высшими и низшими слоями общества, нежелание дворян – заказчиков произведений искусства – видеть на полотнах крестьян как главных героев сюжета».
Алексей Венецианов работал в своём имении. Он изображал собственных крепостных в романтичном русле. Вместо изнурительного труда показывал минуты расслабленности («Крестьянка, расчёсывающая лён»).
Художник Иван Творожников сам родился в крестьянской семье. На его картинах – простые люди и судьбы. Бывая на своей родине, в деревне Жуково нынешней Тверской области, Творожников много рисовал своих земляков («Старушка», «Продавец образков»).
Кроме портретов, в экспозицию вошли усадебные, провинциальные пейзажи («Васильевск», «Воскресенск», «Вид города Ржева») и жанровые сцены («Посещение бедных», «Праздник в деревне Тульской области», «У деревенского художника»).
Выставка открыта до 4 октября.
Олег Гончаренко