Виталий Бгавин: Мне дано судьбой больше, чем я надеялся
Сегодня, 27 марта, главный режиссёр Белгородской драмы празднует 50-летие
-
Статья
-
Статья
В 1995 году выпускники саратовской консерватории и без пяти минут артисты Брянского театра драмы Виталий и Оксана Бгавины приехали в Белгород, что называется, на экскурсию. Заглянули в драмтеатр на минутку – Оксану приглашали сюда работать – и остались надолго.
Накануне юбилея с Виталием Бгавиным встретилась корреспондент «Белгородской правды».
Случайности не случайны
— Виталий Валерьевич, каково артисту родиться во Всемирный день театра?
— Моя мать родилась 31 декабря. Поздравляют её с наступающим Новым годом и спохватываются: «С днём рождения тоже!» Так и у меня: «С днём театра! И с днём рождения тебя!»
Родной город Виталия Бгавина – Балаково Саратовской области. Второй по величине в регионе, индустриальный, с АЭС, ГЭС и заводами, но на то время без театра. Отец Виталия работал на заводе, мать преподавала в ПТУ. Она‑то и услышала по радио, что сын родился во Всемирный день театра. Вспомнила и рассказала сыну: ходила в своё время в народный театр, там одни девчонки, а парни – нарасхват.
— Узнал у друга, есть ли в городе народный театр. Оказалось, есть. Мы пошли туда с девчонками знакомиться, – признаётся Виталий Валерьевич. – Там я будущую жену встретил.
— Судя по вашей биографии, вы успели окончить техникум и поработать на заводе?
— Два года я работал на заводе землеройных машин, потом чуть меньше года электриком на мясокомбинате. А параллельно ходил в народный театр при Дворце культуры.
Поступить на театральный факультет Саратовской государственной консерватории Виталий Бгавин решил в один момент. В отпуске приехал на вступительные экзамены. Думал: возьмут – значит, возьмут. Поступил с первого раза.
«А я был высокий, худой, с хорошим голосом – фактура для театра подходящая. Меня как‑то взяли сразу», – вспоминает он.
Студентом, признаётся Виталий Бгавин, был фанатичным.
— Я не только прочитывал все литературные произведения по программе, но ещё и конспектировал их. Большие такие тетради мелким почерком исписывал. Лет через десять после выпуска приехал в консерваторию и удивился: оказывается, мои конспекты ходили с рук на руки.
— Расскажите о своих учителях.
— В консерватории у меня были легендарные педагоги. Один из них – народный артист СССР Юрий Киселёв. Имя Юрия Петровича носит Саратовский театр юного зрителя. Я попал на последний курс, который он вёл. В войну он молодым приехал в Саратов и возобновил работу детского театра. При нём театр стал известен по всей стране. «Для детей надо играть как для взрослых, только немножко лучше» – его девиз. Было на курсе два замечательных педагога-артиста: нынешний художественный руководитель Саратовского ТЮЗа народный артист России Юрий Ошеров и народный артист России Григорий Цинман.
По настоянию Бгавина поступила в консерваторию – и тоже на театральный, бросив Московский коммерческий университет, – и его супруга.
Актёр и режиссёр
После окончания вуза Оксану Бгавину пригласили в Брянск и Белгород. В брянском театре супругам пообещали дать однокомнатную квартиру. Правда, не сразу, а через полгода. Они написали заявление о приёме на работу и поехали, когда выдалось время, в Белгород – город посмотреть. Пришли в белгородский театр. Разговор с его художественным руководителем Виталием Слободчуком был коротким: на работу принимаю, вот ключи от квартиры. И дипломы у молодых артистов, чтобы придать им решительности, сразу забрал.
«У Слободчука принцип такой: чтобы молодёжь не сидела в ожидании роли. Шанс показать себя – кто ты, что ты можешь – дают сразу. Вот тебе роль, пусть не главная, не в одном составе, но прояви себя и будь востребован, – объясняет Виталий Валерьевич. – Это очень важно. Наша профессия очень быстро уходит из рук».
Свою первую роль – пажа Керубино в «Женитьбе Фигаро» – он называет ролью на сопротивление. Первую большую роль, Генриха VIII в «Королевских играх» по пьесе Григория Горина, – проверкой на характер и выносливость. Из роли мальчика Керубино он, вспоминает теперь, пытался высечь юмор. А в «Королевских играх» режиссёр Феликс Берман в роли короля видел не молодого Виталия Бгавина, а совсем другого артиста.
«С «Королевских игр» я себя зарекомендовал, что могу играть большие роли. Такой была роль Алексея Орлова в «Царской охоте» – вместе в женой. Играл и очень неоднозначные роли: в «Бесприданнице», например, я – Карандышев, а не, как можно предположить, Паратов. А потом я ещё и учиться поехал на режиссёра».
Получать вторую профессию Бгавин поехал в Москву. Выбирал между ГИТИСом и Высшим театральным училищем им. Бориса Щукина (сегодня – театральный институт – прим. авт.). Остановился на заочном режиссёрском факультете во втором. Правда, поступать пришлось дважды.
