«Слава колоколам!» Как прошёл концерт карильонной музыки в Старом Осколе
«БелПресса» записала впечатления исполнителей и слушателей II Международного фестиваля «Белгородский звон»
-
Статья
-
Статья
«Белгородский звон» открылся в парке Победы областного центра 8 июня, на следующий день концерты прошли в Вейделевке и Ровеньках, а 10 июня их услышали губкинцы и старооскольцы.
«Колокола под открытым небом»
Карильонные концерты всегда вызывают большой интерес у белгородской публики. В этот раз в них участвуют зарубежные музыканты из Бельгии, Германии и Литвы.
«Сегодня после концерта в Губкине к нам подходили люди и спрашивали: а где вы будете в Старом Осколе? То есть люди послушали нас там и собирались приехать сюда», – не без удовольствия заметила музыкант из Москвы Олеся Ростовская.
И в Старом Осколе Театральная площадь заполнилась народом ещё задолго до начала концерта. Люди из ближних кварталов приходили с табуретками и скамеечками. Кто‑то располагался на ступеньках ротонды, парапетах сквера, но большинство ожидали стоя.
Вера и Владимир Рог пришли сюда уже второй день подряд:
«Живём рядом, мы ещё вчера были здесь: ошиблись с датой, а сегодня попали точно», – с улыбкой объяснил Владимир.
«Белгородский карильон слышим первый раз. И знаете, на этом месте церкви стояли с колоколами, духовное училище было, теперь театр. Послушать колокола под открытым небом в таком прекрасном месте – это удивительно», – считает Вера.
Музыканты перед концертом отдыхали, настраивались в одном из помещений театра. Йозеф Хаазен из бельгийского Мехелена – его называют главным карильонистом Европы – дремал, устроившись на трёх составных стульях, сняв туфли и прикрывшись кепкой.
Олеся Ростовская рассказала, что Йозеф Хаазен много лет был руководителем карильонной школы в Мехелене, где сейчас он почётный директор. Там главный карильон весит 40 тонн, он считается тяжёлым. Старший из нынешних русских карильонов, который находится в Санкт-Петербурге в Петропавловской крепости, весит 25 тонн, из них бронзы – 15 тонн. Он считается средним инструментом. А белгородский карильон маленький, всего 4 тонны.
«Но белгородский карильон мобильный. Таких инструментов в мире, может, всего полтора десятка, которые путешествуют на карильономобилях, – подчеркнула москвичка. – Обычно карильон играет на открытом воздухе: это такая мировая традиция, карильонной культуре больше 500 лет. Как правило, инструменты стоят в городах в самой высокой башне – либо в колокольне церкви, либо в башне ратуши, чтобы звук колоколов окутывал весь город».
Наглядно послушать и увидеть
Первыми божественные звуки из карильона извлекли супруги Георг Вагнер и Ариан Тоффель. Они приехали к нам из немецкого Бонна, родины Людвига ван Бетховена. Организатор фестиваля – Тимур Халиуллин, – представляя музыкантов, отметил, что Бонн – обладатель замечательного карильона в 62 колокола, он установлен на ратуше, а Георг Вагнер – главный карильонист города.
Супруги вместе и по отдельности исполнили несколько классических произведений и пьес, специально написанных для них немецкими композиторами.
Георг впервые участвовал в белгородском фестивале:
«О, мы получили много новых впечатлений! Всё очень хорошо организовано, условия прекрасные. Сам карильон звучит хорошо, мы испытали большое удовольствие, играя на нём. А жара, погода? Погода как летом в Германии».
Оказалось, что Йозеф Хаазен очень хорошо говорит по‑русски. Выходя на сцену, он поприветствовал публику:
«Дорогие друзья, привет вам из Бельгии, где очень много карильонов – 135, почти в каждом городе. Слава колоколам!»
Одно из произведений, исполненных им, – песня «Улетай на крыльях ветра» из оперы Александра Бородина «Князь Игорь». Оно хорошо знакомо старооскольцам.
«У вас я второй раз. Люди встречают очень сердечно, очень любезная публика. Инструмент хорошо звучит, и, когда музыкант хорошо играет, очень приятно. Я больше 30 лет преподавал в Бельгии, сейчас уже 16 лет в Санкт-Петербурге. Играю гораздо больше, если не ошибаюсь, уже 62 года», – признался Йозеф Хаазен.
По его словам, в мире карильонов около тысячи, и всё больший интерес к этому инструменту проявляет молодёжь:
«В нашем университете им. Глинки есть факультет искусств, где студенты изучают игру на органе, клавесине и карильоне. У нас каждый год 25 студентов».
Хаазен играет ещё на фортепиано – это, говорит он, база для всех инструментов, – на скрипке, органе, немножко на гармошке по праздникам и на трубе:
«Бужу соседей, чтобы они по утрам долго не спали, – пошутил бельгиец. – Всё‑таки настоящий музыкант должен уметь играть на нескольких инструментах. А откуда у меня русский? Это зависит от погоды, – улыбнулся Хаазен, – у вас очень хорошая погода, поэтому лучше получается. А вообще я сам изучал язык, потому что он очень красивый».
Ольга Хаперских четвёртый раз слушает карильонную музыку в Старом Осколе:
«Я была и на первом фестивале, который проходил 1,5 года назад, потом они два раза приезжали с концертами. Замечательно, что Белгородчина имеет такой музыкальный инструмент, это очень большая радость для всех любителей музыки. Я всегда жду встреч с такой музыкой».
Елена Остапец работает в музыкальной школе, она побывала уже на двух фестивалях:
«Преподаю по классу фортепиано. Иногда мы детей просим изобразить на инструменте звучание колокола или колокольчика. И вот наглядно это можно послушать и увидеть здесь. Карильон – удивительный, необычный инструмент».
Завершил концерт Тимур Халиуллин композицией «Палладио» Карла Дженкинса. И пригласил всех на заключительный концерт фестиваля в филармонию в Белгород:
«Специально для нас композиторы из Москвы, Белгорода и Санкт-Петербурга сочинили произведения, премьеры которых вы сможете услышать 11 июня, на закрытии нашего фестиваля».
Владимир Бабич