«Легенда приезжает». Кого Борислав Струлёв пригласил в Белгород на свой фестиваль
29 февраля в белгородской филармонии открыли IX Международный фестиваль BelgorodMusicFest 2020 «Борислав Струлёв и друзья»
-
Статья
-
Статья
Какие музыканты открыли музыкальный праздник и кого белгородская публика может увидеть в другие дни – в обзоре «БелПрессы».
Филармония открыла двери
Если у Стругацких понедельник начинался в субботу, то музыкальный фестиваль «Борислав Струлёв и друзья» в белгородской филармонии, как всегда, начался за несколько дней до официального открытия. Съехавшиеся в Белгород из США, Австрии, Японии музыканты и художники дали мастер-классы местным студентам, устроили арт-перформанс и пообщались с журналистами.
Забегая вперёд скажем: открытие фестиваля, как и пообещал заранее его арт-директор, виолончелист Борислав Струлёв, было буквально перенасыщено музыкой. Вместе с симфоническим оркестром под управлением Дмитрия Филатова сыграл израильско-американский кларнетист Александр Фитерштейн. По просьбе Струлёва он объединил в одном концерте сочинения Моцарта и джазового кларнетиста Арти Шоу. Под занавес вечера вышел на сцену тенор из Вены Хесус Леон. Он выступает в лучших оперных залах мира и после концерта в Белгороде улетел в Лондон, чтобы спеть в Королевском Альберт-холле.
А за день до открытия, 28 февраля, в атриуме филармонии творил вместе с другими участниками фестиваля творческий и семейный дуэт художников Валеры и Наташи Черкашиных – давних знакомых Борислава Струлёва. Они авангардные, концептуальные и всегда впереди, говорит о своих друзьях арт-директор фестиваля.
У них были четыре холста, акриловая краска, теннисные мячи, музыканты-гости и директор филармонии Светлана Боруха в помощниках. На глазах у немногочисленных зрителей за считанные минуты родились четыре образца современной живописи.
Одну из картин передали в Белгородский художественный музей, вторую продали на аукционе, который провели 29 февраля. За 10 тысяч рублей её купила Светлана Боруха. Памятная работа останется в филармонии, а деньги перечислят в благотворительный фонд «Святое Белогорье против детского рака».
Тогда же в холле филармонии открыли выставку художников. Посетить её может любой горожанин.
«Фестиваль открыл двери филармонии в прямом смысле. На время фестиваля филармония будет открыта для всех желающих посетить выставку Валеры и Наташи Черкашиных с 12:00 до 16:00», – говорит её директор.
Сямисэн и сякухати
Настоящую русско-японскую феерию на концерте устроил дуэт HIDExHIDE – музыканты, играющие на традиционных для Страны восходящего солнца сямисэне и сякухати. За короткое время японским музыкантом удалось сыграться с двумя филармоническими коллективами – симфоническим оркестром и камерным оркестром Mezzo Music Натальи Боровик. Кроме народной японской музыки и авторских произведений музыкантов Хидэки Исигаки и Хидэки Оноуэ, они исполнили музыку Микаэла Таривердиева и даже «Очи чёрные».
В дуэт HIDExHIDE два Хидэки объединились в 2006 году. Хидэки Оноуэ играет на сямисэне – трёхструнной лютне с длинным грифом. Хидэки Исигаки – на сякухати, продольной бамбуковой флейте с пятью отверстиями. Они оба – потомственные музыканты. На сямисэне играла мама Оноуэ, отец Исигаки был известным в Японии исполнителем на сякухати.
Видео Олега Гончаренко
За два дня до выступления в областном центре они вылетели из Токио, спустя 10 часов приземлились в Москве, потом сели в поезд, следующий в Белгород. Для дуэта концерт в белгородской филармонии стал 21-м приездом в Россию.
— Насколько сегодня популярны сямисэн и сякухати в Японии? – спросили мы у музыкантов до концерта.
– Сами по себе эти инструменты в Японии очень популярны. Но в последнее время мастера, которые изготавливают их, испытывают некоторые сложности с новыми заказами, и количество таких мастеров очень уменьшаются.
– Когда вы знакомите российского слушателя со своими инструментами, как они на них реагируют?