«Первый курс, установочная сессия. А мы выпускаем знаковый спектакль. Режиссёр Михаил Мокеев ставил «Ромео и Джульетту» – новая режиссура, новая кровь. Я играл Тибальта и на сессию не поехал. На следующий год я опять поступил на общих основаниях», – рассказывает Виталий Валерьевич.
Свой преддипломный спектакль «С любовью не шутят» по пьесе Педро Кальдерона он поставил в фойе: задействовал молодых артистов, минимум реквизита. Восстановленный пять лет назад, он до сих пор в репертуаре Белгородской драмы. А дипломная постановка Виталия Бгавина «Единственный наследник» по пьесе Жана Франсуа Реньяра выдержала больше 100 спектаклей. Приятная новость для театралов: с апреля режиссёр начнёт работать над его восстановлением. «Единственным наследником» в мае закроют театральный сезон.
Не стать предсказуемым
Актёр Виталий Бгавин работал со многими режиссёрами, ставившими спектакли на белгородской сцене. А с 2017 года он сам главный режиссёр БГАДТ им. М. С. Щепкина.
— Изменилось ли ваше самоощущение как актёра?
— Нет. Но то, о чём ты говоришь как главный режиссёр, надо показывать на собственном примере.
— Как вы определяете своего зрителя?
— Я не знаю, какой у меня зритель. Я никогда этим не озадачивался. Если я буду знать, какой у меня зритель, что он любит, я начну обслуживать его так или иначе. А это всегда плохо: ты начинаешь быть предсказуемым. Я стараюсь на своё ощущение опираться: какой бы мне театр понравился, если бы я сидел в зале. Других критериев нет.
— 23 и 24 марта зрители увидели премьеру – спектакль «Кабала святош» в постановке заслуженного деятеля искусств Республики Крым Юрия Маковского. Вас увидели в роли знаменитого драматурга и актёра Мольера. Пьесу ставили не единожды во многих театрах. Какой ваш Мольер?
— Мы не искали, как бы так поставить спектакль, как до нас не ставили. Так бывает у молодых режиссёров – им надо себя показать. И тогда начинается поиск псевдоавангардных решений. А надо же «доставать» из автора, быть вместе с ним, а не за него. Если ты не знаешь, про что ставить «Гамлета», не надо его брать, возьми что‑нибудь другое. «Кабала святош» создавалась в очень тяжёлое время для Булгакова, когда его травили. Пьеса – мольба о том, чтобы хотя бы его коллеги поняли, в каком он беспомощном положении. И Мольер тоже загнан был в угол. Тут мы ничего не пытаемся придумать за Булгакова. Все наши находки – из материала, а не надстройки над ним.
Что дано судьбой…
— Расскажите о своих увлечениях. Слышала, что в театре уже перестали шутить о рыбалке…
— Я же с Волги. Хорошей, настоящей русской реки мне не хватает в Белгороде, в этом единственный я вижу недостаток. Раньше мы с друзьями ездили по четыре раза в год в Астрахань. Дней на десять уезжали на остров с палатками. Там вообще людей нет, редко кто забредает. А сейчас уже не получается. Раньше всё время про рыбалку шутили, а я как‑то сказал: «Я же на рыбалке уже столько времени не был!»
У меня одно хобби в последнее время – строю дом. Это на всю жизнь занятие, как я понял. Где‑то половину работ делаю сам. Я никогда ничего не строил, но, как оказалось, всё возможно. Сам сделал электрику в доме, забор, положил плитку во дворе, баню построил с большим хозблоком, с погребом.
— В наши дни бытует мнение, что человек творческой профессии обязательно должен быть активным в социальных сетях. Мне не удалось найти ваши аккаунты. Вы принципиально не сидите в соцсетях?
— Вот жена подарила телефон, сказала: заведи страничку на «Фейсбуке». Завёл, посчитал, сколько времени трачу на это, и удалился. Я лучше пьесу прочитаю за это же время. В «ВКонтакте» я есть, но тоже не для общения. Я считаю, что виртуальное общение – это трата своего времени. Не скажу, что я борец с социальными сетями, просто исключил их из своей жизни.
— Как вы думаете, что ваши дочери, Полина и Алёна, ответят на вопрос: «Каково это – родиться в артистической
семье»?
— Старшая никогда не хотела пойти по нашим стопам. Никто не навязывал ей, кем быть. Полина учится в БелГУ на филолога. Сама поступила на бюджет, получает повышенную стипендию. А младшая говорит: «Я буду актрисой». Я её в новогодней сказке занял. Они с подругой отработали новогодние спектакли за деньги, а сейчас говорят: «Мы будем приходить играть, платить нам не надо».
— Спрошу напоследок: вы счастливый человек?
— Да. Я стараюсь не завышать своих амбиций, чтобы не чувствовать себя ущемлённым: их уровень соответствует уровню моих достижений. И стараюсь быть благодарным судьбе за то, что есть, а она меня не обделяла. Мне дано судьбой больше, чем я надеялся.
24 марта в БГАДТ им. Щепкина состоялся бенефис заслуженного артиста РФ Виталия Бгавина. Он сыграл Мольера в премьерной постановке «Кабала святош».
Оксана Придворева