«БелПресса» составила топ-5 вдохновляющих фильмов о еде.
«Джули и Джулия: готовим счастье по рецепту» (2009), режиссёр Нора Эфрон
Героиня Мэрил Стрип, сыгравшая в этой ленте Джулию Чайлд – автора одной из лучших поварских книг, за обедом в ресторане с мужем ела рыбу. На вопрос супруга, что она любит больше всего, Джулия ответила: «Есть!»
Это мы к тому, что читателям «БелПрессы» вовсе необязательно увлекаться готовкой, чтобы найти повод и хоть раз посмотреть этот фильм. Вам сюда, если любите вкусно поесть! А если любите поесть и это кино уже смотрели (что наверняка) – вместе с нами вспомните три правила французской кулинарии:
- Масло;
- Масло;
- Масло!
Эта фраза принадлежит уже другой героине фильма, Джули – девушке, которая во что бы то ни стало решается приготовить за 365 дней все 524 рецепта из кулинарного сборника своего кумира Джулии Чайлд. А это серьёзно, ведь ей предстоит не только испечь безобидный шоколадно-грушевый пирог, но и «разделать утку и вынуть из неё костяк», а ещё «зверски убить и расчленить ракообразное». Чтобы не сойти с дистанции, Джули пишет о своих танцах с бубнами и ножом в блоге.
Цитировать эту ленту можно постоянно. Наслаждаться красивой картинкой – все два часа её хронометража. И столько же хотеть есть, даже если вы только что приговорили первое, второе и компот. А в итоге, мы уверены в этом на 99 %, вы, как и Джули, окажетесь на кухне и захотите приготовить шедевр французской кулинарии – знаменитый бёф бургиньон.
«Пряности и страсти» (2014), режиссёр Лассе Халльстрём
Прованс. Ресторан «Плакучая ива» со звездой Мишлен в маленьком городке. Мэра здесь можно застать чаще, чем в мэрии. Министру подают голубей с трюфелями. А владелица заведения мадам Малори мечтает заполучить вторую звезду. Она не устраивает собеседований, принимая поваров на работу, она просит их приготовить для неё омлет.
Однажды прямо напротив «Ивы» семья индийцев открывает семейное местечко «Дворец Мумбаи». Разве стоит именитому ресторану опасаться за свою популярность? Ну чем могут удивить в индийской забегаловке французов, избалованных гастрономическими изысками? Приправой карри?
Сомнения зрителя на этот счёт исчезают столь же быстро, как самодовольная ухмылка с лица мадам.
«Это горячо, остро и свежо одновременно!» – говорит француженка про омлет Хассана с кухни через дорогу.
Жаль, мишленовские звёзды присваивают только ресторанам, а не картинкам блюд на экране. За эту яичницу, честное слово, хочется продать душу. А закуски, которыми су-шеф «Плакучей ивы» Маргарет угощает семью индийцев, вообще представляются чем‑то божественным: зритель, кажется, чувствует аромат больших спелых томатов, слышит хруст свежего хлеба и глотает слюнки, глядя на ломтики сыра, – всё это в кадре выглядит лучшей едой на земле.
Так что лицам, не достигшим полного насыщения за обедом, смотреть «Пряности и страсти» запрещается. А девушкам следует быть осторожными: очень уж легко очароваться симпатичным и таким талантливым Хассаном. По крайней мере, Маргарет не устояла.
Он – шеф, то есть мастер. Она – Маргарет, по‑русски будет Маргарита. Милое совпадение.
«Рататуй» (2007), режиссёры Брэд Бёрд, Ян Пинкава
Этот фильм достоин попадания в рейтинг хотя бы потому, что он анимационный. И ещё у него совершенно неслучайно есть Оскар и место в топ-250 лучших фильмов от «Кинопоиска». И главное – «Рататуй» вкусный. Это его создатели научили нас есть сыр с виноградом, оттенять грибы шафраном и открыли, собственно, сам рататуй – незамысловатое блюдо из запечённых кабачков, баклажанов и перцев, способное покорить самых строгих ресторанных критиков. И главный его секрет вовсе не в овощах и не в щепотке прованских трав, а в отчётливом послевкусии воспоминаний из детства, когда не было никакой высокой кухни и готовила мама.