– Они внимательно слушают музыку и серьёзно относятся к нашему творчеству. И они очень щедры на положительные эмоции, если нравится то, что они слышат. А если какой‑то номер вызвал недоумение, они тоже очень откровенны в своих реакциях. Для нас очень хорошо иметь такую ярко выраженную обратную связь, и мы благодарны российским зрителям и за внимание, и за эти откровенные эмоции.
Хидэки Оноуэ рассказывает: у его инструмента всего три струны (дословно его название так и переводится), и сама собой напрашивается аналогия с русской балалайкой. Сямисэн можно назвать её родственником.
А Хидэки Исинаки добавляет:
«Среди русских национальных инструментов мне не встречался такой, который мне показался бы похожим на сякухати – мою бамбуковую флейту. Но мне доводилось выступать в России вместе с музыкантом из Армении, который играл на дудуке. И мне кажется, что тембр звучания и звукоизвлечение дудука и сякухати могут быть похожи».
С музыкой Микаэла Таривердиева дуэт связывает интересная 11-летняя история. В конце нулевых их познакомили с Верой Таривердиевой, хранительницей музыкального наследия советского композитора. Тогда и родилась идея представить написанное им на понятном японцам музыкальном языке – с помощью традиционных инструментов. Музыканты записали свой первый альбом аранжировок, которые получил хорошие отзывы и в Японии, и в России.
С восторгом приняли и в Белгороде их исполнение популярной мелодии «На Тихорецкую состав отправится» из «Иронии судьбы…» и хрестоматийную «Песню о далёкой родине». Поднятые вверх смартфоны в зале было сложно даже сосчитать, наверняка видео выступления HIDExHIDE на фестивале уже разошлось по соцсетям.
«Международный как никогда»
Второй фестивальный день, 4 марта, пройдёт на стыке театра и музыки. В большом зале филармонии музыкально-комедийный спектакль DUEL.Opus 3 разыграет почти без слов парижский ShowDuet – виолончелист Лоран Цираде и пианистка Натали Мираветт.
«Этот уникальный парижский театр, который находится на улице Шанз-Элизе в Париже, приезжает к нам. Билеты всё ещё остались. Оставаться они не должны», – говорит арт-директор фестиваля Борислав Струлёв.
5 марта белгородцев приглашают (а вернее сказать, уже пригласили, потому что билетов в кассе нет) на ещё один спектакль. Уже знакомая поклонникам фестиваля Мастерская театральных ремёсел Андрея Щукина привезёт в Белгород «Бесплодные усилия любви» – музыкально-драматический спектакль по комедии Уильяма Шекспира. Специально для поклонников телешоу «Голос» на Первом канале расскажем: в нём занят победитель восьмого сезона проекта Аскер Бербеков.
6 и 7 марта в филармонии деловая программа фестиваля – III форум Media+Music. А ещё вечером 6 марта всех желающих пригласят на показ фильма Александра Сокурова «Элегия жизни. Вишневская и Ростропович». Вход на него – по бесплатным и пока ещё доступным на сайте филармонии билетам.
Закроет фестиваль вечером 7 марта Эмир Кустурица. Прославленный режиссёр с Балканского полуострова, обладатель двух «Золотых пальмовых ветвей» Каннского кинофестиваля приедет в Белгород как гитарист вместе со своим The No Smoking Orchestra.
«На Кустурицу ни одного билета нет, – говорит Борислав Струлёв. – Легенда, слава Богу, приезжает. Конечно, сенсация: из Белграда в Белгород».
Он объясняет: одна из задач фестиваля – привозить в Белгород исполнителей, которых сюда раньше не приглашали, и знакомить с ними публику. А Эмира Кустурицу и его группу вряд ли кто‑то из белгородцев раньше слышал вживую. Поэтому билеты на концерт-закрытие фестиваля, по наблюдениям горожан, раскупили буквально за полдня. Вечер с балканскими, турецкими и цыганскими мотивами их счастливым обладателям обеспечен.
А вообще Струлёв называет девятый BelgorodMusicFest «как никогда международным фестивалем». И коротко резюмирует:
«Вы знаете, что за восемь лет каждый фестиваль краше предыдущего. Этот, девятый, лучше, чем все до него».
BelgorodMusicFest 2020 «Борислав Струлёв и друзья» проходит при поддержке Фонда развития классического музыкального искусства в Белгородской области
Оксана Придворева