Учимся слушать джаз. Почему все ноты звучат одновременно
Журнал «ОнОнас» беседует с белгородским трубачом и автором ютьюб-каналов Uncle Jazz и Sergjazz vinyl collection Сергеем Минаковым
-
Статья
-
Статья
1 июня в ботаническом саду БелГУ пройдёт музыкальный фестиваль «НаукаДжаз». Там будут научно-популярные лекции, роботы, разработки молодых учёных БелГУ и много-много музыки от джазистов белгородской филармонии и приглашённых музыкантов.
И если о чёрной материи или мифах про ГМО можно узнать на фестивале, то к прослушиванию восхитительной, но совсем не простой музыки лучше подготовиться.
— Как получать удовольствие от джаза?
— Джазовая музыка – это духовный поиск. Неподготовленному человеку определённо нелегко слушать музыку академическую, классическую и джазовую. Думаю, что этому нужно учить всех без исключения, именно знания открывают настоящую любовь к музыке.
Вообще, джаз имеет много различных стилей, которые бывают и просты, и сложны для восприятия – найдётся что‑то для каждого. Для какого‑то слушателя наличие грува (ритмического ощущения – прим. ред.) делает джазовую музыку более усваиваемой. Например, когда джаз был завязан на свинге, он был танцевальной музыкой и никто не задавался вопросами, а просто танцевал.
Я думаю, прежде всего получаешь удовольствие от игры солиста: его техники, того, как он строит импровизацию. Сольное выступление бывает мощнее любого бенда. Даже не подготовленный, но открытый слушатель уловит художественную картину, рассказ или роман в таких произведениях, как The Köln Concert Кита Джаррета или The Solo Album Сонни Роллинза. Это великие джазмены. Они создают великолепное представление, увлекая своей игрой в большое путешествие.
— Самые значимые джазовые альбомы/музыканты?
— На этот вопрос много правильных ответов. Могу предложить несколько крутых альбомов из джаза и джаз-рока, которые у меня на слуху:
- Чарльз Мингус – Tonight At Noon
- Джон Колтрейн – Crescent
- Джон Колтрейн – A Love Supreme
- Джон Зорн – Naked City
- Майлз Дэвис – Jack Johnson
- Фрэнк Заппа – Apostrophe
Запись Чарльза Мингуса на ютьюб-канале Сергея Минакова Sergjazz vinyl collection
— Что такое джазовые стандарты?
— Джазовый стандарт, он же эвергрин – это музыкальное произведение, которое стало суперпопулярно благодаря исполнителю. Наиболее ходовые стандарты считаются обязательными для изучения, они часто используются в джем-сессиях как основа для других композиций. Вы их тоже знаете – это Hit the Road Jack, Summertime, Caravan и другие.
— Можно ли сыграть джаз без классического состава инструментов «духовые – барабаны – клавишные – контрабас»?
— Определённо да. Есть, например, альбом бразильского квартета Quarteto Novo. Там две гитары, флейта и много разной перкуссии. Есть интересные записи джаза, в которых используются арфа, туба и даже волынка.
— Насколько много импровизации в записях и на концертах?
— В начале эры звукозаписи не было возможности записывать длинные произведения и приходилось всю композицию вмещать в три-четыре минуты. Зато на концертах можно было оторваться. Тогда, по воспоминаниям современников, импровизации длились часами, буквально до последних сил музыкантов. С развитием звукозаписи стали появляться студийные и концертные альбомы, но тоже полностью состоящие из импровизации. При этом она всегда имеет рамки, да и хорошая импровизация, как известно, та, что заранее подготовлена и отрепетирована.
— Почему джаз называли дьявольской музыкой?
— Люди склонны непонятные им вещи окрашивать в тёмные тона. Это всё от суеверия, а оно – от необразованности. В 1960–70-х рок-музыку тоже нарекали этим эпитетом. А сейчас мы уже понимаем, что это искусство ХХ века.
— Как получилось, что джаз превратился в элитарную и академическую музыку?
— Хм, я никогда не считал его таковым. Скорее об этом говорят те, кто любит себя позиционировать как элиту. Мол, поп-музыка – это для недалёких, а я вот слушаю джаз. Джаз вышел из бедного негритянского народа и развивался быстрыми темпами. За короткий промежуток он стал великим искусством, такое в мировой музыке – большая редкость. Так что джаз принадлежит всем слоям общества и слушают его разные люди. К примеру, босанова – подстиль джаза, который активно используется в поп-музыке.
— Почему джаз не любили в Советском Союзе, но потом всё‑таки разрешили?
— Судя по автобиографиям ряда советских музыкантов, глобального запрета на джаз не было. Просто власть боялась, что умные люди будут собираться вместе и не только слушать музыку, но и общаться о всяком. Многие джазмены ведь вышли из людей образованных – математиков, архитекторов и т. д. Собрания свободолюбивых образованных людей никому не по вкусу.
— Есть ли крутые российские джазмены?
— Наши современные джазмены имеют высочайший исполнительский уровень, даже в сравнении с советскими коллегами. Многие обладают безупречной техникой, чувством стиля, имеют превосходный звук и прекрасно разбираются в теории джаза. При этом настоящих индивидуальностей, которые могли бы чем‑то выделиться на общем высоком фоне, не так уж много. Но я назову несколько имён советского прошлого и российского настоящего, очень рекомендую их послушать и почитать о них: Алексей Козлов, Раймонд Раубишко, Владимир Чекасин, Андрей Товмасян, Георгий Гаранян, Анатолий Вапиров, Вагиф Мустафа-заде.
Ольга Алфёрова