Если думаете, что не способны на кулинарные этюды, если у вас даже макароны пригорают и перевариваются, посмотрите на главного героя. В мультфильме кухней заправляет… крысёнок Реми. Мини-шеф смешивает вкусы и получает новые, делает будничные блюда особенными, идёт против семьи, которая не очень‑то разборчива в еде (ну где вы видели крыс-гурманов?).
Рабочее место Реми – под колпаком уборщика ресторана, юноши Лингвини. Именно его руками он творит. Вы ещё сомневаетесь? Готовить может каждый!
На этом месте вы должны были как минимум проголодаться. А ещё лучше – вооружиться ножом и достать тетрадку семейных рецептов. Может, это бабушкины пирожки или фирменный мамин салат. И пусть, опустошая тарелку, ваши кулинарные критики вспомнят о доме.
«Анонимные романтики» (2010), режиссёр Жан-Пьер Амери
— Все думают, что шоколад – это сладость. В то время как главное в нём это…
— Горечь! Горечь – то, что отличает шоколад от сладостей.
— Вы нам подходите!
Эта сладкая история с лёгкой горчинкой происходит на шоколадной фабрике – сюда принимают на работу молодую симпатичную Анжелику. Она думает, что на роль шоколадницы, ведь это дело всей её жизни. Но оказывается – торговым представителем, а менеджер она никудышный, бездарный, худший на свете. Просто потому, что Анжелика слишком застенчива и падает в обморок даже от приветствия. Раньше она делала шоколад у себя дома, «тайно, анонимно – настоящее счастье», и его знали во всей Франции, а теперь ей придётся его продавать.
Нажмите паузу и включите любой канал – отовсюду, сверкая ножами и отпуская колкости, готовят и учат делать бизнес напористые, самоуверенные и эксцентричные шефы. Как будто шеф-повар не может быть интровертом или просто скромнягой. А главные герои этой мелодрамы не просто скромные. Они безнадёжно нерешительны и этим прекрасны.
Хотя прекрасно здесь всё: мягкая цветовая палитра, которая подчёркивает прозрачность кожи и рыжину волос мадмуазель в бледно-зелёном пальто, французские лепечуще-ласкательные песни, затейливые диалоги и, конечно, его величество Шоколад.
— Когда он попадает в рот, он трётся об язык. Он его ласкает…
— Сначала вкус сдерживает себя, а потом раскрывается.
— Сладко-горький…
— Нежный…
А ещё «Анонимные романтики» жутко романтичны. В эту порцию шоколада создатели добавили изрядную партию любовных приключений – а французы знают толк в любви.
«Шоколад» (2000), режиссёр Лассе Халльстрём
До полного гастрономического изнеможения вас доведёт ещё одна мелодрама про шоколад. С вином и зелёным чаем, с лепестками роз и фиалки, с перцем и солью, горький, молочный и белый, горячий и плитками, конфетами и крошкой в бисквите, в фольге и на бумажных блюдечках, фигурный и кубиками – выбрать один просто невозможно. Зато хозяйка шоколадницы Виенн точно угадывает вкусы гостей. Одному, чтобы проснуться, нужно выпить чашку какао, а другому проглотить кусочек бодрящего печенья, чтобы как раз не уснуть под боком у супруги.
Свободолюбивая, открытая и яркая Виенн, которая к тому же ещё и не ходит в церковь, предлагает посетителям испытать новое удовольствие. И хотя она имеет в виду только шоколад, это чересчур смело для маленького городка. Чего ждать от женщины, которая соблазняет греховными сладостями в пост?!
Так шоколадная история становится терпкой, острой и порой даже солоноватой, но при этом всегда остаётся съедобной: когда главному антагонисту хочется отвесить оплеуху, это хороший знак. А потом в картине появится цыган Ру с гитарой (поклонники Джонни Деппа, встрепенитесь!), но это не для приторной сладости финала – это для гармонии вкуса.
Татьяна Жулькина