«Наш маленький Зальцбург». Чем удивляет публику BelgorodMusicFest 2019
Гости из‑за рубежа, музыкальные премьеры и планы на будущее фестиваля – в материале «БелПрессы»
-
Статья
-
Статья
VIII Международный музыкальный фестиваль «Борислав Струлёв и друзья» открыли 23 февраля. Впереди у его поклонников – ещё три больших концерта в Белгороде и один в Старом Осколе, спектакль, кинопоказ, презентации выставок.
Борислав Струлёв называет нынешний фестиваль «ещё одним восьмым чудом света». Говорит так полушутя-полусерьёзно, но это не отменяет того факта, что BelgorodMusicFest 2019 как никогда ранее соединил в себе разные виды искусства – от классической музыки до экспериментальной фотографии.
Постоянные участники и первые гости
Симфонический оркестр филармонии и его дирижёр Дмитрий Филатов уже стали константой фестиваля, как и камерный оркестр Mezzo Music под управлением Натальи Боровик (его музыканты сыграют в концертах 27 февраля и 2 марта). Солировать на концерт-открытие пригласили трубача Сергея Накарякова и джазового пианиста Давида Газарова. Оба – лауреаты множества музыкальных конкурсов, живут за границей – в Израиле и Германии соответственно, бывают с концертами в разных странах, на фестивале в Белгороде выступили впервые. У обоих есть своего рода музыкальная миссия – знакомить зарубежного слушателя с отечественной культурой.
Вышел, разумеется, на сцену и Борислав Струлёв. Одно из отделений концерта посвятили народному артисту России Дмитрию Хворостовскому. Вместе с оркестром и академическим хором филармонии (главный дирижёр – Елена Алексеева) виолончелист исполнил фрагменты из шоу Déjà vu – совместного музыкального проекта Хворостовского и композитора Игоря Крутого. Виолончель Струлёва заменила собой баритон Хворостовского.
«Нет и не будет такого певца, но виолончель как инструмент может напомнить о потрясающем великом артисте», – пояснил ранее музыкант.
Узнав о предстоящем выступлении Струлёва на фестивале, вдова народного артиста Флоранс Илли-Хворостовская прислала из Лондона видеообращение для белгородских слушателей.
«Прохоровская битва»
Первая фестивальная премьера этого года – симфоническая поэма «Прохоровская битва». Её автор – Тихон Хренников-младший, правнук и тёзка знаменитого советского композитора. Музыкальное сочинение он написал специально для белгородского фестиваля.
Когда‑то Хренников-старший стал музыкальным наставником для Борислава. Сам он говорит, что без участия в его судьбе композитора не стал бы в 1990-е гастролирующим музыкантом. Виолончелист уже был знаком с Хренниковым-младшим, когда услышал его сочинение «Память о Сталинграде», написанное в прошлом году на одном из концертов. Из впечатления от симфонии родилась идея сотрудничества.
«Мы провели такой мозговой штурм за 15–20 минут, накидали много идей. Из них отсеялись ненужные, а остались важные, так сказать, проверенные временем. Я попытался воплотить их в своей музыке», – рассказал о том, как рождался замысел поэмы, Тихон Хренников-младший.
«Прохоровскую битву» он называет логическим продолжением темы, к которой уже обратился. Работу над сочинением композитор завершил месяц назад. Её исполнение в Белгороде считает большой честью для себя.
В 18-минутной симфонической поэме её первые слушатели распознали задуманный автором и воплощённый симфоническим оркестром звук приближающегося танка, перезвоны поминальных колоколов, прочувствовали, цитируя услышавшего произведение на репетиции Давида Газарова, «надвигающиеся ужас, тьму, и с другой стороны – стену света, который эту тьму раздвигает». Ни у кого не осталось сомнений, что «Прохоровская битва» прозвучит в Белгородской области ещё не единожды.
Планы на сегодня и на перспективу
«Для нашего региона фестиваль имеет огромное значение: из года в год ширится число желающих попасть на него. Каждый год зал заполняется, и заранее невозможно купить билеты. Это свидетельствует о хорошем вкусе, который формирует он у жителей Белгородской области, – отметила на открытии фестиваля замгубернатора Ольга Павлова. – И этот вкус формируется благодаря сподвижничеству Борислава Струлёва, виртуоза-музыканта, просветителя, и благодаря тому, что сегодня Борислав так много вкладывает себя в этот фестиваль».
На предфестивальной пресс-конференции Струлёв поделился своим наблюдением, насколько востребован фестиваль: половину билетов на закрытие BelgorodMusicFest публика выкупила, ещё не зная программы концерта. И понадеялся, что вскоре Белгород сможет конкурировать с небольшими городами, которые на время проходящих там фестивалей превращаются в музыкальные столицы.
«Давая интервью, я подбрасываю для словца: «Приезжайте в наш маленький Зальцбург (город в Австрии, место проведения ежегодного летнего музыкального фестиваля – прим. авт.), приезжайте во время фестиваля в гости в город. Потому что есть что посмотреть, приезжайте как турист», – рассказал виолончелист.
И это, по его словам, задача на перспективу.
А в этом году фестиваль продлится до субботы, 2 марта. Сегодня, 25 февраля, в программе – спектакль Quasi una fantasia актёров Мастерской театральных ремёсел Андрея Щукина. Послезавтра, 27 февраля, пройдёт ещё один концерт, где выступят ещё одни гости – Rastrelli Cello Quartet и король буги-вуги Мэтью Ли. 1 марта всех желающих приглашают в большой зал филармонии на премьеру документального фильма об оперной диве Елене Образцовой «Непревзойдённая Кармен». Попасть на него можно по бесплатным пригласительным билетам.
2 марта фестиваль закроют концертом-миксом джаза и оперы. На закрытии официально откроют (без каламбура не обойтись!) работающие на протяжении всего фестиваля экспозиции в фойе: фотовыставку Владимира Асмирко «Бессмертная дружба: по следам генерала Путятина в Японии», выставку фотохудожника Натальи Тоскиной и персональную выставку художника Василия Кафанова.
Фестиваль проходит при поддержке Фонда развития классического музыкального искусства в Белгородской области
Оксана Придворева